Инфляция. Социально-экономические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция. Социально-экономические



Последствия инфляции

Инфляция – (от лат.«вздутие») обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества.

По формам инфляция делится на инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в увеличении спроса, что приводит к увеличению цен.

Инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, что приводит к увеличению цен на выпускаемую продукцию.

Чередование инфляции спроса и инфляции издержек обусловлено их взаимопоследовательностью и называется инфляционной спиралью.

По темпам роста цен рассматривают следующие типы инфляции:

- умеренная (ползучая инфляция) инфляция, развивающаяся относительно медленными темпами и не сопровождающая кризисными потрясениями (темп роста цен до 10 % в год);

- галопирующая инфляция инфляция, характеризующаяся высокими (до несколько сот процентов в год), скачкообразно нарастающими темпами роста цен;

- гиперинфляция резкое обесценивание денег, быстрое снижение их покупательной способности, проявляющееся в значительных темпах (более 50 % в месяц) роста цен.

Основные причины и социально-экономические последствия инфляции представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Причины и последствия инфляции

Причины инфляции Последствия инфляции
1 Государственная монополия (на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на рост военных расходов и т.д.). 2 Профсоюзная монополия. 3 Монополия крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек 1 Перераспределение доходов и богатства. 2 Отставание цен госпредприятий от рыночных. 3 Ускоренная материализация денежных доходов. 4 Скрытая государственная конфискация. 5 Нестабильность экономической информации. 6 Обратная пропорциональность темпов инфляции и безработицы

Микроэкономика

 

Спрос и предложение. Равновесная цена.

Эластичность

 

Цена. Функции цен.

Факторы, влияющие на изменение цен

Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара, стоимость товара в денежной форме (меновая стоимость).

Факторы, влияющие на изменение цен, приведены на рисунке 3.5.

 

Факторы, способствующие снижению цен   Факторы, вызывающие рост цен
     
Рост производства   Спад производства
Технический прогресс   Монополизм предприятий
Снижение издержек производства и обращения   Улучшение качественных характеристик товара
Рост производительности труда   Увеличение денежной массы в обращении
Конкуренция   Рост налогов и заработной платы
Снижение налогов   Ажиотажный спрос
Развитие прямых связей   Увеличение рентабельности
         

Рисунок 3.5 – Факторы, оказывающие влияние

На цены товаров и услуг

Цены выполняют следующие функции:

- ограничивающая (ограничивает потребление ресурсов);

- стимулирующая (создает мотивацию у производителей производить и продавать свою продукцию);

- распределительная (распределяет экономические блага, произведенные в экономике, в зависимости от уровня платежеспособности покупателей).

Спрос и величина спроса. Закон спроса.

Исключения из закона спроса

В экономической литературе существует несколько определений понятия «спрос».

Cпрос – это желание потенциальных покупателей, подкрепленное их возможностью, приобрести определенные количества товаров и услуг по различным ценам в определенном месте и за определенное время.

Спрос – это зависимость между количеством товаров или услуг, которое потенциальные покупатели хотят и могут купить, и ценами на эти товары или услуги.

Величина (объем, количество) спроса – это количество товаров или услуг, которое потенциальные покупатели готовы купить по данной цене в определенном месте, за определенное время при прочих неизменных условиях.

Закон спроса заключается в том, что величина спроса при прочих равных условиях находится в обратной зависимости от цены на товар или услугу или величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара или услуги.

Зависимость между величиной спроса и ценой можно представить в виде графика спроса (рисунок 3.6). Изображенная на графике кривая спроса D является некоторой моделью реагирования потребителя на изменение товара. График имеет отрицательный наклон, иллюстрируя действие закона спроса.

 
 

 

 


P – цена

Q – количество товара*

 

Рисунок 3.6 – График спроса

 

В некоторых случаях наблюдается невыполнение закона спроса и аномальная реакция на возрастание цен, выражающаяся в увеличении величины спроса при увеличении цен. В условиях всеобщего роста цен и отставания индексации доходов населения, растет величина спроса на товары первой необходимости (в частности, продукты питания: картофель, хлеб, молоко и т.д.) со стороны низкодоходных слоев населения, что объясняется эффектом Гиффена [2].

При анализе спроса необходимо различать два разных по своей сути эффекта:

- передвижение по (вдоль) кривой спроса вследствие изменения цены на данный товар определяется изменением величины (объема, количества) спроса;

- отклонение кривой, которое может иметь место при изменении неценовых детерминант (факторов) спроса, определяется изменением спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.009 с.)