Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки монополистической конкуренции

Поиск

Монополистическая конкуренция – структура рынка, на котором предложение представлено множеством продавцов, производящих и реализующих дифференцированный продукт (близкие заменители), а спрос – множеством покупателей. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно небольшого их числа (20–150 фирм).

Из наличия большого числа фирм, а так же в связи тем, что монополистическая конкуренция включает в себя переплетения моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, можно выделить следующие ее признаки:

1. Дифференциация продукта. Реализуются продукты, призванные удовлетворять одни и те же потребности, но каждый из них имеет свои уникальные особенности.

2. Большое число продавцов или малая доля рынка отдельной фирмы. Каждая фирма обладает небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

3. Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен почти невозможны.

4. Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм, между ними нет жесткой взаимной зависимости. Каждая фирма определяет сама свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

5. Отсутствие барьеров проникновения в отрасль. Препятствием вступления в отрасль являются издержки проникновения, обусловленные дифференциацией продукции.

Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много предприятий и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из нее. Другой чертой этого рынка является то, что все предприятия отрасли имеют определенную возможность «назначать» цену на производимый ими товар, так как каждая из них продает товар, отличный от товаров других предприятий.

Например, все предприятия выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, товар один (мужские пальто), но каждое предприятие выпускает свой товар, отличающийся от других фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой. Происходит дифференциация товара, которая открывает предприятиям возможность манипулировать ценами, повышать и понижать их. В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением.

На отраслевом рынке присутствует большое множество фирм. В этом данная модель схожа с совершенной конкуренцией.

Дифференциация продукции – физические или иные различия между товарами разных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами других фирм (при условии, что продавцы продают их по одинаковой цене). Дифференциация продукции обуславливает высокую, но не абсолютную степень замещения одного продукта другим.

Из-за дифференциации продукции экономическое соперничество, как правило, принимает форму неценовой конкуренции – конкуренции в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

Неценовая конкуренция представляет собой применяемые фирмами способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых они пытаются увеличить объем продаж своей продукции.

Выделяют следующие аспекты неценовой конкуренции:

1. Качество продукта. Продукты могут различаться по физическим или качественным параметрам. Реальные различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Например, персональные компьютеры могут различаться с точки зрения мощности, программного обеспечения, качества графического исполнения и степени их «ориентированности на потребителя».

2. Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Высокое качество обслуживания клиентов, репутация фирмы, возможность получения товаров в кредит являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

3. Размещение продукта. Продукты также могут быть дифференцированы с точки зрения размещения торговых точек и доступности продуктов.

4. Реклама и упаковка. Дифференциация продукта может также обусловливаться предполагаемыми различиями, создаваемыми с помощью рекламы, использованием торговых марок и упаковки. Для привлечения дополнительных клиентов, например, используется не портящая окружающую среду упаковка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.005 с.)