Кафедра истории и теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории и теории государства и права



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра истории и теории государства и права

«Современный конституционализм: теория и перспективы развития»

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО

КРУГЛОГО СТОЛА

(15 ДЕКАБРЯ 2016 г.)

Г.Симферополь

 

«Современный конституционализм: теория и перспективы развития»: Материалы научно-практического круглого стола - Симферополь: Таврическая академия (СтП) «КФУ им. В.И. Вернадского», 2016. – 252 с.

 

 

Настоящий сборник составлен по материалам заседания научно-практического круглого стола студентов 2 – 3 курсов юридического факультета Таврической Академии (СтП) «Крымского федерального университета им В.И. Вернадского» «Современный конституционализм: теория и перспективы развития», состоявшегося 15 декабря 2016 г. в г. Симферополе. В материалах нашли отражение проблемные аспекты российского и зарубежного права по направлениям: современный конституционализм и этапы его формирования, роль и значение парламента в системе органов государственной власти; актуальные проблемы правового регулирования институтов конституционного права; модели народовластия в конституционной практике современных государств.

 

 

Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а так же за соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов.

 

СЕКЦИЯ 1

«Теоретические аспекты конституционализма»

 

Плотникова Э.Д.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.

Умерова В.Э.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.

Сильванович Ю. Н.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.

 

 

Мамутова Г. Р.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Анохин А.Н.

 

Лановенко Ю. С.

Таврическая академия ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель: к.ю.н., доц. Регушевский Э. Е.

 

Меметов М. Р., Дементьева Е. М.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 3 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Анохин А.Н.

 

АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ

Евдокимова И.С.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.

 

Аблаева Д. С.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н. Сибилева А.Ю.

Калугин Д.А.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.

Челкозов И.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Пашнева В.А.

Феттаева С.Ф.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.

Вирозуб А.А.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 3 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Анохин А.Н.

Медведева А.М.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Регушевский.Э.Е.

 

Фалис И.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 3 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Пашнева В.А.

Егорова А. И.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 3 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Анохин А.Н.

 

Тупчук К. Н.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 3 курс.

Научный руководитель к.ю.н., ст. пр
Сибилева А. Ю.

Тубальцев В. В.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Курабцева А.П.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВЫХ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РФ

Формы осуществления непосредственного волеизъявления являются одними из главных способов взаимодействия граждан и государства в современном демократическом обществе. Изучение таких форм помогает дополнить ряд способов осуществления народовластия в муниципальных образованиях, что для нас является актуальным.

Непосредственное участие граждан в осуществлении власти в государстве, а именно прямое народовластие, является формой, обеспечивающей практически полное влияние народа на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и выступает гарантом демократических прав граждан, закрепленные Конституцией страны.

Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа [6].

При прямой (непосредственной) демократии все граждане самостоятельно, непосредственно (без любых органов–посредников) принимают участие в подготовке, обсуждение и принятия решений, а также управление общественными и государственными делами.

На сегодняшний день наибольшее распространение и признание получили такие формы непосредственной демократии, как выборы в органы власти, а также референдум.

Конституция Российской Федерации как основные формы непосредственной демократии закрепила выборы и референдумы, при этом не исключая и другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130). Форм непосредст­венной демократии при осуществлении местного самоуправления в законодательстве закреплено гораздо больше, чем при осуществле­нии государственной власти. Так в главе 5 Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 закреплено помимо основных форм непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления (референдум и выборы), еще 13 форм участия в его осуществлении (голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24); сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25);с сход граждан (ст. 25.1); правотворческая инициатива граждан (ст. 26); территориальное общественное самоуправление (ст. 27); публичные слушания (ст. 28); собрание граждан (ст. 29); конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30); опрос граждан (ст. 31); обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32)).

В. В. Комарова разделяет формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления на:

· императивные формы прямого волеизъявления граждан — местный референдум, муниципальные выборы, отзыв выборного должностного лица и депутата выборного органа местного самоуправления избирателями, собрание (сход), съезд (конференция) населения муниципального образования;

· регулятивные формы прямого волеизъявления граждан — гражданская инициатива, обращения граждан, наказы избирателей, отчеты, территориальное общественное самоуправление;

· консультативные формы прямого волеизъявления граждан — митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, публичные слушания, опросы граждан, консультативный референдум, народное обсуждение [4; с. 201].

Такая классификация является одной из наиболее обоснован­ных и оригинальных. При всем том, не все указанные в ней формы (напри­мер, консультативный референдум) закреплены в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тем не менее в соответствии с п. 1 ст. 33 данного Федерального закона наряду с предусмотренными этим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправ­ления и участия населения в осуществлении местного самоуправле­ния граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, данному Федеральному закону и иным федеральным законам, зако­нам субъектов РФ [3; с. 191-192].

По мнению Прудникова в ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в РФ» разграничиваются:

1) формы непосредст­венного осуществления населением местного самоуправления;

2) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В настоящем законе не указывается, какие именно формы относятся к непосредственному осуществлению, а какие — к участию в осуще­ствлении местного самоуправления. Исходя из значения рассматри­ваемого Федерального закона, такое деление должно производиться в зависимости от обязательности принимаемых путем волеизъявле­ния населения решений. С этих позиций:

· к первой группе (обяза­тельность решений) относятся муниципальный референдум, муни­ципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выбор­ного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам измене­ния границ муниципального образования, преобразования муници­пального образования, сход граждан;

· ко второй группе (консультативность решений) относятся все остальные формы непосредствен­ного волеизъявления граждан [3; с. 192].

Исходя из вышеупомянутых классификаций можно выделить свою. Такая классификация учитывает количественный состав субъектов, принимающих участие в непосредственной реализации местного самоуправления. Согласно главе 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» различают по субъектному составу:

1. участие всех граждан, место жительства которых расположено в граница муниципального образования и превышает численность 300 человек (местный референдум, муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; публичные слушания; собрание граждан, опрос граждан);

2. участие всех граждан, место жительства которых расположено в граница муниципального образования и не превышает численность 300 человек (cход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан);

3. участие граждан, при численности населения более 300 человек, но при неучастии всех жителей муниципального образования (конференция граждан (собрание делегатов) — совместное заседание (присутствия) представителей граждан (делегатов), избранных гражданами по месту их жительства, для обсуждения вопросов местного значения, а также для информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления);

4. неопределенный круг лиц (территориальное общественное самоуправление (ТОС) — самоорга­низация граждан по месту их жительства на части территории по­селения для самостоятельного и под свою ответственность осуще­ствления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 настоящего ФЗ).

ТОС был выделен неспроста, поскольку в Федеральном законе сказано, что такая форма самоуправления может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. То есть, могут принять участие абсолютно все желающие граждане, но проживающие в пределах одной территории.

Что касается остальных форм осуществления непосредственной власти на местах, то в данном случае глава 5 вышеупомянутого ФЗ регламентирует четкое количество лиц, реализующих свое право на участие в осуществлении местного самоуправления. Но для поселений с небольшой численностью населения Федеральный закон предусмотрел не только количественны состав субъектов, но и упрощенную процедуру волеизъявления. Таким образом, законодатель четко разъяснил каждую форму прямого волеизъявления граждан в целях обсуждения, участия в подготовке и принятия решений, а также управления муниципальными делами под свою ответственность и самостоятельно жителями муниципальных образований с разной плотностью населения.

 

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Гос.флаг, гос.герб, гос.гимн Российской Федерации с учетом поправок от 21.07.2014 г., — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 63 с. — (Закон и общество);

2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

3. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник второе издание / А. С. Прудников. — М.: Изд-во Юнити-дана, 2012. — 535 с.;

4. Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. —585 с.;

5. Муниципальное право. Учебник для бакалавров/Е. Н. Дорошенко, Е. М. Заболотских, В. В. Комаров, В. И Фадеев — М.: проспект 2015. – 336 с.;

6. По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1059785;

 

Письменная М.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 3 курс.

Научный руководитель

ст. пр. Паршичева И.Е.

Буркина А.А.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Регушевский Э. Е.

Павлова Е.А.

 

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Регушевский Э. Е.

Сердюк Р.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А.Б..

СОДЕРЖАНИЕ

 

Плотникова Э.Д. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ……………………………………3

Умерова В.Э. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ…..….15

Сильванович Ю. Н. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В США И РФ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ……………………………………………………………..…22

Мамутова Г. Р. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА И США 1787 ГОДА………………28.

Лановенко Ю. С. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ РФ И В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ (сравнительно-правовой анализ)…………………………………………………..32

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

 

 

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

Материалы

В авторской редакции

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Симферополь

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

кафедра истории и теории государства и права

«Современный конституционализм: теория и перспективы развития»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.062 с.)