Эластичность спроса по цене (точечная и дуговая) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса по цене (точечная и дуговая)



В общем определении эластичность характеризует степень реакции одной величины на изменение другой величины.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванная изменением цены этого товара или услуги.

Ценовая эластичность показывает на сколько изменится в процентном отношении, величина спроса на тот или иной товар (услугу) при изменении его цены на 1 %.

Спрос эластичен, если при изменении цены товара (услуги) на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1 %.

Спрос неэластичен, если при изменении цены товара (услуги) на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1 %.

Существует два подхода к расчету эластичности спроса (и предложения) по цене: общепринятый подход (точечная эластичность) и метод средней точки (дуговая эластичность).

Коэффициент эластичности спроса, рассчитанный по точечному принципу, рассчитывается по формуле:

 

, (3.1)

 

где коэффициент эластичности;
  изменение величины спроса, вызванное изменением цены;
  Q0 величина спроса в базовой (исходной) точке;
  Р0 цена в базовой (исходной) точке;
  изменение цены  

Коэффициент эластичности спроса, рассчитанный по методу средней точки, предложенному Р. Алленом[5], определяется как отношение относительного изменения количества товара к относительному изменению цены:

 

, (3.2)

где Q1 и Q2 – величины спроса соответственно в исходной

и конечной точках дуги;

Р1 и Р2 – цены соответственно в исходной

и конечной точках дуги.

В отличие от общепринятого подхода метод средней точки позволяет при расчете относительных величин (где в качестве знаменателя берется исходное, базовое значение изменяющейся величины), установить влияние характера их изменения.

К числу факторов, влияющих на эластичность спроса по цене можно отнести следующие:

1. Наличие заменителей. Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Рост цен, в этом случае, заставляет потребителя переключаться на потребление более дешевых товаров-заменителей.

2. Доля товара в бюджете потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Повышение цен на такие товары приводит к существенному сокращению покупаемой продукции.

3. Степень необходимости данного товара для потребителя. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар.

4. Фактор времени. Чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на приобретаемый товар. Если цена на товар растет, то потребителю необходимо время, чтобы найти и опробовать другие товары.

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.004 с.)