Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парламентаризм В Великобритании: история и современность
Британский парламент является одним из старейших парламентов мира. Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны, однако со временем претерпел значительные изменения. С понятием «парламент» тесно связано понятие «парламентаризм» - это система организации государственной власти, основанная на признании верховенства парламента в системе государственных органов, в законодательной сфере и определяющей роли в формировании правительства. Данное понятие зародилось в Великобритании несколько позже, т.к. изначально парламент возник как совещательный орган сословного представительства при монархе и не оказывал значительного влияния на политику и управление страной. Определяя становление английского парламентаризма несомненно следует выделить несколько этапов: 1) Образование парламента в Англии. Данный этап характерен тем, что после гражданской войны второй половины XIII века между баронами, с одной стороны, горожанами и рыцарством — с другой, королевская власть осознала необходимость компромисса между воюющими сторонами. Результатом такого компромисса и стало создание так называемого «образцового» парламента, который послужил моделью для последующих парламентов Англии. Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. 2) Расширение компетенции парламента в XIV – XV вв. и становление абсолютизма. В течение XIV в. за парламентом закрепилось право законодательной инициативы и благодаря принятию ряда статутов 1340, 1362 и 1371 годов право ведать финансовыми вопросами и налогообложением. Также с конца XIV в. парламент постепенно ввел процедуру импичмента должностных лиц короля, злоупотреблявших полномочиями. XV век ознаменовался тем, что британский парламент получил право принимать билли об опале. 3) Парламент в XVI – начале XVII веков. Это период абсолютной монархии в Англии и соответственно период упадка в истории развития британского парламента. Полномочия парламента были значительно ограничены, а палата общин зачастую была всего лишь марионеткой в руках короля и поддерживающей его палаты лордов.
4) Решающую роль в становлении парламентаризма в Великобритании сыграла вторая половина XVII века, которая ознаменовалась сначала правлением Кромвеля, а затем буржуазными революциями. В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название «Орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля. [1, с.8] Согласно новой конституции, высшая законодательная власть была сосредоточена в руках лорда-протектора и парламента. Парламент был однопалатным (палата лордов была упразднена). Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Вскоре Кромвель вообще перестал созывать парламент. Политика Кромвеля, а затем и его последователя Якова II во многом не удовлетворяла население и это выразилось в революциях, ключевой из которых стала Славная революция 1688 года, в результате которой был принят Билль о правах – первый законодательный акт нового парламента, определивший его правовой статус в системе государственного управления как органа, которому принадлежит верховная законодательная власть. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти, а также финансовой политики, Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короля без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время. [1, с.11] Кроме того Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петициями к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии срок полномочий парламента был определён сначала в 3, а затем в 7 лет. [1, с.12] Что касается структуры английского парламента XVII века, то период реставрации вернул ему двухпалатную структуру. Если говорить об отношениях парламента с монархом, то в данный период был утвержден принцип контрасигнатуры актов монарха приятым парламентом Актом об устроении 1701 г., а за монархом оставалось право наложения абсолютного вето на законодательные акты парламента. Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Стоит отметить, что в этот период зародилась двухпартийная система: появились партии тори и виги.
5) XVIII характерен тем, что в этот период происходит становление конституционной монархии и оформление «ответственного правительства». Победившая на выборах в парламент партия, получившая большинство голосов, формировала кабинет. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы. Монарх таким образом отстранялся от руководства кабинетом. 6) Избирательные реформы XIX века, которые внесли изменения в распределение мест в нижней палате: снижен имущественный ценз, отнято или значительно сокращено право представительства в парламенте у «гнилых местечек» и эти освободившиеся места были отданы: новым городам, графствам, Шотландии, Ирландии, Уэльсу. Также были преобразованы политические партии (тори – консерваторы, виги – либералы, но уже в 1906 году последние вновь были преобразованы в лейбористскую партию) В 1872 году в Англии вводится тайное голосование и создаются избирательные округа, каждый из которых выбирает одного депутата по мажоритарной системе относительного большинства. 7) В XX веке также был проведен ряд реформ, которые в 1911 сократили срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет, в 1929 году установили равные избирательные права мужчин и женщин, в 1969 г. Актом о народном представительстве, был снижен возрастной ценз с 21 года до 18 лет. Также стоит отметить, что в это время происходит усиление власти правительства за счет делегируемых ему полномочий парламентом, особенно в области чрезвычайного законодательства. Глава правительства - премьер-министра получил право в любое время добиться роспуска парламента. 8) Современный этап развития. На сегодняшний день парламент Великобритании имеет двухпалатную структуру: верхняя палата – Палата Лордов, нижняя палата – Палата Общин. Неотъемлемым элементом парламентской структуры является монарх – королева Елизавета II. Палата общин - это общенациональный представительный орган, состоящий из 650 членов, избираемый сроком на 5 лет, работой которого руководит председатель палаты – спикер. За палатой общин признано исключительное право осуществлять контроль над финансами. Палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов, которые подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных. Таким образом, можно сделать вывод, что становление британского парламентаризма имеет долгую историю, в которой можно выделить 8 этапов, имеющих свои характерные особенности. Современный парламентаризм в Великобритании основан на принципе «верховенства парламента», что выражено в ведущем положении высшего законодательного и представительного органа страны в системе разделения властей и существующей системе парламентарного (ответственного) правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов парламента, несет ответственность перед парламентом и в случае вотума недоверия должно уйти в отставку.
В настоящее время среди представителей политической элиты, а также многих ученых-конституционалистов широко распространена дискуссия по поводу актуальности существования верхней палаты британского парламента. Необходимо отметить, что вопросы об упразднении или по крайней мере реформировании Палаты Лордов поднимались достаточно часто в Палате общин за последние тридцать лет. Особенно активные действие на этот счет принимались в течении 90-х годов лейбористкой партией под руководством Т. Блэра, который очень остро критиковал наличие наследственных пэров в верхней палате, заявляя, что в современном демократическом государстве присутствие в законодательном органе лиц, оказавшимся там лишь благодаря тому, что какой-то их предок был приближённым к монарху, является абсурдным[2, с.138]. Кроме этого он признавал необходимость демократизации системы назначения пожизненных пэров. В своем законопроекте «О реформе Палаты Лордов» 1999 г. политик предлагал трансформировать Палату лордов в преимущественно избираемую верхнюю палату с представительством от всех наций и регионов Соединённого Королевства. Однако все его попытки в отношении Палаты Лордов закончились лишь тем, что он добился в соответствии с принятием своего законопроекта парламентом сокращения числа наследственных пэров до 92 человек и изъятия у нее в 2009 г. судебных полномочий. Его план о коренной модернизации Палаты Лордов не смог осуществиться. Надежда на возобновление процесса реформирования одного из старейших институтов центрального управления Соединенного королевства возродилась после формирования в мае 2010 г. Коалиционного Правительства Дэвида Камерона [2, с. 143]. Правительству удалось 17 мая 2011 года внести новый законопроект «О реформе Палаты Лордов», но как мы видим на сегодняшний день это дело так и не удалось довести до конца. Возможно, в будущем процесс реформирования верхней палаты будет завершен и Палата Лордов сможет реально трансформироваться в демократический, представительный и эффективный элемент британского парламентского механизма. Мы считаем, что идея о совершенствовании Палаты Лордов представляется целесообразной и актуальной потому, что сами принципы ее формирования, существования и деятельности являются устаревшими и не отвечают современным представлениям о демократии, сложившимся как в самом британском обществе, так и в мире. Если данный вопрос удастся решить, то реформирование палаты лордов несомненно отразится на эффективности работы современного Парламента Великобритании.
Список литературы: 1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 720 с. 2. Ковалев И.Г. Проблема реформы Палаты лордов в политической жизни Великобритании 1980-2000-х гг. // Общественные науки и современность. – 2012. - №3. – с. 135 – 144. Аблаева Д. С. Таврическая академия ФГАОУ ВО Научный руководитель к.ю.н. Сибилева А.Ю.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 3882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.) |