Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт гражданства российсой Федерации как основа реализации конституционно-правового статуса личности
Конституционно-правовой институт гражданства Российской Федерации находится на стадии становления, и в силу объективных причин процесс его формирования является весьма динамичным. Немаловажное значение на его формирование оказывает активная миграция и связанные с нею проблемы, которые с видимым усилием решаются в современной России. В силу данных причин вышеуказанная тема является весьма актуальной. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (действующая редакция, 2016 г.) регламентирует функционирование института гражданства как основу для реализации конституционно-правового статуса личности. Цель данного исследования является изучение института гражданства как основы для реализации конституционно-правового статуса личности, выявление проблем, связанных с законодательной сферой регулирования вопросов гражданства и возможность их решения. Для достижения данной цели следует выделить следующие задачи: исследование сущности института гражданства; формулирование определения понятия гражданства; приобретение и прекращение гражданства; определение института гражданства как реализацию конституционно-правового статуса личности. При изучении действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации, а именно Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" было выявлено что, данный федеральный закон, обеспечил четкую дифференциацию оснований (способов) приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства. В свою очередь, само принятие данного закона вызвало значительный интерес со стороны ученых, который был обусловлен как необходимостью определения сущности основных его положений, так и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. К исследованиям в данном направлении можно отнести работы: В.Я. Кикотя, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина, и др. Исследуя вопросы института гражданства, прежде всего, необходимо обратиться к определению термина «гражданство». В законодательном акте рекомендательного характера «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года, в ст. 1 содержится определение понятия гражданства: «Гражданство определяется как устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета» [1]. Но, не смотря на то, что принято нормативное закрепление определения данного института, в юридической литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Отсутствие единого подхода в понимании правовой природы гражданства усложняет поиск ответа на вопрос о том, в чем выражено содержание гражданства, его значении в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Дискуссионный характер данного вопроса объясняется не только сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, но и тем, что понимается под органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют. Однако если ссылаться на закрепленное определение гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» [2], [3] где положено начало новой концепции взаимоотношения личности и государства. То согласно ст. 3 данного закона под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Следовательно, делаем вывод, что гражданство – это правовое, а не фактическое состояние. Граждане государства – это не совокупность отдельных лиц, проживающих на его территории, так как по этому признаку последние образуют население страны – категорию демографическую. Гражданином государства является лицо, получившее свой статус не в силу его проживания на территории этого государства, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. В отношении каждого человека гражданство подтверждается подготовкой и оформлением документов, которые в последствии, и будут свидетельствовать о наличии его гражданства. Документами подобного рода являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство [4]. Государство регистрирует также и иные акты гражданского состояния, такие как - свидетельство о смерти своего гражданина. В анализе существующего законодательства, так же следует отметить такую проблему, как основания приобретения и прекращения гражданства. Согласно ст. 6 Конституции РФ [5], и ст. 11 «Закона о гражданстве» в которых зафиксированы основания приобретения гражданства, а согласно ст. 18 вышеуказанного закона закреплены условия прекращения гражданства. Следует отметить, что на современном этапе формирования института гражданства существуют проблемы не только теоретического характера, но и проблемы реализации законодательных норм о гражданстве на практике, а именно в непосредственной деятельности органов государственной власти, в компетенции которых сосредоточено решение вопросов гражданства. В сфере приобретения и прекращения гражданства происходят определенные нарушения:
1. Нарушения прав лиц, имеющих право на гражданство по рождению; данные нарушения заключаются в том, что лицам не предоставляют гражданство, поскольку они находились в течение конкретного времени за пределами страны, хотя они имеют на него право в силу своего рождения; 2. Нарушения при выдаче паспортов граждан России и в практике изъятия последних; 3. Нарушения из-за неспособности сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, оперативно реагировать на изменяющее законодательство в сфере гражданства. Подводя итог в изучении вопросов института гражданства Российской Федерации как основы для реализации конституционно-правового статуса личности, необходимо отметить, что существует также взаимосвязь гражданства и личности. В этом сочетании личность, как первичный носитель статуса гражданина, является в то же время частью целого, то есть общества, составляющего государство, проецирующее на себя все свойства гражданства. Однако сведение понимания гражданства только к части или к сумме частей не позволяет в полной мере раскрыть природу гражданства, так как если в количественном аспекте целое есть сумма частей, то в качественном аспекте целое больше суммы частей и принципиально к нему несводимо. Гражданство нельзя представить себе, как мир изолированных индивидов, это не арифметическая сумма составляющих его общество субъектов, а их интегральная совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в гражданстве индивидов, представляющих разнородные социальные силы. Список литературы: 1. О проекте Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «О согласованных принципах регулирования гражданства» [Текст]: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 мая 1993 года № 5014-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 23. – Ст. 831. 2. О гражданстве Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 апреля 2002 года) (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031 3. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (действующая редакция, 2016) 4. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571. «Заграничный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка); дипломатический паспорт; паспорт государственного служащего; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ...». 5. Смородин, Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации [Текст] / Н.М. Смородин // Закон и право. – 2003. – № 5. – С. 59. Егорова А. И. Таврическая академия ФГАОУ ВО Научный руководитель к.ю.н., доц. Анохин А.Н.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.004 с.) |