Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.



ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

1. Психология девиантного поведения как специальная научная и учебная дисциплина. История становления и развития.

Дп всегда связано с каким-либо несоответствием действий, видов деят-ти, распространенным в общ-ве правилам поведения, идеям, установкам, ценностям и ожиданиям. Поскольку дп не соответствует социальным нормам и ожиданиям, а они различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе и в одно и то же время, то и дп носит относительных характер. Сущ-т 3 подхода к объяснению причин формирования дп: биологический, социологический, психологический. Дп-устойчивое поведение лич-ти отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а тж сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Психология дп – это междисциплинарная область знаний, которая изучает механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а так же способы и методы их профилактики и коррекции. Предмет: отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, а так же особенности развития личности, приводящие к дезодаптации человека в обществе, нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения.

Посмотри, может отсюда че подойдет((Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространённых в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам и ценностям. При этом одни учёные предпочитают в качестве точки отсчёта ("нормы") использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

По мнению А. Коэна, отклоняющее поведение - это "такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы".

Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются такие науки, как правоведение и медицина (прежде всего психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностика предрасположенности к девиантному поведению и девиантное поведение как процесс изучается, прежде всего, психологией.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э.Дюркгейм, который ввёл понятие аномии (состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками, т.е. аномия в данной трактовке - социальная дезорганизация). Существенно развил и модифицировал этот термин Р.К.Мертон. Он выделил пять способов "аномического приспособления" как реакцию на аномическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

· Конформизм (соответствие) - единственный тип недевиантного поведения.

· Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, шантаж, рэкет).

· Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.

· Ретритизм (отступление) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства их достижения (например, бродяги и наркоманы).

· Мятеж (бунт) - стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.

Т.Парсонс расширил типологию аномичеких приспособлений Мертона. Поведение подростков и молодёжи он рассматривает в свете понятия аномии - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость.

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский.

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением:

Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии.

Следует отметить точку зрения В.А. Петровского, Э. Фромма о том, что в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого «Я». При этом девиации должны носить социально-творческий характер: различные виды научно-технического и художественного творчества. Социально-негативный характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в социально-психологической литературе.))

Виды агрессии.

Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает:

Ø Физическая и вербальная

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

Ø Прямая или косвенная

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

Ø Внешняя агрессия и аутоагрессия

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

Ø Защитная или провоцирующая

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

Ø Здоровая (обоснованная) и необосновання (деструктивная)

Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

Ø Враждебная и инструментальная

Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия.

А. Сексуальные отклонения

I. В отношении объекта:

1. педофилия;

2. геронтофилия;

3. зоофилия;

4. фетишизм;

5. трансвестизм;

6. прочие.

II. По способу реализации:

1. садизм;

2. мазохизм;

3. эксгибиционизм;

4. вайеризм;

5. прочие.

III. Нетипичные

1. гомосексуализм;

2. транссексуализм;

3. кровосмешание.

Пьянство и алкоголизм.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.

Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодых людей алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Суицидальное поведение. Суицид— это сознательное лишение себя жизни пли попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем. употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках, войнах.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантного поведения есть, и особые причины. Среди молодежи распространены следующие причины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства, крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств, токсикомания и наркомания; отождествление известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в Себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости, циничности, которая у подростков нередко сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Такие подростки стесняются ласк, избегают всего того, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения — пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.

Половой фетишизм проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. У юношей в качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди, женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разновидностью полового фетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что также ведет к усилению либидо.

Юношеский нарциссизм — любование собой, половое влечение к собственному телу. Такие подростки любят подолгу рассматривать себя в зеркале, ласкать свое тело, давая волю сексуальным фантазиям. Часто подобное самолюбование заканчивается онанизмом. Нарциссизм иногда сочетается с желанием выставить свое обнаженное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляжах голыми, просят сверстников сфотографировать себя в «костюме Адама», а потом любуются собственными «прелестями».

Эксбиционизм — желание обнажать свое тело, особенно половой орган перед членами противоположного пола. Молодые люди с подобными сексуальными отклонениями любят подглядывать за раздеванием лиц противоположного пола, подолгу могут смотреть фильмы со сценами откровенного секса. Такие подростки могут часами подкарауливать влюбленные пары, стоят у окон бань или подглядывают в щели туалетов. Увиденное возбуждает их сексуальные фантазии.

Зоофилия (скотоложство, содомия) — половое влечение к животным У подростков и взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной сексуальной ориентацией могут вступать в половые контакты с любыми домашними животными и даже птицами.

Гомосексуализм — сексуальное влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклонности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потребности слипами противоположного пола. Особенно часто в гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания в местах лишения свободы, а также при прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации.

Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

1. Психология девиантного поведения как специальная научная и учебная дисциплина. История становления и развития.

Дп всегда связано с каким-либо несоответствием действий, видов деят-ти, распространенным в общ-ве правилам поведения, идеям, установкам, ценностям и ожиданиям. Поскольку дп не соответствует социальным нормам и ожиданиям, а они различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе и в одно и то же время, то и дп носит относительных характер. Сущ-т 3 подхода к объяснению причин формирования дп: биологический, социологический, психологический. Дп-устойчивое поведение лич-ти отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а тж сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Психология дп – это междисциплинарная область знаний, которая изучает механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а так же способы и методы их профилактики и коррекции. Предмет: отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, а так же особенности развития личности, приводящие к дезодаптации человека в обществе, нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения.

Посмотри, может отсюда че подойдет((Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространённых в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам и ценностям. При этом одни учёные предпочитают в качестве точки отсчёта ("нормы") использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

По мнению А. Коэна, отклоняющее поведение - это "такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы".

Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются такие науки, как правоведение и медицина (прежде всего психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностика предрасположенности к девиантному поведению и девиантное поведение как процесс изучается, прежде всего, психологией.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э.Дюркгейм, который ввёл понятие аномии (состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками, т.е. аномия в данной трактовке - социальная дезорганизация). Существенно развил и модифицировал этот термин Р.К.Мертон. Он выделил пять способов "аномического приспособления" как реакцию на аномическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

· Конформизм (соответствие) - единственный тип недевиантного поведения.

· Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, шантаж, рэкет).

· Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.

· Ретритизм (отступление) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства их достижения (например, бродяги и наркоманы).

· Мятеж (бунт) - стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.

Т.Парсонс расширил типологию аномичеких приспособлений Мертона. Поведение подростков и молодёжи он рассматривает в свете понятия аномии - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость.

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский.

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением:

Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии.

Следует отметить точку зрения В.А. Петровского, Э. Фромма о том, что в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого «Я». При этом девиации должны носить социально-творческий характер: различные виды научно-технического и художественного творчества. Социально-негативный характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в социально-психологической литературе.))

Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.

Задачи психологии дп: дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявлений. В частности, следует различать дп, которое носит социально творческий характер, является порождением или отражением социальных инноваций, от дп, которое порождено или открывает путь социальной патологии, носит отрицательный характер.

Существует проблема классификации поведенческих отклонений, которая является дискуссионной. Трудности заключаются в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, поэтому и существуют многообразные классификации поведенческих отклонений. Условии можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

Рассматривая психологию девиантного поведения как молодую и перспективную отрасль, ее дальнейшее развитие в нашей стране позволит принять своевременные меры по предупреждению, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий девиации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.039 с.)