Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы конституционно-правового регулирования статуса иностранцев В Российской Федерации
Проблема конституционно-правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации является актуальной ввиду становления, формирования и развития законодательства, регламентирующего положение иностранных граждан в современной России. Одним из факторов обусловивших выбор темы моего исследования является принятый в 2002 году ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также его последующие изменения и дополнения, что уже само по себе свидетельствует о необходимости совершенствования ряда положений данного закона. Цель работы заключается в комплексном исследовании конституционно-правового регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации и разработке рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства. Для разрешения данной цели были поставлены следующие задачи: исследование и анализ действующего законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также подготовка предположений, направленных на разрешение данной проблемы. При рассмотрении проблем действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации следует обратить внимание на то, что многие исследовали, в частности Е.С.Самарина, говорят о том, что основные понятия, раскрывающие правовое положение данных лиц, продолжают оставаться недостаточно исследованными, не изучены внутренние линии между ними, не выработан единый терминологический подход [6]. Начнём с того, что обратимся к легальному определению понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», которое содержится в статье 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с данной статьёй иностранным гражданином признаётся физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь лицом без гражданства в соответствии с данной статьёй признаётся физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1]. Стоит сказать, что во многих случаях российское законодательство не устанавливает различий в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства. Это позволяет употреблять термин «иностранец».
Однако, как отмечает Ю.В. Герасименко между иностранными гражданами и лицами без гражданства всё же имеются юридически значимые различия, которые просто не позволяют описать их единым термином «иностранцы». В свою очередь, понятия «иностранный гражданин» и «иностранец» должны считаться полностью идентичными [5]. Мы считаем, что существуют все основания для того, чтобы поддерживать данную точку зрения. А также считаем необходимым законодательно закрепить определение понятия «иностранец», причём в узком его значении в соответствии с которым под «иностранцами» понимаются лица, находящиеся на территории какого-либо государства, не являющиеся его гражданами, но имеющими гражданство другого государства. И привести в соответствие с его значением положения действующих нормативных правовых актов, в которых применяется данный термин. Но в то же время, несмотря на наличие различий между иностранными гражданами и лицами без гражданства Герасименко отмечает, что у данных лиц присутствует такой общий признак, как отсутствие российского гражданства. В связи с этим Герасименко считает правомерным объединение исследуемых нами лиц в одну общую категорию и предлагает ввести термин «лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации» [5]. Однако мы считаем, что данный термин является слишком сложной конструкцией с позиций правил законодательной техники. Но в то же время использование данного термина в юридической литературе вполне возможно. Также одной из главных проблем является наличие пробелов, противоречий и неточностей в действующем законодательстве, регулирующем правовой статус иностранцев в Российской Федерации, которые требуют восполнения и устранения. Л.Н.Васильева отмечает, что ст. 18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» богата «оценочными» терминами, такими как «оптимальный баланс», «с учётом ситуации», что снижает нормативно-регулирующий характер норм, содержащихся в ней [4].
Далее хотелось бы рассмотреть проблемы развития законодательства в сфере миграции и отметить, что в регулировании миграционных отношений значительная роль отводится подзаконным нормативно правовым актам. Л.В.Андриченко отмечает, что это обусловлено стремлением законодателя уйти от регламентации ряда конкретных вопросов, которые касаются обеспечения и защиты прав мигрантов [3]. В связи с этим в текст закона вводится большое количество отсылочных норм, что существенно усложняет реализацию закона. Главной проблемой является то, что благодаря излишнему количеству отсылочных норм возникает зависимость действия закона от сроков принятия, а не редко и от содержания текста подзаконных актов. Также следует отметить, что пробелы имеются в законодательных нормах, направленных на обеспечение реализации исследуемой группой лиц социально-экономических прав и свобод. Примером является право рассматриваемых нами лиц на свободное осуществление экономической деятельности. В соответствии со ст.2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", разрешение на работу – это документ, подтверждающий, в том числе и право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности [1]. Из этого следует, что требование о необходимости получения разрешения на работу распространяется также и на иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Однако распространение данного требования на вышеуказанных лиц, с которыми не заключаются ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры и которые сами могут выступать в качестве работодателей и заказчиков, вызывает недоумение. Из этого следует, что если данные лица и должны получать какое-либо разрешение, то это должно быть разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, а не на работу. Говоря о пробелах в законодательстве, регулирующем конституционно-правовой статус иностранцев в Российской Федерации, следует также сказать о изменениях, которые были внесены в Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которым иностранные граждане допускаются к поступлению в Вооруженные Силы Российской Федерации по контракту. Этим законодатель создал явную правовую коллизию. Дело в том, что ФЗ «О Системе государственной службы российской федерации» содержит положение, подразделяющее государственную службу на государственную гражданскую службу, военную службу, а также правоохранительную службу [2]. Хотелось бы остановиться на понятии «государственная служба» и сказать о том, что государственная служба- это форма реализации конституционного права граждан на труд. Она осуществляется определённой категорией служащих. Из данного понятия вытекает и понятие субъекта государственной службы- государственного служащего. Под ним понимается гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета. Говоря о военной и правоохранительной службе следует отметить, что они являются видами федеральной государственной службы. Соответственно, требования к лицам, которые могут быть допущены к государственной службе, должны быть идентичными. Исходя из этого мы можем понимать, что субъект данных общественных правоотношений остался неизменным, и проходить данную (военную и правоохранительную) службу могут только граждане Российской Федерации. Однако Закон предоставляет иностранным гражданам возможность проходить военную службу по контракту, указывая при этом конкретный перечень документов.
В заключении следует отметить, что законодательство Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан является не совершенным. В нём существует ряд проблем, основными из которых являются: -Проблемы понятийного свойства; -Дисбаланс законодательного и подзаконного регулирования конституционно-правового статуса иностранцев; -Наличие пробелов и противоречий в указанном законодательстве. Для разрешения вышеуказанных проблем нами будут предложены следующие пути решения: -Необходимо законодательно закрепить определение термина «иностранец», причём в узком его смысле, и привести в соответствие с его содержанием нормативно правовые акты, в которых употребляется данный термин. А также разработать и законодательно закрепить термин, объединяющий такие понятия как «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», отличающийся от понятия «иностранец». -Следует сократить количество отсылочных норм в законе, регулирующем правовое положение исследуемых лиц, что позволит нормализировать дисбаланс законодательного и подзаконного регулирования конституционно-правового статуса иностранцев. -Необходимо восполнить и устранить пробелы, противоречия и неточности в действующем законодательстве, регулирующем конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Список литературы: 1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета. -31.07.2002. - № 140. 2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ // Парламентская газета.- 31.07.2002.- №144. 3. Aндриченко Л.В. Проблемы развития законодательства Российской Федерации в сфере миграции / Л.В. Aндриченко // Юстиция.- 2007.- № 1. - С. 121-141. 4. Васильева Н.В. Политические нрава иностранных граждан в Российской Федерации (Конституционно-правовой аспект): автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., -2005. - 26 с. 5. Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (вопросы теории и практики): автореф. дис.... д-ра юрид. наук.- М., -2003. - 43 с. 6. Самарина E.С Эволюция дефиниции «иностранец» в российской правовой системе / E.С Самарина // Правовая политика и правовая жизнь. - 2007.- № 2. - С. 132-137. Буркина А.А. Таврическая академия ФГАОУ ВО Научный руководитель к.ю.н., доц. Регушевский Э. Е.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.013 с.) |