Основные направления в изучении типологии культур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления в изучении типологии культур



Подходы и концепции

• Методологическую основу классификации культур составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся эволюционные концепции, в том числе:

• а) эволюционизм XIX века;

• б) концепция универсальной эволюции Лесли Уайта и Вира Гордона Чайлда;

• в) концепция мультилинейной эволюции Джулиана Хейнса Стюарда,

• г) концепция специфической эволюции Маршалла Салинса и Э.Р. Сервиса; • д) формационный подход;

• е) циклический или цивилизационный вариант.

Слайд № 13

Представители классического эволюционизма XIX в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Льюис Генри Морган, Герберт Спенсер, Эдуард Бернетт Тейлор и др.).

Слайд № 14

Концепция универсальной эволюции

В рамках общей концепции эволюции культуры Лесли Уайт предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного развития и сравнительного анализа культур.

Слайд № 15

Концепция мультилинейной эволюции Джулиана Хейнса Стюарда, который стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отдельных регионов исторической повторяемости и параллелизмов. В 1951 он сформулировал концепцию уровней социокультурной интеграции, которая, по его мысли, создает возможности для проведения сравнительного анализасоциокультурных систем в эволюционной перспективе: различные стадии развития семьи, народа, государства.

Слайд № 16

Концепция специфической эволюции (изучение локальных культур в диахронном аспекте), по мнению ее авторов Маршалла Салинса и Э.Р. Сервиса, существенно дополняла универсальную концепцию, в которой, как в крупноячеистой сети терялись конкретные культуры.

Слайд № 17

Марксистская концепция

Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом, в XX в. наиболее распространенным в советской традиции.

Формационная типология культуры включала следующие составляющие:

• культура первобытного общества (ритуализм, тотемизм и т.д.),

• культура рабовладельческого общества (социальное расслоение общества, возникновение философии)

, • культура эпохи феодализма (теоцентризм),

• буржуазная (капиталистическая) культура (светский характер культуры),

• социалистическая культура (каждому по труду);

• коммунистическая культура как вершина развития.

Слайд № 18

Формационный принцип

• Устанавливает зависимость типа культуры от господствующей общественно- экономической формации и способа производства, где основой выступает экономика.

• Каждая формация создаёт свой тип культуры. Каков способ производства, такова и культура (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и т.д.).

Слайд № 19

2.2 Историческая типология культуры

Историческая типология культуры – это основание классификации культурной формы. Историческая типология выделяет три основных исторических типа культуры:

архаический, традиционалистский, индивидуально-творческий.

1. Архаическая. Этот тип культуры не ориентируется на новаторство, наблюдается стремление к консерватизму, особенность в том, что делается это не осознанно.

 

Слайд № 20

2. Традиционалистская. Характеризуется традиционализмом и рефлективностью. Теперь уже осознанный традиционализм, в виду этого вырабатываются особые формы для сохранения традиций.

3. Индивидуально-творческая (рефлексивная и нетрадиционная). Традиции на данном этапе подвергаются критике и ломке. Человек остаётся один на один с самим ссобой, но теперь это не вызывает затруднений, наоборот, непохожесть на других только приветствуется. Новации происходят в результате осознанных усилий.

Слайд № 21

При рассмотрении этих типов можно выделить две позиции организации: 1 – линейная позиция;

2 – кумулятивная.

Линейный подход в соотношении исторических типов культуры предполагает, что каждый последующий тип сменяет предыдущий, при этом предыдущие типы полностью уходят из жизни, забываются, теряют какой-либо смысл. Кумулятивный подход предполагает, что с возникновением очередного типа культуры не происходит смена, удаление предыдущего типа, происходит только надстраивание нового типа на старый.

Слайд № 22

2.3 Гендерный подход к типологизации культур Согласно исследованиям швейцарского правоведа и историка Иоганна Якоба Бахофена (1815 – 1887), на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии, поэтому женщина-мать выступала правительницей и законодательницей как в роду, так и в обществе в целом. Это проявлялось в устройстве семьи, общества, в религии. Таким образом, можно говорить о существовании матриархального типа культуры, ведущими ценностными основаниями которого выступали связь с землей и кровные узы, а важнейшей характеристикой – пассивное восприятие и отношение к природе.

Слайд № 23

Для патриархального типа культуры, в отличие от матриархального, характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам.

Слайд № 24

Немецкий этнограф Лео Фробениус (1873 – 1938) также различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную. К первой относятся русские, немцы и африканские народы, ко второй – англосаксы, арабы-берберы, романские народы и др.

Слайд № 25

2.4 Современные социокультурные концепции Российский культуролог и социолог Эльна Александровна Орлова разделяла культуру на функциональные блоки. Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания). Со временем выделялись специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура.

Слайд № 26

Другой российский ученый Андрей Яковлевич Флиер разделил культуру на следующие компоненты:

1) культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, моральная и др.);

2) культура познания и рефлексии мира и человека;

3) культура социальных коммуникаций, накопления, хранения и трансляции информации;

4) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.

 

Слайд № 27

 

Российский ученый социолог Леонид Григорьевич Ионин предложил разделить существующие культуры на два типа: моностилистический и полистилистический.

Для первого типа характерны стремление к единообразию и гомогенности, строгое следование традиции, упорядочность, согласие с существующим порядком вещей и единство провозглашенной цели существования.

Полистилистический тип выступает полной противоположностью. Для этого типа характерна деиерархизация, отсутствие канона, включение новых элементов, создание закрытых, часто между собой враждующих групп, отсутствие единой, объединяющей цели

Лекция № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.009 с.)