Основные подходы к диагностике девиантного поведения. Использование проективных методик . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к диагностике девиантного поведения. Использование проективных методик .



Для выявления девиаций необходимо, чтобы данное направление работы отвечало следующим принципам:

· принцип предупреждения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий);

· принцип системности (предполагает последовательную планомерную работу по сбору информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия);

· принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, педагоги, медицинский и социальный работники).

Основными способами получения сведений являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование.

Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и социальными педагогами, а также преподавателями. В педагогическом процессе наиболее удачным является стандартизированное наблюдение.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.

Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.

Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом.

Беседа - вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. Речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище.

В психологии принято считать, что проективный метод исследования ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Он включает в себя комплекс методик, которые ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», причѐм последние далеко не всегда объективны, но всегда, как правило, личностно значимы. Различают следующие группы проективных методик:

1. методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции;

2. методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации;

3. методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди;

4. методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга;

5. методики катарсиса: психодрама, проективная игра;

6. методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира - и - Лопеца;

7. методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем, «Несуществующее животное» и т. д.

Все перечисленные методики объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.

Однако существуют и недостатки проективного метода. К самым главным недостаткам, к которым апеллируют специалисты в области психологии, относят компетентность психолога при интерпретации данных, громоздкость и длительность обработки результатов, полученных в ходе проективного исследования, а также ситуационные воздействия на личность испытуемого, способные повлиять на «продукт» его «творчества».

Преимущество исследования девиантных личностей путѐм применения проективных методов (что вовсе не исключает применение так же и других тестовых методик), заключается в большей достоверности их результатов по сравнению с другими методами психологии.

Проективный метод исследования девиантной личности, в частности, преступника, способен решать следующие задачи:

· вскрывать глубинные, неосознаваемые психологические процессы личности;

· повышать достоверность результата, минуя стремление респондента выставить себя в наиболее выгодном свете;

· повышать достоверность результата, минуя негативные установки по отношению к исследованию;

· повышать интерес к заданию, что достигается путѐм стимулирования фантазии, творческой активности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.006 с.)