Отдача (эффект) от масштаба. Оптимум производителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдача (эффект) от масштаба. Оптимум производителя



В долгосрочном временном периоде все факторы производства являются переменными. Факторы могут не только использоваться совместно в строгих пропорциях, но и в определенной степени заменять друг друга.

Предположим, что для производства продукта используется два ресурса – труд (L) и капитал (К).

При заданной технологии один и тот же выпуск продукции (например, 10 единиц) может быть обеспечен с большим применением капитала (как в точке А на рисунке 3.28) или с большим привлечением труда (как в точке D). Возможны и промежуточные варианты (точки В и С). Если соединить все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции, то получится изоквантаили кривая постоянного (равного) продукта. Если изокванта является непрерывной линией, то число возможных комбинаций ресурсов будет бесконечным, что обеспечивает чрезвычайную гибкость принимаемых фирмой решений по организации производства продукции.

 
 


Изокванта (isoquant curve) кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства (ресурсов), обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. кривая представляет график равного выпуска.

Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек, или изокоста (isocost line).

Изокоста (isocost line) – линия, показывающая возможные комбинации факторов производства, которые можно приобрести за одинаковую общую сумму денег; это линия равных издержек.

Изокоста – аналог бюджетной линии потребителя. Наклон изокосты постоянен и равен ценовому отношению обоих ресурсов.

Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен – влево.

Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия (оптимум) производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов (рисунок 3.29).

 

 

 
 

 

 


Напомним, что в долгосрочном периоде все элементы издержек изменчивы. Кривая средних издержек в длительном периоде будет являть собой совокупность точек, характеризующих минимальные для каждого объема производства издержки (кривая LATC – long-run average total cost – англ.). Взаимосвязь средних издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах показана на рисунке 3.30.

На данном рисунке изображена серия кривых краткосрочных средних издержек (АСi), соответствующих различным размерам предприятия (масштабам производства). Объединив все изменения в издержках разных краткосрочных периодов, получим кривую долгосрочных средних издержек LATC, которая как бы обволакивает кривые краткосрочных средних издержек АСi, являясь касательной к ним. Кривая LATC имеет вид U-образной кривой.

 

 

Форма и направленность кривой LATC зависит от эффекта масштаба. Если по мере роста уровня производства долгосрочные средние издержки сокращаются (отрезок Q1Q3), то говорят о положительном эффекте масштаба или экономии от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда, более эффективного управления и экономии на использовании основного капитала.

Если по мере роста уровня производства долгосрочные средние издержки не меняют своей величины (около Q3), то эффект масштаба будет нейтральным (нулевым).

Если с увеличением производства продукции фирмой ее долгосрочные средние издержки увеличиваются (отрезок Q3Q5), то эффект масштаба будет отрицательным.

Прибыль. Рентабельность

Важными экономическими категориями, рассматриваемыми в этом разделе микроэкономики, являются выручка и прибыль.

Выручка – денежные средства, полученные (вырученные) предприятием от продажи товаров и услуг. Различают выручку от реализации продукции, выручку от реализации основных средств и торговую выручку.

В экономической теории рассматривают следующие виды дохода (выручки):

Общий доход TR (Total Revenue) – сумма дохода, полученного фирмой от продажи определенного количества блага за определенный период времени:

, (3.25)

где Р (price) – цена;

Q (quantity) – проданное количество благ.

Средний доход AR (Average revenue) – доход, приходящийся на единицу проданного блага:

(3.26)

Предельный доход MR (Marginal Revenue) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

(3.27)

где D TR –

DQ –

Прибыль – часть доходов (выручки) фирмы, остающаяся в ее распоряжении после возмещения затрат и выплат обязательных платежей, связанных с ее деятельностью.

Рентабельность (от нем. «rentabel» – прибыльный, доходный) –показатель экономической эффективности производства или предпринимательской деятельности.

Различают рентабельность производства (предприятия), рентабельность продукции и рентабельность инвестиций.

Рентабельность производства (предприятия) – показатель эффективности использования основных и оборотных средств предприятия, который определяется как отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств.

Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам ее производства и обращения.

Рентабельность инвестиций – отношение суммарной прибыли, приносимой инвестициями, к величине инвестиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.006 с.)