Тема: Основные культурологические школы XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основные культурологические школы XX века



План: 1. Предыстория возникновения культурологических школ 2. Общественно-историческая школа 3. Натуралистическая школа 4. Социологическая школа 5. Структурно-символическая школа Слайд № 3 Основные категории и понятия культурологии Литература: Культурология. Учебник / М.С. Каган [и др.]. М. 2005. Культурология. Учебник. 3-е изд. / А.С. Кармин. СПб., 2008. Культурология. Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. М. 2007. Слайд № 4 ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ 1. Разнообразие точек зрения на культуру не снимает задачи создания некой единой и самоценной теории культуры. Такая задача впервые была поставлена известным американским ученым-культурантропологом Лесли Алвином Уайтом (1900 –1975), который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» 1959), «Понятие культуры» (1973) и др. Уайт утверждал, что культурология представляет собойкачественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки, и предсказывал ей большое будущее.

Слайд № 5

С некоторой долей схематизма можно выделить четыре направления в культуроведении: общественно-историческое натуралистическое социологическое структурно-символическое

Слайд № 6

2.1 ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее представители в Западной Европе: Освальд Шпенглер («Закат Европы») Арнольд Тойнби («Исследования истории»), в России – Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»).

Слайд № 7

2. Типология «Культурно-исторических типов» Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – русский философ, публицист, естествоиспытатель, последователь славянофильства

• Отрицал существование единой мировой культуры, противопоставляя свою концепцию теориям европоцентризма и однолинейного развития

Слайд № 8

 

В фундаментальном труде «Россия и Европа» (1869) Данилевский обосновал идею «культурно-исторических типов» («самобытных цивилизаций»), проходящих естественные фазы биологического организма:1) рождение, 2) расцвет и 3) гибель (эволюционирование от этнографического состояния через государственное – к цивилизации) «Формы исторической жизни человечества не только изменяются и совершенствуются, повозрастно, но и разнообразятся по культурно-историческим типам»/Данилевский/ Всю совокупность прошлых и ныне существующих культур он сводит к десяти типам: Слайд № 9 1. Египетский

 

Слайд № 10

Китайский

Слайд № 11

Ассирийско-вавилоно-финикийский, или древнесемитский

Слайд №1 2

Индийский

 

Слайд № 13

5. Иранский

Слайд № 14

6. Еврейский

Слайд № 15

7. Греческий

Слайд № 16

8. Римский

Слайд № 17

9. Новосемитский, или аравийский

Слайд № 18

10. Германо-романский, или европейский

Слайд № 19

К этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки – мексиканский…

Слайд № 20…

и перуанский

Слайд № 21 З

арождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять: 1) наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка; 2) политическая независимость; 3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт; 4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип; 5) процесс развития культурно-исторических типов подобен «тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу».

 

Слайд № 22

Культурно-исторические типы могут иметь различные основания в соответствии с направленностью культурной деятельности человека. Данилевский выделяет: 1. первичные культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская, которые полностью не реализовали себя ни в одной из областей культуры); 2. одноосновные культуры (еврейская, греческая и римская): еврейская проявила себя в религиозной сфере, греческая – в художественной, римская – в политической области; 3. двухосновные культуры (германо-романская, или европейская культура), имеющие ярко выраженный научный и индустриальный характер.

 

Слайд № 23

 

Сейчас, убежден Данилевский, рождается четырехосновная культура. Данилевский верит, что будущее принадлежит славянскому культурно-историческому типу. Надежда его основана на особенностях славянского национального характера, особом типе духовности, стремлении к высшей духовности, а не к материальному благу.

 

Слайд № 24

Циклическая (цивилизационная) концепция Освальд Шпенглер (1880-1936) – всемирно известный немецкий историк, философ, представитель «философии жизни»

• «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории»(1918-1922) – «сенсация ХХ века»; книга-диагноз, пророчество, предостережение будущего европейской культуры

• Сторонник нелинейного, дискретного (прерывного) развития культуры, преодолевший идею единого восходящего развития мировой культуры с европейской вершиной

• Каждая культура замкнута, самодостаточна, не нуждается в диалоге

• Подобна живому организму имеет свой темп развития и отведённое время жизни (около 1000 лет), переживая 3 стадии – рождение /мифо-символическаяя ранняя/ расцвет /религиозная высокая/ увядание /переход в цивилизацию- закат культуры/

• «Душа» - первоэлемент, прасимвол любой культуры

 

Слайд № 25

8 типов (Великих культур):

• египетская («молчания»)

• индийская

• вавилонская

• китайская

• греко-римская («аполлоновская»)

• византийско-арабская («магическая»)

• культура «майя»

• западноевропейская («фаустовская»)

• На стадии возникновения находится русско-сибирская культура

• Разделил и противопоставил понятия «культура» и «цивилизация»

 

Слайд № 26

ультурологическая концепция «круговорота локальных цивилизаций»

• Основоположник – английский историк и социолог

• А. Тойнби (1889-1975).

• Автор 12- ти томного «Исследования истории»

• Он выделяет 7 существующих ныне цивилизаций из 21, среди которых: 1) западная; 2) православная; 3) индуистская; 4) китайская; 5) дальневосточная (Корея и Япония); 6) иранская; 7) арабская. Стадии процесса исторического круговорота цивилизации Тойнби определяет следующим образом: а) возникновение (генезис); б) рост; в) надлом; г) распад. Согласно автору, «социальное подражание» есть определяющий фактор различия между примитивным обществом и цивилизацией. Основу развития истории Тойнби видит во взаимодействии мирового закона – Бога («вызов») и Человечества («ответ»), история развития цивилизации – серия взаимодействий «вызовов-и-ответов».

 

Слайд № 27

 

3.1 НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ее главная черта – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.Представителями этой школы были Зигмунд Фрейд («Недовольство культурой»), Карл Густав Юнг («Метаморфозы и символы «либидо»), Бронислав Каспер Малиновский («Научная теория культуры»).

 

Слайд № 28

 

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа и фрейдизма. По Фрейду, культура «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей; а во-вторых, все институты для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ».

 

Слайд № 29

 

С другой стороны, культура предстает у австрийского психиатра своеобразным механизмом социального подавления свободного внутреннего мира индивидов как сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Движущую силу человечества – стихийные влечения, среди которых основным и объединяющим всех людей является инстинкт продолжения рода, половой инстинкт, – Фрейд обозначил термином «либидо».

 

Слайд № 30

 

ибидо находит выход не только в половом акте, но в преобразованном виде и идет на цели общественной деятельности и культурного творчества, переключаясь на них путем так называемой сублимации (от лат. sublimo – «возвышаю»). Вспомним в этой связи…

 

Слайд № 31 …

«высокую» любовную лирику… Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали. Уильям Шекспир Слайд № 32 …творчество художников-аскетов, например, Микеланджело или да Винчи…Слайд № 33 …иконопись… Слайд № 34 …историю дворца Тадж-Махал… Слайд № 35 Фрейдизм часто используется и для объяснения других проявлений цивилизации: • спорта, где либидо трансформируется в рекорды; • политики, где половая энергия находит выход в революционном действии, характерном прежде всего для молодежи, и т.п. Актами коллективной сублимации можно считать, например, Кубинскую революцию, проведенную людьми в возрасте 20 – 30 лет, и т.п. Извечные конфликты психики отдельных людей, имеющие биологическую основу, «преломляясь на общественный экран», становятся, по мнению Фрейда, главной причиной и содержанием самых разных сторон культуры – морали, искусства, религии, государства, права и т.п. Слайд № 36 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА • Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества. • В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Представителями этой школы были Томас Стернз Элиот («Заметки к определению культуры»), Питирим Александрович Сорокин («Динамика общества и культуры»), Альфред Вебер («Принципы социологии, истории и культуры»), Толкотт Парсонс («The Structure of Social Action»). Слайд № 37 Одним из видных представителей социологической школы был Томас Стернз Элиот (1888 – 1965) – англо-американский поэт и критик модернистского направления, автор книги «Заметки к определению культуры» (1948). Слайд № 38 Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая способна на культурное созидание. Творческая элита, по Элиоту, отнюдь не принадлежит к какому-нибудь определенному классу. Она должна постоянно пополняться из социальных «низов». Наиболее умные и талантливые представители других слоев постоянно вливают в него новую творческую энергию, двигая, таким образом, культурный процесс. Слайд № 39 Концепция Элиота:1. В ХХ веке культура разделилась на массовую и элитарную и произошел упадок европейской культуры, утрата былых нравственных и интеллектуальных богатств. 2. Массовая культура в человеке подавляет творческое начало. 3. Сохранение созидательной энергии человечества возможно лишь через преодоление «массификации» и поддержку культурной элиты.

 

Слайд № 40

 

Концепция локальных социокультурных суперсистем

• Создатель – русско-американский философ П.А. Сорокин (1889-1968) Основные работы«Динамика общества и культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947), «Власть и нравственность» (1959) и др.)

 

Слайд № 41

 

1Сорокин рассматривает исторический процесс как идущую циклами волнообразную смену перетекающих друг в друга типов культуры с собственным отношением к действительности и методами ее познания. 2Исследователь подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.

 

Слайд № 42

 

3 Сорокин выделяет 3 сверхсистемы культуры: Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана на принципе сверхчувственности, на духовной ценности. Чувственная культура построена на ценности материальной, является антиподом идеациональной. Идеалистическая культура – уравнивает ценности духовные и материальные. Реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственная стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

 

Слайд № 43

Подробно анализируя историю европейской культуры, П. Сорокин относил к периоду расцвета «чувственной» культуры западную культуру ХХ века.

 

Слайд № 44

 

К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII век).

 

Слайд № 45

 

А к идеалистическому – великую культуру эпохи Возрождения.

 

Слайд № 46

 

Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем«расколдованном» мире. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.

Слайд № 47

5.1 СТРУКТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА Символическая школа все процессы, происходящие в культуре, рассматривает как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее – и к взаимной информации. Из многочисленных представителей символической школы, работавших в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить ее патриархов – Эрнста Кассирера («Философия символических форм») и Клода Леви-Стросса («Структурная антропология»).

Слайд № 48

• Эрнст Кассирер (1874 – 1945) – немецкий философ, автор монументального труда «Философия символических форм» (1923 – 1929).

Слайд № 49

По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.

Слайд № 50

По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной. Части этой вселенной – язык, мифология, искусство, религия

Слайд № 51 1. ЯЗЫК

Слайд № 52 2. МИФ

Слайд № 53 3. ИСКУССТВО

Слайд № 54

4. РЕЛИГИЯ

Слайд № 55

Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным. В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями. Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры. Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.

Лекция № 6

Слайд 2 Тема: Динамика культуры

Слайд 3

План: 1. Динамика и статика культуры 2. Источники динамики культуры 3. Новаторство и традиции в культуре 4. Особенность культурного развития России 5. Традиции и новации в русском искусстве

Слайд 4

Динамика культуры

• За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.

Слайд 5 Динамика культуры

Слайд 6

Динамика культуры Поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому происходит в двух ракурсах Внутренние изменения(во времени) Внешние изменения (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве) Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм:

-В форме активизации

- В форме замедления

Слайд 7

Динамика культуры Наряду с понятием «динамика культуры» в культурологии существует понятие «статика культуры». «Статика культуры» - это состояние покоя и стабильности культуры, неизменности как всей системы, так и отдельных ее элементов.

Слайд 8

Оба состояния способствуют самосохранению общества Минимальная стабильность и Демократическая стабильность

Слайд 9

Динамика культуры Классификация форм стабильности по признаку способа ее достижения (по Д. Яворскому) Минимальная стабильность - достигаемая за счет тотальных, принудительных, насильственных методов управления обществом со стороны государства, с помощью которых подавляется возможность национальных конфликтов, гражданских войн. Демократическая стабильность - всякая угроза устраняется за счет быстрого реагирования демократических структур на угрозу возникновения нелегитимных форм насилия.

Слайд 10

Источники динамики культуры В культурологии принято выделять следующие источники культурной динамики:

1. инновации,

2. обращение к культурному наследию,

3. заимствования,

4. культурная диффузия.

Слайд 11

Источники динамики культуры 1. Инновации изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и поиск своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. На массовом уровне создателями культурных инноваций нередко выступают выходцы из других стран или другой социокультурной среды, оказывающиеся гетерогенными для данного общества.

Слайд 12

2. Источники динамики культуры 2. Обращение к культурному наследию означает переоценку и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества и его исторического опыта. Ценности, символы и смыслы, воплощенные в памятниках прошлого, становятся важным фактором новой культуры. Эти смыслы, нормы и ценности превращаются в каноны или образцы, проверенные многолетней практикой; следование им обеспечивает привычные условия жизни. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени, обеспечивают самобытность культуры.

Слайд 13

2. Источники динамики культуры 3. Культурные заимствования использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Этот источник культурной динамики может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Однако в процессе заимствования народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.

Слайд 14

Факторы, влияющие на характер, степень и эффективность культурных заимствований

• интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов);

• условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения);

• степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения);

• восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста).

Слайд 15

2. Источники динамики культуры 4. Культурная диффузия взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии. По своей сути диффузия означает «заимствование» каких-либо достижений одной культуры у другой. Благодаря этим процессам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в регионе обитания одного народа, как правило, полезные новации не создаются параллельно и одновременно, они обычно возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей близлежащей территории и зачастую заимствуются всеми соседями.

Слайд 16

Каналы культурной диффузии -Миссионерство -Туризм -миграция -торговля -война -научные конференции -ярмарки -обмен специалистами и др.

Слайд 17

Реализация форм культурной диффузии в вертикальном направлении Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной культурной диффузией в горизонтальном направлении Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данное направление еще можно назвать межгрупповой диффузией.

Слайд 18

3. Новаторство и традиции в культуре Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, статику, обеспечивает, прежде всего, традиция — элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, и т.д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде.

Слайд 19

3. Новаторство и традиции в культуре Типы традиций: жесткие традиции не допускают нововведений и отклонений в поведении, приветствуют передачу традиций из поколения в поколение без изменений. пластичные, подвижные традиции располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен.

Слайд 20 3. Новаторство и традиции в культуре Значение традиций в жизни общества

Слайд 21

3. Новаторство и традиции в культуре Культура не может существовать, не изменяясь. Творчество, изменения, являются другой стороной развития общества. Новация есть способ обновления культуры. Признаки новации:

1. Творение культурных ценностей всегда носит общезначимый характер.

2. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзыв в умах и сердцах людей.

Слайд 22

3. Новаторство и традиции в культуре Новизна ради новизны не несет в себе действительного творческого содержания, превращается в бессмысленное кривляние.

Слайд 23

3. Новаторство и традиции в культуре Сегодня традиция и новация трактуются как диалектически взаимосвязанные противоположности. -Новации обеспечивают развитие культурной системы -Традиции образуют коллективную память

Слайд 24

Дисбаланс этих тенденций разрушает целостность культурного мира

Слайд 25

Дисбаланс этих тенденций разрушает целостность культурного мира

Слайд 26

4. Особенность культурного развития России «Мы любим все – и жар холодных числ, И дар божественных видений,Нам внятно все – и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений…» А.Блок

Слайд 27

4. Особенность культурного развития России Отрицание роли России во имя человечества есть ограбление Человечества «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира» Н.А. Бердяев Россия – это головоломка, обернутая в тайну внутри загадки У.Черчилль

Слайд 28

Этапы развития русской культуры

Слайд 29

3. Особенность культурного развития России

4. Слайд 30

5.

6. ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ -Соборность -Социальное равенство -Перход от одной крайности к другой -Возвышение духовности -Патриотизм -Свобода как воля -Коллективизм -Взаимопомощь -Фетишизм государственной власти

Слайд 31

Слайд 32

5. Традиции и новации в русском искусстве Сочетание традиционного и новаторского в искусстве: В период внутренних или внешних опасностей для сохранения своей самобытности идет обращение «к старине», что свойственно многим обществам. Но Россия обращается к древности не классической (Греция, Рим), а к своей, национальной. Отсюда интерес к старому Киеву, к старым Владимиру и Суздалю, к старому Новгороду. Сохранение христианско-православных канонов пронизывает всю историю существования российской культуры и искусства.

Слайд 33

Софийский собор, Новгород, 1045-1050гг. Успенский собор, Владимир, 1158-1160гг

Слайд 34

Церковь Покрова на Нерли, Владимир, 1165 Церковь Вознесения Господня, Магнитогорск, 2000-е гг.

Слайд 35

5. Традиции и новации в русском искусстве Интенсивное формирование новых традиций — характерная черта эпохи Петра Великого. Процесс перехода русской культуры средневекового типа к типу культуры Нового времени сопровождался ломкой старых традиций и осознанным формированием новых традиций, поскольку Петр I стремился не только к тому, чтобы «расширить разрыв между

Русью и Россией», но и утвердить в сознании современников всю «глубину совершающегося переворота»

Слайд 36

5. Традиции и новации в русском искусстве Петр 1 ставил целью не просто заимствовать готовые плоды чужого знания и опыта, а «пересаживать самые корни на свою почву, чтобы они дома производили свои плоды» В.О.Ключевский

Слайд 37

Новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века связано с возрождением традиций древнего искусства по условным трем направлениям:

Слайд 38

I. Иконописи в творчестве Врубеля, Васнецова, Нестерова, Рериха.

Слайд 39

М. Врубель. Голова Иоанна Предтечи, 1905г М. Нестеров. Христос в Гефсиманском саду. 1887–1888 гг

Слайд 40

Н. Рерих «Матерь мира» В. Васнецов «Положение во гроб»

Слайд 41

5. Традиции и новации в русском искусстве II. Парсунного письма провинциальных вывесок, глиняной игрушки — их цвета и их «первозданности» — в творчестве Рябушкина, Кустодиева, Петрова-Водкина и Шагала.

Слайд 42

А. Рябушкин. "Втерся парень в хоровод..." Б. Кустодиев «Торговка овощами»

Слайд 43

М. Шагал. Набросок к картине "Над Витебском" М. Шагал «Здравствуй, Париж»

Слайд 44

5. Традиции и новации в русском искусстве III. Лубочный характер, экспрессия крестьянской и древнерусской школы фресок, чистота и яркость красок, отчетливая ясность композиций, выразительность образов в творчестве художников-авангардистов ХХ века П.Филонова, Н.Гончаровой, М.Ларионова, К.Петрова-Водкина.

Слайд 45

5. Традиции и новации в русском искусстве П. Н. Филонов. Икона святой Екатерины Н.Н. Гончарова. Хоровод

Слайд 46

5. Традиции и новации в русском искусстве Наметилась и еще одна тенденция — соединения живой традиции и обращения к древнерусской классике в произведениях К.С. Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление злых сердец»

 

Слайд 47

Петров-Водкин К.С. «Купание красного коня» «Петроградская мадонна»

Слайд 48

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

• Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось.

• Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти постмодернистского общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.

Слайд 49

Никас Сафронов – традиции русского искусства в его творчестве Слайд 50 В.Тропинин «Кружевница» Н.Сафронов «Кружевница»

Слайд 51

Илья и Эмилия Кабаковы – новаторство их творчества Слайд 52 Инсталяци «Ящик с мусором»

Слайд 53

Инсталляция «Где ваше место»?

Слайд 54

Литография «Муха»

Лекция № 7

Тема: «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

План:

1. Понятие межкультурной коммуникации.

2. Разновидности межкультурных коммуникаций.

3. Диалог культур.

Слайд № 3

Литература по теме занятия: —Бессарабова Н.В. Культурология. Курс лекций. М., 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/cult/cult082.htm свободный —Иконникова С.Н. Теория культуры. Учеб. пособие. СПб., 2008 —Кармин А.С. Культурология. Учебник. 3-е изд. СПб., 2008. —Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2008. —Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.

Слайд № 4

Вопрос 1.

Понятие межкультурной коммуникации Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». В этом взаимодействии очевидным фактом является общение культур на разных «языках». Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит и частью культуры.

Слайд № 5

Интерес к проблемам межкультурной коммуникации впервые возник в США, в связи с расширением сфер влияния американской политики после Второй мировой войны. У истоков теории межкультурной коммуникации стоял американский ученый Эдвард Холл.

Слайд № 6

—«Коммуникация» происходит от лат. communication — сообщение, передача; communicare — делать общим, связывать, беседовать. —Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 1920-х гг. Наряду с общенаучным значением — как средство связи любых объектов в какой-либо системе — он приобрел широкий социокультурный смысл и активно применяется во всех областях человеческой деятельности. —Данный термин используют и для описания многообразных процессов, связанных с передачей информации, и для констатации присутствия либо отсутствия некой связи между двумя субъектами (системами).

Слайд № 7Слайд № 8

Функции коммуникации:

Слайд № 9

Вопрос 2.

Разновидности межкультурных коммуникаций Типология межкультурных коммуникаций по характеру субъектов:

—межличностная - процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга

—межкультурная - совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам

Слайд № 10

по формам коммуникации:

—вербальная (речь)

; —невербальная (жесты, мимика, позы, тембр голоса, телодвижения и т.д.) Вербальная коммуникация включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства: —речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

—речь способствует формированию общественной роли коммуниканта,

—с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

—в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Слайд № 11

Невербальная коммуникация Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Слайд № 12

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон

, - тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

Слайд № 13

по уровням протекания:

—на обыденном уровне

—на специализированном по содержанию коммуникации:

—информационная

—стимуляционная

— ориентационная

Слайд № 14

Барьеры коммуникации

Слайд № 15 Слайд № 16

Причины возникновения барьеров

Ø Особенности интеллекта тех, кто общается;

Ø Неодинаковое знание предмета разговора;

Ø Различный лексикон и тезаурус;

Ø Отсутствие единого понимания ситуации общения;

Ø Психологические особенности партнеров;

Ø Социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т. д.

Слайд № 17

Б. Поршнев выделяет 3 формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности:

1) Избегание (как физически, так психологически).

2) Авторитет (обесценивание информации через субъективное снижение авторитетности ее источника).

3) Непонимание (снижение влияния информации путем ее искажения до неузнаваемости).

Слайд № 18

Барьеры коммуникации:

1. Логический

2. Фонетический

3. Семантический

4. Стилистический

Слайд № 19

Логический барьер – возникает, когда партнеры не находят общего языка. Способ решения – пытаться понять то, как партнер по общению строит свои умозаключения.

Слайд № 20

Фонетический барьер – возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний. Способ решения – необходимо говорить четко, не очень громко, со средней скоростью.

Слайд № 21

Семантический барьер – возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров в коммуникации – тезауруса с полной смысловой информацией. Способ решения – необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре понятную для него лексику. Слайд № 22

Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Например: «Вам нужно» лучше заменить на «Возможно» «Вы обязаны» «Желательно, чтобы вы» «Ты должен» «Можно»

Слайд № 23

Правило рамкиСледует очертить начало и конец любого разговора Правило цепи Информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по отдельным признакам. А вся информация в целом изложена последовательно.

Слайд № 24

Виды и формы межкультурной коммуникации:

Слайд № 25Слайд № 26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.226 с.)