Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственно – конфессиональные отношения в Российской Федерации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование в Российской Федерации самостоятельной политики в религиозном вопросе началось вслед за объявленной в 1985 г. политикой «перестройки и гласности». За прошедшее время это процесс еще не получил своего завершения. Распад СССР привел к формированию новой российской конституционной и законодательных систем. Конституция России 1993 г. формально закрепила сепарационную модель отношений между государством и церковью. В четырнадцатой статье Конституции подчеркивается светский характер государства, невозможность установления какой-либо государственной или обязательной религии, религиозные объединения отделяются от государства и равны перед законом Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит.,1997, Раздел первый, глава 1, Ст.14.. В 1997 г. Государственной Думой был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях» Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ.. В Преамбуле закона вводится понятие традиционных и нетрадиционных религий, подчеркивается особая роль Православия в истории страны. Принятие нового религиозного закона обусловило новую веху в истории церковно-государственных отношений России. Обозначим основные направления церковно-государственных отношений и выделим основные проблемы этого взаимодействия. Политизация общественной жизни первой половины 1990-х годов, процесс распада СССР, кризис власти 1991 года и противостояние ветвей власти в 1993 году поставили перед священноначалием русской православной церкви (РПЦ) важный вопрос - какова степень участия Церкви в государственной политике. Еще в заявлении Священного Синода 3 апреля 1990 года было объявлено, что Церковь не может стать на сторону партийных интересов и связывать свою судьбу с тем или иным политическим курсом. На Архиерейском соборе Архиерейский Собор - высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви, состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию на подведомственными им приходами (БСЭ - Большая советская энциклопедия). 1994 года был объявлен строгий запрет для епископов и иных священнослужителей на участие в предвыборных процессах и членство в политических партиях. Сегодня патриарх подчеркивает, что «Церковь - вне политики в том смысле, что мы не претендуем на обладание светской, мирской властью и не участвуем в партийной борьбе. Однако это не значит, что мы самоустраняемся от жизни общества, от проблем, волнующих людей. Господь послал нас в мир (Ин. 17. 18), чтобы мы были светом мир» Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы Статья Святейшего Патриарха Алексия в специальном выпуске альманаха «Европейский взгляд» / Справочно-информационный интернет-портал «Религия и СМИ». - Электрон. ст.. Формально церковь и ее священнослужители не могут участвовать в каких-либо политических организациях, но она фактически заняла свое особое место в политической сфере общества. Церковные иерархи присутствуют на всех официальных мероприятиях государственной власти, по инициативе церкви проводятся, как чисто религиозные мероприятия - «Рождественские образовательные чтения», «Всемирный саммит религиозных лидеров» так и общероссийские - «Всемирный Русский Народный Собор», где присутствие представителей государственной власти и политической элиты весьма велико. Фактически не одно событие в жизни государства не обходится без внимания церкви. Праздники Рождество Христово, официально, а Пасха Христова, неформально, были признаны, по сути, единственными российскими религиозными государственными праздниками. Можно выделить особо два события в церковной жизни страны, которые носят особый политический характер. Первое, - это воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с Русской Православной Церковью Московского Патриархата в мае 2007 г. Начало активному процессу объединения было положено президентом России В.В. Путиным, когда он в сентябре 2003 года лично передал первоиерарху РПЦЗ - митрополиту Лавру приглашение от патриарха РПЦ Алексия II посетить Россию. При подписании «Акта о каноническом общении» в храме Христа Спасителя президентом России было отмечено, что данное событие «поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения» Патриархия.RU: Владимир Путин назвал подписание Акта о каноническом общении событием всенародного и исторического масштаба [электронный ресурс] / Патриархия.RU: Официальный портал Московской Патриархии. - Электрон. ст., возрождение церковного единства - «это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера» Там же. Патриархия.RU. Факт участия государства во внутрицерковных отношениях и усилиях, направленных на скорейшее объединение двух церквей, позволяют оценивать это, как политику влияния государства на религиозную жизнь страны. Второе - это визит в октябре 2007 г. главы Русской православной церкви во Францию, где патриарх выступил перед членами европейского парламента в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) и встретился с президентом Франции Николя Саркози. Перед парламентариями Алексий II сформулировал православную концепцию прав человека и подчеркнул не возможность господства в мире одной идеологии - «само понимание прав человека не уникально и сам подход к правам человека подразумевает варианты» Газета.Ru - Общество: Патриарх управился с ПАСЕ [электронный ресурс] / Газета.Ru. - Электрон. ст.. Выступление патриарха было расценено как выступление одного из ведущих религиозных лидеров России с общероссийским пониманием концепции прав человека. Официальный прием предстоятеля русской православной церкви, как государственного лица в иностранном государстве и его публичное выступление на одной из трибун мировой политической арены дают основания сделать вывод о том, что церковь является неотъемлемой частью публичной политики российского государства и отчасти берет на себя осуществления особых миротворческих и мировоззренческих функций в мировом сообществе. Рассмотрение церковно-государственных отношений невозможно без анализа сотрудничества церкви и государства в области образования, т.к. именно образованию присуща воспитательная и ценностно-мировоззренческая функция, которая формирует ценностные ориентации и поведения индивида в обществе. Основной задачей Церкви в этом вопросе является достижение того, чтобы обучение религии стало возможным в рамках стандартного образовательного процесса, т.е. в рамках обычных усилий учащегося, и при том за счет ресурсов государства. Именно поэтому в 1990-е гг. велась полемика о том, может ли в школе религия преподаваться пусть и добровольно, но в основной сетке часов - в рамках так называемого вариативного компонента. В это же время возникла идея преподавания не собственно православного вероучения, а «православной культуры», что не противоречит конституционному принципу отделения школы от церкви, наиболее подходит для учащихся и более соответствует современному массовому пониманию православия, как части национальной культуры и истории, нежили как личного религиозного выбора. Поскольку школьное образование включает в себя три компонента - федеральный, региональный, школьный, оплачиваемых соответственно из разных бюджетов, внедрение нового предмета началось с 1997 года снизу - с отдельных регионов и даже районов Митрохин Н. Православное образование в России // Отечественные записки, 2001. №1. С. 202.. Параллельно успехом для Церкви увенчалась полемика и о внедрении специальности «теология» в образовательный процесс светских высших учебных заведений. Направление «теология» и стандарт бакалавра были утверждены и начали действовать еще в 1994 году, магистратура была введена в 2000 году, а 28 января 2002 г. Министерством образования был утвержден образовательный стандарт по специальности «теология». Следует заметить, что стандарт этот - поликонфессиональный, но охватывает, не все религии, а, со ссылкой на преамбулу Закона о свободе совести: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Впервые на законодательном уровне произошло замещение «христианства» «православием» в списке «традиционных религий», которое практикуется в выступлениях чиновников и церковных лидеров Верховский А. Церковь в политике и политика в церкви // Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви / Информационно-исследовательский центр «Панорама» / Электрон. ст.. Двадцать девятого февраля 2007 г. президентом России был утвержден закон, дающий религиозным ВУЗам возможность государственной аккредитации и право на выдачу дипломов гособразца, фактически теологическое образование в России было одобрено на государственном уровне. Дальнейшие усилия церкви в образовательном пространстве страны направлены на включение предмета «основы православной культуры» в федеральный компонент школьного образования в рамках «духовно-нравственной культуры». Успех решения этой проблемы зависит от воли политической элиты страны в области определения границ самого понятия духовная культура и включения в нее в качестве базисного элемента - православной культуры. В рамках этого процесса в декабре 2007 г. была достигнута договоренность между Министерством образования РФ и РПЦ МП о введении в школах цикла предметов «Духовно-нравственная культура». Это решение фактически переводит дискуссию о преподавании основ традиционных религий в школах на новый уровень. Оно также стало результатом согласования позиций и определенных уступок с обеих сторон. Основной вопрос, который вызывает наибольшую дискуссию в современном обществе - это вопрос о возможности и границах клерикализации Клерикализм (лат. Clericalis - «церковный») - политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Особо остро вопрос об угрозе клерикализации был поставлен в июне 2007 года с момента появления в официальной печати письма десяти ведущих академиков РАН к президенту России В.В. Путину под названием: «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?». В своем обращении к президенту академики подчеркивают, что опасаются все возрастающей клерикализации российского общества и активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни, что в свою очередь противоречит светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, провозглашенному Конституцией РФ. Непосредственным поводом для написания письма стала резолюция XI Всемирного русского национального собора, состоявшегося в Москве в марте 2007 года - «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки». В основе письма критика академиками позиции участников Собора, которая предлагает обратиться в Правительство РФ с просьбой «о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление» Резолюция ВРНС «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки» [Электронный ресурс] /Патриархия.RU: Официальный портал Московской Патриархии. - Электрон. ст. и негативное отношение к вопросу «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта» Резолюция ВРНС «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки» [Электронный ресурс] /Патриархия.RU: Официальный портал Московской Патриархии. - Электрон. ст.. В заявлении академиков говорится и о серьезной опасности «атакующего Конституцию клерикализма». Наметившиеся в обществе тенденции взаимодействия с церковью академики называют «прямым путем к уничтожению демократии и к распаду страны» Политика РПЦ: консолидация или развал страны? [Электронный ресурс] // Новая газета. Научно-популяроное приложение кентавр №3 - Электрон. ст.. По их словам, «под видом религиозного возрождения, в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти», Там же. Новая газетаподчеркивается наличие в государстве некоего «проекта по превращению России в «православную цивилизацию», который «утопичен» и «опасен», поскольку «не может осуществляться без насилия». В сентябре того же года на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент прокомментировал свое отношение к письму академиков подчеркнув, что «по Конституции, Церковь отделена от государства, а менять Основной закон страны сейчас не следует. Воспитание детей «в духе наших четырех религий» (то есть православия, ислама, иудаизма и буддизма) президент поддерживает, но для этого «надо найти приемлемую для всего общества форму» Президент высказался, вопрос закрыт? Владимир Путин выступил против обязательного преподавания религии в школе [электронный ресурс] / Справочно-информационный интернет-портал «Религия и СМИ». - Электрон. ст.. Президент еще раз подчеркнул светский характер российского государства, но поднятые обращении академиков вопросы до сих пор актуальны и требуют более обстоятельного размышления на данную тему. Возможно, в России реальна не сама «клерикализация» (с сильной самостоятельной церковью, вмешивающейся в дела государства), а новая «синодализация» - сближение церкви с государством по инициативе последнего Шахов М.О. Клерикализация России: миф или реальность? [электронный ресурс] / Шахов М.О. - Электрон. ст. Режим доступа к ст.:http://nijournal.ru/archive/dc347408/c8d25c8e/b99f05cb/ff2e8d0f/?print=1. Государство предоставляет ей льготы в обмен на идеологическую поддержку. Условный термин «синодализация» вовсе не означает, что церковь должна формально стать частью государственной машины, как в дореволюционное и советское прошлое. «Синодализация» в качестве альтернативы клерикализации делает церковь несвободной, зависимой от своего покровителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.011 с.) |