Роль и место федеральных конституционных законов В системпе правовых актов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место федеральных конституционных законов В системпе правовых актов РФ



Федеральные конституционные законы – сравнительно новая разновидность законов в РФ. Они были официально признаны с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, и являются одним из важных видов источников конституционного права России. Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права [1].

Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными Федеральными Законами РФ и тем более иными правовыми актами. Также их отличает особый, более усложненный порядок принятия.

Для принятия Федерального конституционного закона требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3, голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Федеральный конституционный закон подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (права вето Президента в отличие от порядка принятия простых федеральных законов не предусмотрено) [2].

В советский период высказывались предположения о том, что такого рода законы как федеральные конституционные, целесообразны. Предполагалось ввести в систему источников государственного (конституционного) права конституционные законы, которые по своей значимости будут стоять сразу вслед за Конституцией. Доктор юридических наук Овсепян Ж.И. в своих работах проводила исследование типологии законов, которые по своей природе являются конституционными; аргументировалась необходимость выделить их в самостоятельную группу актов и именовать их понятием «конституционный закон». Указывалось, что предметом регулирования таких законов являются «собственно конституционные отношения»; что эти конституционные законы были бы «своеобразным «обрамлением» Конституции и непосредственно связующим звеном между ними и остальными законами, иными правовыми актами»

Интересно заметить, что определенный «прототип» конституционных законов выделялся еще дореволюционными исследователями. Так, М.М. Сперанский в планах государственного преобразования (Введение к уложению государственных законов 1809 г.) выделял наряду с законами государственными также коренные государственные законы. К их основному предмету было отнесено три элемента:

1)​ Права державной власти.

2)​ Закон, возникающий из прав державной власти.

3)​ Права подданных [3].

Конечно, нельзя, безусловно, причислять коренные законы к конституционным, поскольку конституции в тот период еще не было, но принцип разделения законов и разделения законодательных актов схож с современным. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ [4]. Итак, действующая Конституция РФ выделяет федеральные конституционные законы в качестве источника права. В связи с этим необходимо определить такие аспекты: существование конституционных законов как отдельного источника права и возможность регулирования схожих отношений обычными федеральными законами. Как верно указывают ученые юристы, сравнительно небольшой объем Конституции не позволяет охватить своим воздействием весь круг конституционных отношений, в том числе отношения между субъектами государственной власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем обычными федеральными законами. Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава. Согласно норм Конституции РФ, федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ, законам Российской Федерации о поправках к Конституции РФ и федеральным конституционным законам, которые были приняты ранее.

Федеральные конституционные законы не могут вносить изменения в текст Конституции. Они могут лишь развивать конституционные положения. Как подчеркивает О.Е. Кутафин, федеральный конституционный или обычный федеральный законы не могут быть формой принятия конституционной поправки [5]. Принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). С точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации, предмет регулирования федерального конституционного закона определен самой Конституцией Российской Федерации, в статьях которой есть прямые ссылки на те случаи, при которых должны быть приняты федеральные конституционные законы [6].

Также необходимо иметь в виду, что принятие федеральных конституционных законов особого рода предусматривается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Статьи 8, 9 данного ФКЗ закрепляют, что принятие нового субъекта в РФ осуществляется посредством Федерального конституционного закона. Федеральные конституционные законы имеют более сложный порядок принятия, нежели обычные федеральные законы. В соответствии со статьей 108 Конституции РФ ФКЗ может считаться принятым в том случае, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от количества депутатов, и не менее 3/4 голосов от общего количества голосов совета федераций. Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов использования права вето. Так, при принятии ФЗ президент может наложить вето на законодательство и оно не будет принято. В случае с ФКЗ президент лишен права накладывать вето [6].

Из перечисленных выше характерных черт федеральных конституционных законов можно выделить содержательные признаки (обладают высшей юридический силой, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ); и процедурные признаки (принимаются в сложном порядке, невозможность применения права вето Президентом РФ). Анализируя принятые федеральные конституционные законы и сопоставляя их с нормами Конституции, нужно отметить, что одно и то же положение Конституции РФ может послужить основой для принятия нескольких федеральных конституционных законов.

Также, необходимо отметить, что в будущем может возникнуть проблема актуализации Конституции. Ее стабильности в этом случае будет способствовать именно использование института федеральных конституционных законов.

Список литературы:

1.​ Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и Права/ Учебник.- Юрист.- 2004г.- С. 270

2.​ Энциклопедия юриста / Режим доступа [http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_law/]

3.​ Сперанский М.М. План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.). - Москва, Типо-литогр. Т-ва И.Н.Кушнерев и К.Пимен., 1905г.

4.​ Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 19.

5.​ Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002. – с.86.

6.​ Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Феттаева С.Ф.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.027 с.)