Кардиналистская теория потребления: предпосылки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кардиналистская теория потребления: предпосылки.



Первый и второй законы Госсена.

Недостатки данной теории

Проблема измерения полезности является одной из самых сложных в экономической теории. В прошлом для удобства исследования экономисты пытались производить количественные оценки полезности. Такой подход к измерению полезности получил название количественного или кардиналистского подхода.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835–1882 гг.), К. Менгер (1840–1921 гг.) и Л. Вальрас (1834–1910 гг.) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Кардиналистская теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку полезности любого потребляемого им блага, набора благ.

Сторонники количественного подхода к анализу полезности (экономисты У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и др.) предлагали измерять общую полезность в некоторых количественных показателях – ютилях (ютилах).

Таким образом, полезность блага это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.Иногда полезность определяют как удовольствие, удовлетворение, получаемое потребителем от потребления товара или услуги.

Полезность зависит от количества и качества потребляемых благ. Любой набор благ (Q1; …; Qn), где Q1; …; Qn – количественные значения благ 1, …, n, называется потребительской корзиной. Для оценки взаимосвязи полезностей и объемов потребления используется аппарат функций полезности.

Функция полезности – это целевая функция модели потребительского выбора, которая представляет собой зависимость максимально возможного уровня полезности от потребления определенного количества благ:

 

(3.7)

где Q1; …; Qn объемы потребления благ 1, …, n;

U – общая полезность

 

В кардиналистской теории потребительского выбора предполагается следующее:

- денежный доход потребителя ограничен;

- цены не зависят от потребителя;

- все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

- потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Прежде всего, теория предельной полезности вводит два важных понятия: общая полезность блага и предельная полезность блага.

Общая полезность (TU – total utility) удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

Предельная полезность (MU – marginal utility) – прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу. Частная производная функции полезности по объему потребления i -го блага вычисляется по формуле:

 

(3.8)

 

где – количество i -го блага;

– прирост общей полезности

На рис. 3.12 показана взаимосвязь общей и предельной полезности. Кривая общей полезности TU имеет положительный наклон до тех пор пока не достигает точки максимума при каком-то значении Q, при котором MU =0. Следовательно: TU = max при MU = 0.

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается.

Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной полезностью для потребителя.

По мере насыщения потребностей в каком-либо благе степень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство голода, вы с большим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее кажется очень высокой. Очевидно, что наслаждение от второй булочки будет меньше. Если вы полностью утолили голод, то вряд ли, поступая как рациональный потребитель, будете покупать третью булочку. Теперь полезность от ее потребления будет для вас величиной нулевой или даже отрицательной.

Таким образом, законом, лежащим в основе теории потребительского поведения, является закон убывающей предельной полезности или Первый закон Госсена: по мере того как объем потребляемых благ растет, начиная с некоторой единицы предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

 
 

 

 


Рассмотрим другой случай, когда потребитель распределяет свой ограниченный денежный доход между множеством товаров и услуг, каждый из которых имеет цену Р и обладает предельной полезностью MU. Потребитель должен соизмерять полученное удовлетворение от потребления того или иного блага со своими расходами на его приобретение. Эти расходы зависят от цены товара или услуги, в связи с чем ему приходится определять предельную полезность в расчете на затраченный рубль, или взвешенную по ценам предельную полезность (MU/Р).

Допустим, что индивид покупает два товара: А и Б. Он обнаруживает, что предельная полезность товара А в расчете на один рубль превышает предельную полезность товара Б в расчете на рубль (MUA / PA > MUБ / PБ). В этом случае будет приобретаться товар А. Количество приобретенного товара А будет возрастать, тогда его предельная полезность станет уменьшаться, а предельная полезность товара Б возрастет. В результате потребитель изменит свое поведение и станет покупать больше товара Б и меньше товара А.

В результате подобных колебаний потребитель достигнет максимального удовлетворения потребностей. Такое положение будет достигнуто, когда взвешенные по ценам предельные полезности покупаемых товаров в расчете на один рубль окажутся одинаковыми. Это означает, что будет соблюдаться равенство (3.9).

 

. (3.9)

Это условие может быть распространено на любое число n товаров и услуг на основании правила максимизации полезности Второго закона Госсена (3.10):

 

. (3.10)

 

При соблюдении этого правила потребитель оказывается в состоянии равновесия. У него отсутствуют стимулы к изменению своего поведения, т.к. улучшить его не возможно.

Можно выделить следующие недостатки кардиналистской теории потребления:

- предпосылка о том, что потребитель может оценить, какую полезность он получил от потребления определенного блага или набора благ – нереалистична;

- потребитель максимизирует общую полезность всего набора потребляемых благ как сумму полезностей от потребления различных благ. Такой подход основан на неявной предпосылке о независимости полезностей различных благ. Но на самом деле блага связаны между собой (заменяют или дополняют друг друга), следовательно, некорректно рассматривать полезность отдельно взятых благ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.008 с.)