Агрессивное поведение в дошкольном возрасте. Факторы развития детской агрессивности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агрессивное поведение в дошкольном возрасте. Факторы развития детской агрессивности.



Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.

Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. На формирование агрессии оказывают влияние ряд факторов. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения, фрустрации, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, запрет на физическую активность и т. д. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части.

Агрессия появляется не в какой-то определённый момент, она постепенно формируется у ребёнка и более ярко начинает проявляться примерно к пяти годам Уже в отчаянном плаче ребёнка не трудно распознать злость и возмущение, ему чего — то не хватает, что — то его раздражает. С самого рождения ребёнок полностью зависит от родителей, это положение не меняется в течение многих лет. Неспособность ребёнка управлять своими побуждениями и желаниями, контролировать их усложняет ему жизнь. Возникшее у ребёнка одновременно чувство голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения. «Ребёнку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Нет такого дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. От плача как призыва о помощи он постепенно переходит к отчаянному гневному протесту. Так рождается агрессивность». В данном случае проявление агрессии желательнее, нежели хныканье, покорное повиновение. Если гнев и возмущение ребёнка постоянно подавлять, они могут накапливаться и проявляться нередко, лишь в зрелом возрасте, когда агрессия выливается в тяжёлые последствия. Так же большое влияние на формирование агрессии оказывает семья и ближайшее окружение, так как именно от них ребёнок черпает образцы поведения. И конечно всё большее влияние начинает оказывать на ребёнка телевидение.

Представим ситуацию, ребёнка обижают, а он вместо того чтобы защищать себя, терпит обиду, или за него всё время защищается воспитатель, в последствии он может стать мишенью для агрессии со стороны сверстников. Агрессия как ответное действие в момент опасности, как защита от внешней агрессии, как средство самозащиты — явление совершенно нормальное и здоровое. Некоторая степень агрессивности должна присутствовать в характере «сильной» личности.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессия, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие: - «привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, и разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание); - ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство. - защита и месть (в ответ на ″нападение″ или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии); - стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену); - стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками)» [7]. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка — после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что вызывает особую тревогу у родителей, воспитателей. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем: 1. Высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного; 2. Преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие; 3. Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.004 с.)