II. Место культурологии в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Место культурологии в системе наук



Слайд 5.

Возникновение культурологии

Культурология – относительно молодая наука, возникшая в XX столетии и сформировавшаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Становление культурологии как науки шло путём интеграции таких дисциплин, как

• Культуроведение – описание достижений той или иной культуры. Оно охватывает всю сферу познания класса явлений культуры, в том числе и достаточно узкие, специализированные знания (искусствоведение, театроведение, музыковедение и т. п.);

• Культурогенез – учение о происхождении культур;

• Культурософия – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры;

• Социология культуры рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в эмпирически данной системе общества.

Дополнение: Перед слайдом

Существуют сведения, что немецкий химик Вильгельм Оствальд в труде «Система науки» (1915 г.)предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией».

Однако Слайд 6.

Возникновение термина «культурология»

Впервые термин «культурология» был предложен немецким философом и химиком В. Освальдом в 1909 году. В 1939 г. американский антрополог Лесли А. Уайт обратился к этому термину независимо от Освальда и предложил выделить культурологию как самостоятельную науку в комплексе социальных наук.

Дополнение к слайду 6

Лесли Уайт (1900-1975) – выдающийся американский антрополог, культуролог. 13 лет он числился ассистентом профессора, хотя к середине 30-х годов 20 века был уже известным ученым. Он специализировался в психологии и в философии.

Слайд 7.

Появление науки о культуре

Появление в XX веке особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и названного «культурологией», обусловлено тем, что: Культурология как мировоззренческая наука возникла в результате общественного осознания факторов, ставших очевидными в конце XIX – начале XX в.

1. Осознание большого разнообразия культур, определяемого их своеобразием (дополнение: географами и этнографами были открыты культуры, находящиеся на первобытной стадии развития (например, папуа Новой Гвинеи). Они существуют наряду с высокоразвитыми культурами).

2. Осознание многочисленных кризисных явлений в культуре XX в. (дополнение: Первая и Вторая мировые войны породили настроения, которые приводили даже к возникновению антикультуры. Например, такое направление искусства как дадаизм возникло как антиискусство. Одно из произведений такого «искусства» «Фонтан» Марселя Дюшана было создано из обычного писсуара, но при этом выставлялось на выставке).

3. Конфликтом культур в европейском обществе в начале XX века (дополнение: классика всегда шла в противовес новому и неординарному. Реалистическое искусство было противопоставлено такому явлению как авангард, человек – машине и т. д.).

4. Осознание того факта, что историческое и культурное развитие человека – далеко не одно и то же. (дополнение: сравнить Средние века и Возрождение)

Слайд 8.

Начальные этапы становления культурологии

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ (1800 – 1860), Дополнение: т. е. описательный, с 1800 года предпринимаются многочисленные этнографические экспедиции

ВТОРОЙ ПЕРИОД – ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЙ (1860 – 1895), Дополнение: в этот период существовала мода на "эволюционную теорию Дарвина",было решено, что культура также эволюционирует вместе с человеком, но впоследствии эта теория отошла в область одной лишь биологии

ТРЕТИЙ ПЕРИОД – ИСТОРИЧЕСКИЙ (1895 – 1925), Дополнение: стал применяться исторический подход в изучении культуры, то есть история развития культуры стала соотноситься с историей развития человечества. Слайд 9.

Слайд 10.

2.1 ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Под предметом понимается совокупность понятий, при помощи которой культурология описывает изучаемую ею объективную реальность. Элементы:

-Различные культуросодержащие процессы и явления, связанные отношениями в обществе. Дополнение: этот аспект может изучать и психология

-Специфика локальных региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов. Дополнение: этот аспект может изучать и история, и этнология

-Сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества.

Дополнение: этот аспект может изучать и история

-Особенности современной цивилизации, основные тенденции ее развития. Дополнение: этот аспект может изучать и история Но! В отличие от всех перечисленных наук культурология всегда основывается на культурном контексте.

Например, письмо Татьяны Лариной Евгению Онегину в одноименном романе А.С.Пушкина. Литератор будет изучать в нем красоту стиха, проблему характера героев, их столкновение и т. д. Культуролог же увидит в Татьяне Лариной определенный историко-культурный тип женщины, характерный для золотого века русской поэзии: это женщина, воспитанная в условиях патриархальной еще России, созданная для семьи, для воспитания детей. Это отголосок христианского типа культуры, в котором в одной из проповедей говорится «да убоится жена мужа своего». Но это и женщина-бунтарь, решившаяся сама открыть свои чувства мужчине. Этот факт говорит о том, что русская культура во времена Пушкина все более европеизировалась, а отношения в обществе постепенно становились все более свободными.

Слайд 11.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

-Культурные аспекты различных областей общественной жизни.

-Особенности и достижения основных культурно-исторических типов. Дополнение: Например, азиатский тип, евопейский тип культуры

-Тенденции и процессы в современной социокультурной среде.

Слайд 12.

2.3 Культурология возникла на пересечении следующих наук:

Философии История Искусствознание Социология Этнография Антропология – Дополнение: в США культурологию вообще называют культурной антропологией Эстетика

Слайд 13.

2.4 Междисциплинарный характер культурологии

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

Слайд 14.

Культурология в системе других наук *Как явление духовной жизни –Философия

-История

-Этика

-Эстетика

-Теория права

*Как явление материальной жизни

-Семиотика – или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»),

— наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

-Круг

- самая гармоничная фигура по мнению многочисленных народов, он замкнут и бесконечен, это символ солнца, колеса, мира и т.д.

-Социология

-Этнография

-Антропология

-Этнопсихология

Слайд 15.

2.5. Культурология как научная дисциплина синтезирует, описывает, классифицирует и объясняет

Синтезирует

Знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой (дополнение: из философии – историю человеческой мысли, из истории – логику человеческих поступков, из этнографии – национальные особенности поведения людей и их быта. Все вместе может дать представление о культурной эпохе в целом)

Описывае т, классифицирует и объясняет

Феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно- регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик

Изучает

-сущность культуры, закономерности ее существования и развития, а также способы ее постижения

-наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры

Слайд 16.

Слайд 17.

Диалектический метод, предполагает понимание культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения.

Дополнение: Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение). В споре рождается истина. Напрмер, как изучать культуру, как культуру государств или как культуру регионов? Это вопрос современной культурологи.

Слайд 18.

Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.

Слайд 19.

Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в его функционировании.

Дополнение: например, принятие христианства на Руси в 988 году и его значение можно рассмотреть с помощью данного метода. Россия находится между Востоком и Западом. Почему была принята эта религия?

Слайд 20.

Компаративный метод – метод сравнения культур по какому-либо основанию, признаку.

Дополнение: культура Руси и культура Византии. Стремление к единовластию.

Слайд 21.

Типологический метод – метод обобщения характеристик культурных «организмов».

Дополнение: и Китайская и Японская культуры относятся к восточному типу культур, так как это культуры традиционные, обладающие собственной философией и логикой развития.

Слайд 22.

Иные методы исследования культуры

культурантропологический метод рассматривается культуру как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку;

семиотический (знаковый) подход рассматривается культуру как символическую систему, где делается акцент на знаковое толкование культуры;

биографический метод изучает культуру как характеристику человека, как «меру человеческого в человеке»;

диахронический метод позволяет исследовать культурные процессы и явления в хронологической последовательности их появления и протекания; • синхронистический состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, этот метод позволяет не только изложить культурные явления, но и сопоставить, проанализировать, оценить их.

Слайд 23.

Частные методы других наук, используемые в культурологии В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии – описание, классификация, наблюдение; открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно-исторический, анализ текстов и т.п. Слайд 24.

Слайд 25.

Слайд 26.

Основные отрасли культурологии, ориентированные на ее основные проблемные поля (А.Я. Флиер):

Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.

Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

Слайд 27.

Прикладная культурология

· Прикладная культурология – имеет практический характер и обеспечивает деятельность учреждений культуры:

· анализирует деятельность институтов культуры (театров, музеев, библиотек и т.д.)

· изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга;

· занимается сохранением культурного наследия

Лекция №2

Слайд № 3

ЛИТЕРАТУРА •

Культурология. Учебник / М.С. Каган [и др.]. – М. 2005.

• Культурология Учебник. 3-е изд./ А.С. Кармин. –– СПб., 2008.

• Культурология. Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М. 2007. 1. Смысл термина «культура»

Слайд №4

Сколько существует определений термина «культура»? 500 - по мнению исследователей Альфреда Кребера и Клайда Клакхона Проблема определения культуры — одна из наиболее сложных проблем современной гуманитарной науки

Слайд №5

Историческое развитие понятия культуры

Античность:

Древняя Греция - воспитание, образование, развитие («пайдейя»).

Слайд №6

Древний Рим - возделывание, обработка, уход («культура», «Тускуланские беседы» Цицерон), позитивное воздействие философии на ум человека (Цицерон «Философия – это культура души»).;

Дополнить натура-природа

Средневековье - с момента возникновения христианства - поклонение, почитание, почтение, культ.

Дополнить

Культ бога

Культ рыцаря и прекрасной дамы

Слайд №7

Средневековье - духовное совершенствование человека, преодоление его ограниченности и греховности.

Слайд №8

Возрождение - соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культура – это более, чем когда-либо сам человек. Жить – это и есть наше главное дело (анекдот эпохи Возрождения)

Слайд №9

Новое время - воспитанность, просвещенность, образованность; воплощение разумности, нравственное совершенствование

Слайд №10

Просвещение

Воплощение разумного. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. Просвещение

Ж.Ж. Руссо пессимистически трактовал культуру, критиковал ее негативные стороны и противопоставлял культуру природе. Считал, что культура является источником зла и несправедливости в обществе.

Слайд №11

Новейшее время: - средство подавления и порабощения человека с помощью норм, предписаний и запретов (Ф.Ницше)

- система запретов, которые налагаются на человека с целью обуздания инстинктов (З.Фрейд).

Слайд №12

В XX в.

в учениях Д. Белла, Р. Арона и других культура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.

В XX в.

А. Швейцер полагал, что современная культура призвана быть, прежде всего, «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому.

Слайд №13

В русской философии понятие культуры традиционно имело, прежде всего, высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.

Дополнение

Слово культура долгое время было тождественно слову цивилизация (гражданственность.) Впервые понятие появилось в карманном словаре издателя Кириллова в 19 веке, затем в слоаре Даля.

Слайд №14

Смысл термина «культура». В современном языке он имеет два значения.

В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику.

В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Слайд №15

Подходы к определению культуры:

1. Содержательный подход: культура обычно понимается как система ценностей, норм и институтов, то есть как совокупность всех тех механизмов, которые определяют поведение людей в рамках общества. 2. Функциональный подход: С точки зрения функций, которые выполняет культура, она рассматривается как качество человека, развитие его собственных сил и возможностей. В основе культуры лежит «человеческий фактор» — духовная интенция (устремленность) развития культуры.

Слайд №16

3.Системный подход: культура трактуется как сложное общественное явление, которое охватывает самые разнообразные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации человека. С этой точки зрения культура предстает как исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности человека.

Слайд №17

4.Знаковый (семиотический) подход: культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом при осмыслении природы и в практической деятельности.

5. Аксиологический ( ценностный) подход: культура должна пониматься как совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, то, что человечество хотело бы поддержать и сохранить для будущих поколений.

Слайд №18

6.Антропологический подход: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

7. Социологический подход: культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества, т.к. предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми тот должен строить свое поведение в самых разных областях.

Слайд №19

Деятельностный подход: культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Слово «технология» следует понимать в широком смысле, поскольку в данном случае оно обозначает любые способы, при помощи которых человек совершает любые действия.

Слайд №20

Синтез всех подходов позволяет определить культуру как специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, который находит проявление:

1) в продуктах материального и духовного труда;

2) в системе социальных норм и учреждений;

3) в духовных ценностях;

4) в совокупности отношений людей, которые включают отношение к природе, к другим людям и к самим себе.

Слайд №21

Функции культуры:

1. трансляция (передача) социального опыта; Дополнито о ребенке

2. познавательная (гносеологическая);

3. регулятивная (нормативная);

4. семиотическая (знаковая);

5. ценностная (аксиологическая);

6. гуманистическая (человекотворческая).

Слайд №22

Морфология культуры

Морфология культуры - раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности. Это объективный процесс расчленения культуры как целого на отдельные структурные элементы, части, формы, ступени

Слайд №23

Слайд №24

Материальная культура

Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы.

Слайд №25

М.К. – это

Слайд №26

Духовная культура

К базисным элементам духовной культуры относятся:

Обычаи — традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

Привычки — это повседневная сторона социальной действительности, обычаи — более редкий, «праздничный» ее аспект.

Нравы — обычаи, приобретающее моральное значение а также

Нормы, Ценности и Законы.

Слайд №28

ДУХОВНАЯ культура

Слайд №29

Структура духовной культуры

ЯЗЫК МИФОЛОГИЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ ---- Нерасчлененная целостность эмоционального, интуитивного и рационального способов постижения мира. ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ НАУКА ЭМОЦИЯ ИНТУИЦИЯ РАЦИО --------- Разъятое единство, углубляющее проработку каждого из познавательных подходов. ФИЛОСОФИЯ--- Диалектически преобразованное единство трех познавательных подходов.

Слайд №30

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система.

Выбор того или иного структурного элемента позволяет составить различного рода классификации.

Слайд №31

В зависимости от субъекта

1.Мировая / национальная

2.социальной общности / семьи / человека

3.профессиональная / непрофессиональная

Слайд №32

По влиянию на человека культура бывает -прогрессивная –реакционна

Лекция № 3

План

1. Культурно-семиотический подход к культуре.

2. Феномены культуры: артефакты, смыслы, знаки, символы и коды.

3. Культурная картина мира и ментальное поле культуры Культурные ценности и нормы

Слайд №3

Литература 1. Грушевицкая, Т.Г., Садохин А.П. Культурология [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. – 687 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). – ISBN: 978-5-238-01058-8. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code 2. Маркова, А.Н. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Маркова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 400 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). – ISBN: 978-5-238-01271-1. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code 3. Садохин, А.П., Толстикова, И.И. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 295 с. – (Серия «Экзамен»). – ISBN: 978-5-238-01981-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code

Слайд №4

Слайд №5

Язык культуры

• В обиходе язык – это естественный разговорный язык (русский, китайский и т.д.)

• Разговорный язык – это система знаков, или код, с помощью которого люди общаются Язык культуры - это средства вербальной и невербальной коммуникации (знаки, формы, символы, тексты), с помощью которых передаётся культурно - значимая информация.

Слайд №6

Семиотика культуры и язык культуры

естественные языки-русский -английский -китайский

искусственные языки -язык науки -дорожные знаки

вторичные языки -миф -искусство -религия

Слайд №7

Язык – инструмент культуры

• язык — зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;

• язык — кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;

• язык — носитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. В процессе инкультурации дети, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают и обобщенный опыт предшествующих поколений;

• язык — инструмент культуры, формирующий личность, — именно через язык человек воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

Слайд №8

Язык как средство общения

Культура речи определяется:

♦ соответствием литературным нормам;

♦ индивидуальным стилем.

Отклонения:

просторечие - неправильное построение слов и фраз; жаргоны — особенности языка отдельных социальных групп; диалекты, говоры, наречия — особенности звукового строя, словообразования, построения фраз, исторически сложившиеся в каком-либо регионе.

Слайд №9

Феномены культуры

Знаки:

-АРТЕФАКТЫ

-СМЫСЛЫ

-ТЕКСТЫ

-ИНФОРМАЦИЯ

Слайд №10

Культура как мир артефактов

Артефакт – лат. arte – искусственный, factus - сделанныйАртефакты — продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, дома, сооружения, техника, способы действий). Мир артефактов – это мир материальный, это то, что образует «вторую природу», которую человек создает сознательно собственными руками вокруг себя.

Слайд №11

Культура — это мир смыслов

Виды смыслов:

Знания — информация о свойствах объекта.

Ценности — фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту.

Регулятивы — правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.

Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия, это мир продуктов человеческой мысли.

Мир смыслов - это духовный мир

Слайд №12

Культура как мир знаков

• Знак — предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Культура — особый тип информационного процесса. Культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Мир знаков – это соединение мира духовного и материального

Слайд №13

Типы знаков

• Естественные знаки — вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления — «знак-признак»).

• Функциональные знаки: предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления.

• Иконические знаки — знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают; искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей.

• Конвенциональные знаки — для них знаковая функция является главной (сигналы, индексы).

• Вербальные знаковые системы — естественные языки.

• Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним (письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т. п.).

Слайд №14

Слайд №15

Магнитогорск – город символ

• Город – легендарная Магнитка, которую строила вся страна

• Город как мужественный герой тыла времени Великой Отечественной войны

• Город, расположенный в двух частях света: Азии и Европе

• Город, как взаимосвязь четырех главных подсистем: Улица – Площадь – Парк – Река

Слайд №16

Магнитогорск поэтический

• Город Ручьева и Машковцева, Кондратковской и Татьяничевой Мы жили в палатке с зеленым оконцем, промытой дождями, просушенной солнцем да жгли у дверей золотые костры на рыжих каменьях Магнитной горы.

Слайд №17

Культура как текст

 

Герменевтика – теория и методология истолкования текстов («искусство понимания») смысл которых неясен вследствие их давности или недостаточной сохранности источников Текст всегда подлежит прочтению, пониманию. Читательская интерпретация текста не может совпадать с авторской. В искусстве свобода интерпретации значительно больше, чем в науке. Чем совершение произведение, тем больше различных смыслов в нем присутствует

Слайд №18

Картина мира

Культурная картина мира – это система образов, знаний и представлений человека об устройстве мира и месте человека в нём;

• это целостный образ мира, который создается в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.);

• включает в себя совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно- образных способов восприятия и постижения мира. Каждая культура, формируясь в специфических условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает своё специфическое мировидение.

Слайд №19

Широкий и узкий смысл понятия «культурная картина мира»; разновидности, сущностные черты Широкий и узкий смысл понятия «культурная картина мира»; разновидности, сущностные черты

Слайд №20

Культурная картина мира

Культурная картина мира складывается из различных слоев:

художественно- эмоционального, языкового, научно-философского, религиозного и т.д. Важнейшими компонентами культурной картины мира выступают – пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного и т.д. Одной из наиболее совершенных форм отражения культурной картины мира является искусство. Оно аккумулирует действительность, создавая новую художественную реальность – художественную картину мира.

Слайд №21

Художественная картина мира

Слайд №22

Ментальное поле культуры

Менталитет – это глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих околений людей, а потому при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории.

Слайд №23

Слайд №24

Культурные ценности

Ценности – это предметы, явления и идеи, имеющие социальное и культурное значение для человека и общества.

Аксиология – это особая философская дисциплина, теория ценностей Ценности:

• экономические – равные условия бизнеса;

• социальные – семья, трудолюбие, достаток

• моральные – добро, честь, дружба, верность;

• религиозные – бог, вера, спасение, благодать;

• эстетические – красота, гармония, стиль;

• витальные – жизнь, здоровье, безопасность.

Слайд №25

Культурные нормы

Культурные нормы – это общепринятые требования к поведению, общению и образу жизни людей, они ориентируют человека на то, как именно следует поступать в соответствии с представлениями о должном, существующем в той или иной культуре. В отличие от других норм (правовых, административных, технологических и т. д.), культурные нормы носят более гибкий, подвижный, относительно мягкий характер.

Слайд №26

Классификация норм

Запрещающие нормы

• Нормы-запреты (табу). Есть в каждом обществе, но особенно много их в архаичном обществе. По мере развития общества количество табу сокращается.

Нормы-рамки. Определяют границы допустимого поведения. Одни требуют жёсткого, принудительного исполнения, а другие – допускают свободу выбора.

Нормы-идеалы. Представление о совершенстве в разных сферах жизни, в том числе, о совершенном человеке.

Лекция № 4.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Слайд № 2

План:

1. Проблема типологии культур и подходы к ней

1.1 Тип, типология, типологизация.

1.2 Синхронная, диахронная и структурная типология культуры

1.3 Типология культуры по методу «идеальных типов»

2. Основные направления в изучении типологии культур

2.1 Подходы и концепции

2.2 Историческая типология культуры

2.3 Гендерный подход к типологизации культур

2.4 Современные социокультурные концепции

Слайд № 3

Литература Культурология. Учебник / М.С. Коган [и др.]. М. 2005. Культурология. Учебник. 3-е изд. / А.С. Кармин. СПб., 2008.

Культурология. Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. М. 2007.

Слайд № 4

• Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других.

• Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы культур.

• Типология культуры – это классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Слайд № 5

Синхронная, диахронная и структурная типология культуры

Синхронная типология Синхронный подход (от греч. sýnchronós – одновременный) – это рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п.Диахронная типология Диахронный подход (от греч. diá – через, сквозь и chrónos – время) – это подход к предмету через «временные ряды» (или исторический), предполагает исследование этапов развития культуры на временном срезе. Структурная типология культуры Структурный анализ культуры предполагает её рассмотрение как организованной интегрированной системы,

Слайд № 6

в которой выделяется три подсистемы:

-технологическая

Технологическая подсистема включает в себя орудия труда, строительные материалы, средства для ведения войны, а также технологии их использования.

-социальная

Социальная подсистема является производной от технологической и отражает усилия общества по использованию средств существования.

-идеологическая

Идеологическая подсистема соответственно выступает как систематизация представлений и верований, интерпретирующих человеческий опыт

Слайд № 7

1.3 Типология культуры по методу «идеальных типов»

Типология культуры по методу «идеальных типов» предполагает описание обобщенных моделей культуры, которым реальные культуры соответствуют лишь приблизительно. Один из вариантов подобного типологического подхода предложил Джеймс Керн Фейблман.

Слайд № 8

Джеймс Керн Фейблман выделил 7 типов культуры.

1. Допервобытный тип культуры характеризуется господством выдающегося индивида над другими членами социальной группы.

2. Первобытная культура стала исторически первым типом высокоорганизованных обществ. Она представляла собой такую фазу развития, для которой были свойственны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологический тип мышления.

Слайд № 9

3. Военный тип культуры. По сравнению с первобытным типом культуры являет собой значительный шаг по пути усложнения социальной организации. Военная культура проявляется в двух основных типах деятельности: военной и торговой, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

4. Религиозный тип культуры основан на отказе от непосредственной и активной деятельности. Идеал религиозной культуры – пассивность и неопределенность. Идеальным членом общества является богопослушная личность.

Слайд № 10

5. Цивилизационный тип культуры характеризуется высоким разнообразием. Однородность общества достигается посредством больших усилий. Идеальной личностью является тот, кто вырабатывает собственные критерии ощущений, чувств, мыслей и действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.234 с.)