Государственно – конфессиональные отношения в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно – конфессиональные отношения в Российской Федерации.



Формирование в Российской Федерации самостоятельной политики в религиозном вопросе началось вслед за объявленной в 1985 г. политикой «перестройки и гласности». За прошедшее время это процесс еще не получил своего завершения.

Распад СССР привел к формированию новой российской конституционной и законодательных систем. Конституция России 1993 г. формально закрепила сепарационную модель отношений между государством и церковью. В четырнадцатой статье Конституции подчеркивается светский характер государства, невозможность установления какой-либо государственной или обязательной религии, религиозные объединения отделяются от государства и равны перед законом Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит.,1997, Раздел первый, глава 1, Ст.14.. В 1997 г. Государственной Думой был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях» Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ.. В Преамбуле закона вводится понятие традиционных и нетрадиционных религий, подчеркивается особая роль Православия в истории страны. Принятие нового религиозного закона обусловило новую веху в истории церковно-государственных отношений России.

Обозначим основные направления церковно-государственных отношений и выделим основные проблемы этого взаимодействия. Политизация общественной жизни первой половины 1990-х годов, процесс распада СССР, кризис власти 1991 года и противостояние ветвей власти в 1993 году поставили перед священноначалием русской православной церкви (РПЦ) важный вопрос - какова степень участия Церкви в государственной политике. Еще в заявлении Священного Синода 3 апреля 1990 года было объявлено, что Церковь не может стать на сторону партийных интересов и связывать свою судьбу с тем или иным политическим курсом. На Архиерейском соборе Архиерейский Собор - высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви, состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию на подведомственными им приходами (БСЭ - Большая советская энциклопедия). 1994 года был объявлен строгий запрет для епископов и иных священнослужителей на участие в предвыборных процессах и членство в политических партиях. Сегодня патриарх подчеркивает, что «Церковь - вне политики в том смысле, что мы не претендуем на обладание светской, мирской властью и не участвуем в партийной борьбе. Однако это не значит, что мы самоустраняемся от жизни общества, от проблем, волнующих людей. Господь послал нас в мир (Ин. 17. 18), чтобы мы были светом мир» Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы Статья Святейшего Патриарха Алексия в специальном выпуске альманаха «Европейский взгляд» / Справочно-информационный интернет-портал «Религия и СМИ». - Электрон. ст..

Формально церковь и ее священнослужители не могут участвовать в каких-либо политических организациях, но она фактически заняла свое особое место в политической сфере общества. Церковные иерархи присутствуют на всех официальных мероприятиях государственной власти, по инициативе церкви проводятся, как чисто религиозные мероприятия - «Рождественские образовательные чтения», «Всемирный саммит религиозных лидеров» так и общероссийские - «Всемирный Русский Народный Собор», где присутствие представителей государственной власти и политической элиты весьма велико. Фактически не одно событие в жизни государства не обходится без внимания церкви. Праздники Рождество Христово, официально, а Пасха Христова, неформально, были признаны, по сути, единственными российскими религиозными государственными праздниками.

Можно выделить особо два события в церковной жизни страны, которые носят особый политический характер. Первое, - это воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с Русской Православной Церковью Московского Патриархата в мае 2007 г. Начало активному процессу объединения было положено президентом России В.В. Путиным, когда он в сентябре 2003 года лично передал первоиерарху РПЦЗ - митрополиту Лавру приглашение от патриарха РПЦ Алексия II посетить Россию. При подписании «Акта о каноническом общении» в храме Христа Спасителя президентом России было отмечено, что данное событие «поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения» Патриархия.RU: Владимир Путин назвал подписание Акта о каноническом общении событием всенародного и исторического масштаба [электронный ресурс] / Патриархия.RU: Официальный портал Московской Патриархии. - Электрон. ст., возрождение церковного единства - «это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера» Там же. Патриархия.RU.

Факт участия государства во внутрицерковных отношениях и усилиях, направленных на скорейшее объединение двух церквей, позволяют оценивать это, как политику влияния государства на религиозную жизнь страны.

Второе - это визит в октябре 2007 г. главы Русской православной церкви во Францию, где патриарх выступил перед членами европейского парламента в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) и встретился с президентом Франции Николя Саркози. Перед парламентариями Алексий II сформулировал православную концепцию прав человека и подчеркнул не возможность господства в мире одной идеологии - «само понимание прав человека не уникально и сам подход к правам человека подразумевает варианты» Газета.Ru - Общество: Патриарх управился с ПАСЕ [электронный ресурс] / Газета.Ru. - Электрон. ст.. Выступление патриарха было расценено как выступление одного из ведущих религиозных лидеров России с общероссийским пониманием концепции прав человека. Официальный прием предстоятеля русской православной церкви, как государственного лица в иностранном государстве и его публичное выступление на одной из трибун мировой политической арены дают основания сделать вывод о том, что церковь является неотъемлемой частью публичной политики российского государства и отчасти берет на себя осуществления особых миротворческих и мировоззренческих функций в мировом сообществе.

Рассмотрение церковно-государственных отношений невозможно без анализа сотрудничества церкви и государства в области образования, т.к. именно образованию присуща воспитательная и ценностно-мировоззренческая функция, которая формирует ценностные ориентации и поведения индивида в обществе. Основной задачей Церкви в этом вопросе является достижение того, чтобы обучение религии стало возможным в рамках стандартного образовательного процесса, т.е. в рамках обычных усилий учащегося, и при том за счет ресурсов государства.

Именно поэтому в 1990-е гг. велась полемика о том, может ли в школе религия преподаваться пусть и добровольно, но в основной сетке часов - в рамках так называемого вариативного компонента. В это же время возникла идея преподавания не собственно православного вероучения, а «православной культуры», что не противоречит конституционному принципу отделения школы от церкви, наиболее подходит для учащихся и более соответствует современному массовому пониманию православия, как части национальной культуры и истории, нежили как личного религиозного выбора.

Поскольку школьное образование включает в себя три компонента - федеральный, региональный, школьный, оплачиваемых соответственно из разных бюджетов, внедрение нового предмета началось с 1997 года снизу - с отдельных регионов и даже районов Митрохин Н. Православное образование в России // Отечественные записки, 2001. №1. С. 202..

Параллельно успехом для Церкви увенчалась полемика и о внедрении специальности «теология» в образовательный процесс светских высших учебных заведений. Направление «теология» и стандарт бакалавра были утверждены и начали действовать еще в 1994 году, магистратура была введена в 2000 году, а 28 января 2002 г. Министерством образования был утвержден образовательный стандарт по специальности «теология». Следует заметить, что стандарт этот - поликонфессиональный, но охватывает, не все религии, а, со ссылкой на преамбулу Закона о свободе совести: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Впервые на законодательном уровне произошло замещение «христианства» «православием» в списке «традиционных религий», которое практикуется в выступлениях чиновников и церковных лидеров Верховский А. Церковь в политике и политика в церкви // Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви / Информационно-исследовательский центр «Панорама» / Электрон. ст..

Двадцать девятого февраля 2007 г. президентом России был утвержден закон, дающий религиозным ВУЗам возможность государственной аккредитации и право на выдачу дипломов гособразца, фактически теологическое образование в России было одобрено на государственном уровне.

Дальнейшие усилия церкви в образовательном пространстве страны направлены на включение предмета «основы православной культуры» в федеральный компонент школьного образования в рамках «духовно-нравственной культуры». Успех решения этой проблемы зависит от воли политической элиты страны в области определения границ самого понятия духовная культура и включения в нее в качестве базисного элемента - православной культуры. В рамках этого процесса в декабре 2007 г. была достигнута договоренность между Министерством образования РФ и РПЦ МП о введении в школах цикла предметов «Духовно-нравственная культура». Это решение фактически переводит дискуссию о преподавании основ традиционных религий в школах на новый уровень. Оно также стало результатом согласования позиций и определенных уступок с обеих сторон.

Основной вопрос, который вызывает наибольшую дискуссию в современном обществе - это вопрос о возможности и границах клерикализации Клерикализм (лат. Clericalis - «церковный») - политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Особо остро вопрос об угрозе клерикализации был поставлен в июне 2007 года с момента появления в официальной печати письма десяти ведущих академиков РАН к президенту России В.В. Путину под названием: «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?».

В своем обращении к президенту академики подчеркивают, что опасаются все возрастающей клерикализации российского общества и активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни, что в свою очередь противоречит светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, провозглашенному Конституцией РФ.

Непосредственным поводом для написания письма стала резолюция XI Всемирного русского национального собора, состоявшегося в Москве в марте 2007 года - «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки». В основе письма критика академиками позиции участников Собора, которая предлагает обратиться в Правительство РФ с просьбой «о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление» Резолюция ВРНС «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки» [Электронный ресурс] /Патриархия.RU: Официальный портал Московской Патриархии. - Электрон. ст. и негативное отношение к вопросу «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта» Резолюция ВРНС «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки» [Электронный ресурс] /Патриархия.RU: Официальный портал Московской Патриархии. - Электрон. ст.. В заявлении академиков говорится и о серьезной опасности «атакующего Конституцию клерикализма».

Наметившиеся в обществе тенденции взаимодействия с церковью академики называют «прямым путем к уничтожению демократии и к распаду страны» Политика РПЦ: консолидация или развал страны? [Электронный ресурс] // Новая газета. Научно-популяроное приложение кентавр №3 - Электрон. ст.. По их словам, «под видом религиозного возрождения, в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти», Там же. Новая газетаподчеркивается наличие в государстве некоего «проекта по превращению России в «православную цивилизацию», который «утопичен» и «опасен», поскольку «не может осуществляться без насилия».

В сентябре того же года на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент прокомментировал свое отношение к письму академиков подчеркнув, что «по Конституции, Церковь отделена от государства, а менять Основной закон страны сейчас не следует. Воспитание детей «в духе наших четырех религий» (то есть православия, ислама, иудаизма и буддизма) президент поддерживает, но для этого «надо найти приемлемую для всего общества форму» Президент высказался, вопрос закрыт? Владимир Путин выступил против обязательного преподавания религии в школе [электронный ресурс] / Справочно-информационный интернет-портал «Религия и СМИ». - Электрон. ст.. Президент еще раз подчеркнул светский характер российского государства, но поднятые обращении академиков вопросы до сих пор актуальны и требуют более обстоятельного размышления на данную тему.

Возможно, в России реальна не сама «клерикализация» (с сильной самостоятельной церковью, вмешивающейся в дела государства), а новая «синодализация» - сближение церкви с государством по инициативе последнего Шахов М.О. Клерикализация России: миф или реальность? [электронный ресурс] / Шахов М.О. - Электрон. ст. Режим доступа к ст.:http://nijournal.ru/archive/dc347408/c8d25c8e/b99f05cb/ff2e8d0f/?print=1. Государство предоставляет ей льготы в обмен на идеологическую поддержку. Условный термин «синодализация» вовсе не означает, что церковь должна формально стать частью государственной машины, как в дореволюционное и советское прошлое. «Синодализация» в качестве альтернативы клерикализации делает церковь несвободной, зависимой от своего покровителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.01 с.)