Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ законодательства, регулирующего взаимоотношения церкви игосударства в Российской Федерации

Поиск

Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит.,1997, Раздел первый, глава 1, Ст.15. в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Особое место в законодательстве Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», статья 1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» глава 1, Ст.1. которого указывает на то, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

При этом, как справедливо считает С.А. Авакьян, «необходимо указать на то, что Федеральный закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст.3 именуется «Право на свободу совести и свободу вероисповедания». Однако, «из анализа ст.28 Конституции и ст.3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход».

Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В частности, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» Декларация «О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года. Ст. 1, 2. гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц Шебатинский К. Исторический обзор форм отношений церкви и государства // Вера и разум, 2004. №6. С. 19..

Изучение реестра нормативных правовых актов субъектов Федерации показало, что только немногим более чем десятью субъектами приняты и действуют законы (другие нормативные акты не изучались), регулирующие вопросы защиты прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений Ловинюков Л.С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы). // Гос. и право, 2005. С. 75..

Все эти законы, кроме дополнительно принятого Республикой Дагестан Закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 9 марта 2007 г. №10., в разное время приводились в соответствие с федеральным законодательством. Однако, как представляется, сделано это было во многом формально.

В одних субъектах собственные законы после принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» были признаны утратившими силу без принятия других законов (например, в Хабаровском крае, Орловской обл. и др.), другими под давлением федеральных структур были исключены статьи, прямо противоречащие законодательству Российской Федерации, но без учета всех требований нового Федерального закона. А в Республике Дагестан после внесенных 10 мая 2001 г. изменений преамбула Закона «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» содержала прямо противоречащее Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» положение о том, что настоящий Закон «обеспечивает равенство всех традиционных религиозных конфессий».

К сожалению, устанавливается, что в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит.,1997, Раздел первый, глава 8, Ст. 132. органы местного самоуправления могут наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. А структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно Там же, Ст.133..

Органы местного самоуправления не смогут полноценно выполнять возложенную на них федеральным законодательством обязанность по обеспечению на соответствующих территориях охраны прав и свобод граждан, а районные и городские администрации, кроме этого, не смогут оказывать эффективное содействие органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе Рудинский Ф.М., Шапиро МЛ. Свобода совести и религий: международно-правовые пакты и национальное законодательство. // Государство и право, 2002. №5. С. 61..

Право человека выбирать, иметь и менять убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое (например, перейти из христианства в ислам, из адвентистов - в православные) Ловинюков Л.С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы). // Государство и право: М., 2005. С. 79..

Это личное право не распространяется на группу людей, состоящих в религиозной организации. Так, представляется неправомерным переход всей организацией из одной религии в другую и даже в рамках одной религии переход из подчинения одной централизованной организации, утвердившей ее устав, в подчинение другой (например, в рамках христианства - из католичества в православие, из Русской Православной Церкви - в Истинно-православную церковь и т.п.), поскольку это входит в противоречие с уставом религиозной организации, где закрепляется ее принадлежность.

правовой мировоззренческий церковь государство

2.2 Применение норм законодательства в сфере конституционно-правового регулирования взаимоотношений церкви и государства в России

Конституция Российской Федерации предоставляет право на свободу совести каждому. Однако пользование этими правами иностранцами связано с законностью их пребывания на территории страны. Действующее законодательство обусловливает деятельность временно пребывающих в России иностранцев целью их нахождения в стране. Постоянно проживающие иностранцы пользуются правом на свободу совести наравне с гражданами Российской Федерации. Но они не могут назначаться на определенные должности и заниматься определенной трудовой деятельностью, если это требует принадлежности к российскому гражданству.

Иностранец, находящийся в Российской Федерации незаконно, может быть выдворен за ее пределы, а при совершении уголовно наказуемого деяния - подвергнут наказанию, связанному с лишением свободы. В последнем случае пребывание такого лица в России приобретает законную основу и, соответственно, оно пользуется правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с иными лицами, отбывающими наказание Российская газета / 10 февраля 1994. С. 34..

Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой установлено статьей 59 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит.,1997, Раздел первый, глава 2, Ст. 59. и в соответствии со статьей 18 Конституции Там же, глава 2, Ст. 18. действует непосредственно. Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». По вопросу, касающемуся предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу, действуют Указ Президента Российской Федерации «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»Указ Президента РФ «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» от 14.01.2002 №24. Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.02.2008 №138, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ» - 11.02.2008). и Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 51 «Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 №51 «Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» (23 января 2003 г.). Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.04.2008 №276..

В частности, Президент Российской Федерации своим Указом в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 №53-ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)(действующая редакция от 21.07.2014), Р. 4, Ст. 24. и со ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ, глава 1, Ст. 3. постановил предоставлять по просьбам религиозных организаций отсрочку от призыва на военную службу священнослужителям (до 300 человек), получившим в установленном в конфессиях порядке духовный сан (звание) и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности, при условии, что религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях иными лицами на время исполнения обязанностей священнослужителя. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом определяет порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям Борисов А.М. Государство и религия в современной России: аспект вопроса государственной безопасности / А.М. Борисов // Право и безопасность. - М, 2003. №3.С. 51..

В соответствии с Законом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может быть подвергнут принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Запрет на вовлечение в религиозные объединения и обучение религии малолетних (несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет), ст.28 Гражданского Кодекса Российской Федерации « Гражданский Кодекс РФ» (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014), Гл. 3, Ст. 28., вопреки их воле и без согласия их родителей согласуется с положениями ст.26 «Всеобщей декларации прав человека» Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), Ст. 26., согласно которой родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей; ст.5 «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» Декларация «О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года. Ст. 5., в соответствии, с которой каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его родителей или в соответствующих случаях законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

Принципы, провозглашенные в «Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» «Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания» (Подписан в г. Вене 15.01.1989), п. 16.7. - п. 16.7, обязывают уважать среди прочего свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Эти принципы закреплены в ряде других международных правовых актов об уважении права родителей и лиц, их заменяющих, воспитывать детей в соответствии со своими собственными убеждениями и своим отношением к религии Рудинский Ф.М., Шапиро М.Л. Свобода совести и религий: международно-правовые пакты и национальное законодательство. // Государство и право, 2002. №5. С. 45..

В случае если родители по-разному относятся к религии, договоренность по вопросу о религиозном воспитании детей является внутрисемейным делом. Вместе с тем если ребенок добровольно участвует в богослужениях с одним из родителей без согласия другого, то определяющим является желание ребенка и отсутствие принуждения Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 2011. С. 87.. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются Пчелинцев, А.В., Ряховский, В.В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика.- М.: Юриспруденция, 2010. С. 145..

В соответствии со ст.148 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) (13 июня 1996 г.), Ст. 148. незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Так, например тайна исповеди охраняется законом.

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди Розанов В. В. Религия, философия, культура. - М., 1999. С. 113.. Это соответствует ст.51 Конституции Российской Федерации, часть 2 которой предусматривает установление Федеральным законом иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания, кроме указанных в самой Конституции Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит.,1997, Раздел первый, глава 2, Ст. 51. Данное положение нашло отражение и в статье 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ«Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 22.10.2014), Ст. 56., в соответствии с которой священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.

Под запретом оскорбления религиозных чувств граждан необходимо понимать оскорбление граждан в связи с их отношением к религии, с их религиозными чувствами. Не существует и юридически определенного содержания термина «вблизи». Необходимо исходить из того, что на ограде церкви, внутри церковной ограды или в самом храме, безусловно, нельзя. На практике за оскорбительными мероприятиями, текстами и изображениями чаще всего стоят действия конкурирующих религиозных организаций. Поэтому вряд ли разумно в непосредственной близости друг от друга размещение молитвенных зданий таковых религиозных организаций. К тому же разрешение коллизий должно основываться на равенстве прав как верующих различных вероисповеданий, так и нерелигиозных граждан Религия и право. - 1999. №1. С. 4..

Заключение

Государственно-церковные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимодействия материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества. Характер современных отношений церкви и государства достаточно сложен и своеобразен. И здесь можно назвать следующие факторы.

Во-первых, регулирование отношений между государством и церковью осуществляется посредством законодательного регулирования. Начиная с Основного закона государства - Конституции РФ, происходит закрепление взаимоотношений, касающихся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций в России.

Во-вторых, Российское государство не вмешивается в дела церкви (или, точнее, церквей - различных вероисповеданий), дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом, не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека.

В-третьих, сегодня церковь - это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет.

И так, в ходе данного исследования было выяснено, что церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором. Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Российское государство не вмешивается в дела церкви (или, точнее, церквей - различных вероисповеданий), дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека. Такой подход государства к отношению с церковью вполне понятен. Ведь сегодня церковь - это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. А, следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать "правила игры", устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

Итак, в ходе данного исследования мы узнали, что церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания - важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов - несомненное духовное достижение новой России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.01 с.)