Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика как наука о развитии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура диалектики
Как мы уже выяснили, диалектика - составная часть, или концепция, диалектического материализма - наиболее общей философской науки. Важнейшим или базовым понятием диалектики выступает категория развития. Развитие - одно из трех, наряду с материей и человеком, узловых понятий диалектического материализма. Диалектика - это наиболее полное и глубокое учение о развитии1. Ее нередко определяют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика связана с решением второго крупнейшего вопроса философии - о развитии. Научная диалектика - одно из важнейших приобретений философской мысли за два тысячелетия ее развития. Являясь теорией развития объективного мира и человеческой мысли, диалектика представляет собой фундаментальный способ мышления (входящий в состав материалистического образа мысли), бесконечно развивающийся и совершенствующийся. Поэтому недостаточно знать, что говорит диалектика о развитии мира и мысли, необходимо научиться мыслить диалектически. В структуре диалектики различают обычно следующие разделы: 1. Общий характер диалектики как науки. 2. Основные принципы диалектики. 3. Основные законы диалектики. 4. Некоторые узловые категории диалектики. Эта структура выражает традиционный план изложения содержания диалектики, хорошо освоенный в философской научной и учебной литературе. В этом плане диалектика представлена как наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, или, иначе, как абстрактно-всеобщее учение о развитии. Однако диалектика имеет и второй, более сложный план, или уровень построения, который в идеалистической форме был намечен Гегелем, а на основе материалистического понимания мира - классиками марксизма. В этом плане диалектика представляет собой описание не развития вообще, законов развития вообще, а единого закономерного процесса развития материи, составленного последовательностью основных форм материи. Это - конкретно-всеобщая теория развития, опирающаяся на абстрактно-всеобщую теорию диалектики, но идущая дальше, к объяснению реальных ступеней развития мира и человеческой сущности. Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, т.е. присуща бесконечному миру. Развитие мира по диалектическим законам никогда не начиналось и никогда не прекратится, т.е. бесконечно. Вместе с тем диалектика, согласно Энгельсу, выступает в двух формах: объективной и субъективной. Объективная диалектика - диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика - диалектика развития субъективного мира, прежде всего - человеческого мышления. Субъективная диалектика - отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютно полном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли. Однако, будучи всегда неполной, субъективная диалектика, достигая уровня научной теории развития, способна схватить наиболее общие и принципиальные черты объективной диалектики. Почему и как это возможно - часть поставленной нами ранее философской проблемы как возможно достоверное научное мировоззрение. Субъективную диалектику можно представить более расчлененно, различив в ней диалектику логического мышления (диалектическую логику) и диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трех формах: объективной диалектики, логики и теории познания. Впервые такое различение ввел Гегель. Ленин считал необходимым сохранить и углубить эту трактовку диалектики и в научной материалистической философии1. Диалектика, как и философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира. Диалектическая теория лежит в основе диалектического метода, поскольку подход к познанию и действию определяется теоретическим пониманием мира. Сведение диалектики к методу и отрицание материалистического метода - одна из крупнейших ошибок, еще не до конца изжитая философской наукой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.236 (0.006 с.) |