Структура и состав культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и состав культурологии



Структура современной культурологии:

• Теория культуры вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных катего- рий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д.;

• История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.).;

• Философия культуры представляет проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия;

• Социология культуры исследует культурную практику в разных социальных слоях и группах, в том числе с помощью конкретных тестовых исследований, социологических опросов и т.д.

Слайд 25.

В состав культурологии входят пять взаимосвязанных разделов (М.С.Каган)

1.История мировой и отечественной культуры

2.История культурологических учений

3.Социология культуры

4.Культурная антропология

5.Прикладная культурология

Слайд 26.

Основные отрасли культурологии, ориентированные на ее основные проблемные поля (А.Я. Флиер):

Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.

Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

Слайд 27.

Прикладная культурология

· Прикладная культурология – имеет практический характер и обеспечивает деятельность учреждений культуры:

· анализирует деятельность институтов культуры (театров, музеев, библиотек и т.д.)

· изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга;

· занимается сохранением культурного наследия

Лекция №2

Тема: Культура как объект исследования культурологи.

План:

1. Смысл термина «культура»

2. Понятие культуры: подходы и функции

3. Морфология культуры

Слайд № 3

ЛИТЕРАТУРА •

Культурология. Учебник / М.С. Каган [и др.]. – М. 2005.

• Культурология Учебник. 3-е изд./ А.С. Кармин. –– СПб., 2008.

• Культурология. Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М. 2007. 1. Смысл термина «культура»

Слайд №4

Сколько существует определений термина «культура»? 500 - по мнению исследователей Альфреда Кребера и Клайда Клакхона Проблема определения культуры — одна из наиболее сложных проблем современной гуманитарной науки

Слайд №5

Историческое развитие понятия культуры

Античность:

Древняя Греция - воспитание, образование, развитие («пайдейя»).

Слайд №6

Древний Рим - возделывание, обработка, уход («культура», «Тускуланские беседы» Цицерон), позитивное воздействие философии на ум человека (Цицерон «Философия – это культура души»).;

Дополнить натура-природа

Средневековье - с момента возникновения христианства - поклонение, почитание, почтение, культ.

Дополнить

Культ бога

Культ рыцаря и прекрасной дамы

Слайд №7

Средневековье - духовное совершенствование человека, преодоление его ограниченности и греховности.

Слайд №8

Возрождение - соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культура – это более, чем когда-либо сам человек. Жить – это и есть наше главное дело (анекдот эпохи Возрождения)

Слайд №9

Новое время - воспитанность, просвещенность, образованность; воплощение разумности, нравственное совершенствование

Слайд №10

Просвещение

Воплощение разумного. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. Просвещение

Ж.Ж. Руссо пессимистически трактовал культуру, критиковал ее негативные стороны и противопоставлял культуру природе. Считал, что культура является источником зла и несправедливости в обществе.

Слайд №11

Новейшее время: - средство подавления и порабощения человека с помощью норм, предписаний и запретов (Ф.Ницше)

- система запретов, которые налагаются на человека с целью обуздания инстинктов (З.Фрейд).

Слайд №12

В XX в.

в учениях Д. Белла, Р. Арона и других культура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.

В XX в.

А. Швейцер полагал, что современная культура призвана быть, прежде всего, «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому.

Слайд №13

В русской философии понятие культуры традиционно имело, прежде всего, высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.

Дополнение

Слово культура долгое время было тождественно слову цивилизация (гражданственность.) Впервые понятие появилось в карманном словаре издателя Кириллова в 19 веке, затем в слоаре Даля.

Слайд №14

Смысл термина «культура». В современном языке он имеет два значения.

В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику.

В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Слайд №15

Подходы к определению культуры:

1. Содержательный подход: культура обычно понимается как система ценностей, норм и институтов, то есть как совокупность всех тех механизмов, которые определяют поведение людей в рамках общества. 2. Функциональный подход: С точки зрения функций, которые выполняет культура, она рассматривается как качество человека, развитие его собственных сил и возможностей. В основе культуры лежит «человеческий фактор» — духовная интенция (устремленность) развития культуры.

Слайд №16

3.Системный подход: культура трактуется как сложное общественное явление, которое охватывает самые разнообразные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации человека. С этой точки зрения культура предстает как исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности человека.

Слайд №17

4.Знаковый (семиотический) подход: культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом при осмыслении природы и в практической деятельности.

5. Аксиологический ( ценностный) подход: культура должна пониматься как совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, то, что человечество хотело бы поддержать и сохранить для будущих поколений.

Слайд №18

6.Антропологический подход: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

7. Социологический подход: культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества, т.к. предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми тот должен строить свое поведение в самых разных областях.

Слайд №19

Деятельностный подход: культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Слово «технология» следует понимать в широком смысле, поскольку в данном случае оно обозначает любые способы, при помощи которых человек совершает любые действия.

Слайд №20

Синтез всех подходов позволяет определить культуру как специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, который находит проявление:

1) в продуктах материального и духовного труда;

2) в системе социальных норм и учреждений;

3) в духовных ценностях;

4) в совокупности отношений людей, которые включают отношение к природе, к другим людям и к самим себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.018 с.)