Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солидаризм в международном праве

Поиск

 

1. Связь международного права с внутренним состоянием государств. 2. Частно-правовой характер международных отношений. 3. Влияние идей либерализма, абсолютизма и конституционализма на международные отношения. 4. Солидаризм в международном праве. 5. Лига Наций и переход от частно-правовых к публично-правовым началам в международных отношениях. 6. Ограничения прав отдельных государств в отношении войны. 7. Пакт Келлога. 8. Сокращение вооружений. 9. Ограничение свободы договоров. 10. Новый принцип управления колониями. 11. Международные обязательства об охране труда. 12. Другие проблемы взаимоотношений государств. 13. Значение Лиги Наций в деле укрепления правовых начал и идеи солидаризма в международных отношениях. 14. Идея Пан-Европы и предпосылки международного солидаризма.

 

1. Известный авторитет в вопросах международного права проф. С-Пб. Университета Мартенс с большим основанием связывал развитие международного права с внутренним состоянием государств. «Если в государстве человеческая личность, как таковая, признается источником гражданских и политических прав, то и международная жизнь представляет высокую степень развития порядка и права. Наоборот, с государством, в котором человеческая личность никакими правами не пользуется, где она бесправна и угнетается, международные отношения не могут ни развиваться, ни установиться на прочных основаниях»[128].

К этому следует прибавить, что прогресс внутригосударственного правосознания опережает правосознание международное. Насилие и обманы, давно осужденные в отношениях между гражданами государства и в отношениях государств к гражданам, еще применяются во взаимоотношениях народов. Но, чем крепче утверждается убеждение в необходимости правопорядка, чем яснее сознание, что на основах права лучше всего ограждается общее благополучие, тем легче распространить правовые начала и на международные отношения.

История дает много примеров того, как государства вступали в сношения и действовали совместно без всякого сознания обязательств друг к другу, на основах чисто фактического сотрудничества. Так несколько человек, случайно встретившихся в пути, совместно освобождают путь от свалившегося дерева или вытаскивают завязнувший экипаж и затем расходятся в разные стороны, забыв друг друга. Сегодняшние сотрудники завтра могут оказаться соперниками и врагами. Фактические отношения мира сменяются состоянием войны.

Но, если сношения принимают постоянный характер, то фактические отношения переходят в юридические. Государства заключают договора и передают свои споры на разрешение третейского суда.

2. Юридически отношения между государствами представляют такую же картину, как отношения между частными лицами. Каждая сторона независима и самостоятельна в своих действиях. Каждая руководствуется своими целями и интересами, не подчиняясь высшему авторитету и не ограничивая себя во имя надгосударственных целей. Даже при заключении коалиций, совместные действия государств напоминают отношения товарищества, члены которого объединились на время для достижения общей цели[129].

3. Идеи либерализма, переносимые из сферы отношений частных лиц на почву межгосударственных отношений, благоприятствуют свободному соревнованию народов. Удача всегда приветствуется: сильный торжествует. Принцип невмешательства третьих держав и подчеркивание суверенитета — это приблизительно то-же, что неотъемлемые права личности и ограничение государства ролью сторожа. И когда либерализм перестает уже руководить внутренней политикой, он сохраняет еще господство во внешней, так как правовой прогресс в отношениях между государствами всегда запаздывает, по сравнению с прогрессом в отношениях между людьми.

Необходимость организовать международные отношения более прочным образом сознавалась с давних времен и находила себе выражение в разнообразных, иногда фантастических, проектах.

Многие из этих проектов были очень далеки от правовых идей. Так, напр., некоторые видные носители церковной власти (папы Григорий VII, Иннокентий III) и некоторые государи, как напр., Карл V, Людовик XIV, Наполеон I, а в наше время Вильгельм II, мечтали о всемирном владычестве. В основе этих империалистических проектов лежит принцип силы, идея порядка, поддерживаемого мечом всемирной монархии.

Эти идеи находили себе опору в примерах прошлого, когда объединение под властью одного могущественного государства утверждало мир и порядок. Вспомним pax romana! Пример римской империи внушил Данте[130] его учение о всемирной монархии.

«Когда народы пользовались благами мира? — Когда они были объединены под властью Августа. И когда весь мир, говорит Данте, снова объединится под властью одного монарха, тогда возродится золотой век и тогда наступит то царство справедливости, о котором предсказывали поэты. Тогда исчезнут все поводы к несогласию. Единый монарх будет выше человеческих страстей. Что ему страсти, когда он владеет всем?»

В этих рассуждениях отражается теория абсолютизма. Все доводы и соображения в пользу сильной единоличной власти переносятся в область международных отношений и обосновывают созидание государства — колосса, поглощающего все прочие.

Идеи конституционализма и представительного парламентского режима в свою очередь оставили след в литературе международного права.

Известен проект аббата Сен Пьера, предлагавшего Утрехтскому конгрессу организовать Союз государств с общим сеймом, которому должна была быть предоставлена законодательная и судебная власть, с правом принуждения по отношению ко всем членам союза. Взаимоотношения государств, членов союза, должны были определяться конституцией, изменения в которую могли быть вносимы только единогласным решением всех членов сейма. Лига должна служить гарантией против завоеваний и внутренних революций, против которых ополчаются союзные государства.

Эти идеи аббата Сен Пьера произвели впечатление на Ж.Ж.Руссо[131], который, в свою очередь, пропагандировал организацию Лиги народов, с принудительной властью по отношению к членам, прибегающим к насилию или не повинующимся третейским решениям.

Организацию представительного международного органа и международного суда предлагали также Лоример, Блюнчли и др.

Таким образом, общие правовые идеи проникают в международное правосознание и мы видим в нем — то выражение принципа полной государственной независимости на началах либерализма, то распространение на межгосударственные отношения начал абсолютизма, то стремление к международной конституции.

В произведениях, относящихся к вопросам международных отношений, проблемы этого порядка нередко связываются с характером внутреннего государственного устройства.

Знаменитый философ И.Кант в своей известной работе «Вечный мир»[132] ставит осуществление этой идеи в зависимость от установления правового (республиканского) строя каждым государством, участником в федерации мира. Он пытается также обосновать всемирное гражданство правовыми принципами. Всемирное право гражданства он выводит из того, что право на земную поверхность принадлежит всему человечеству сообща и люди, в конце концов, должны терпеть соседство других, а необходимость мира обосновывается тем, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других.

4. Несомненно, что, в связи с общим развитием правосознания, и в международных отношениях все более проявляется стремление урегулировать взаимоотношения государств укреплением правового начала. В частности, успехи солидаризма не могут пройти бесследно для международного права. Взаимоотношения государств подчиняются тем же принципам, что и взаимоотношения частных лиц, и поскольку последние, ради своей же пользы, привыкают подчиняться принудительному согласованию интересов, это новое правосознание переносится и на отношения государств.

Постепенно устанавливается сознание, что подчинение началам международного права, ограничивающего государства в их действиях друг к другу, полезно для них же, отвечает их интересам. Верховная цель международного права — общая польза всех государств. Эта мысль особенно ясно высказывалась Бентамом и др. английскими писателями.

Международное общение предполагает солидарность интересов и общие цели, но солидарность эта и общность целей распространяются первоначально на небольшой круг государств.

Коалиции, обеспечивающие «равновесие», иллюстрируют солидарность противостоящих групп. Вестфальский мир 1648 г. был первым выражением ясно осознанной солидарности интересов ряда государств, стремившихся покончить с бедствиями затянувшейся тридцатилетней войны. Здесь фактическое равновесие сменяется договорным и с тех пор идея договорных коалиций для поддержания политического равновесия стала привычным орудием дипломатии.

Договорная коалиция предполагает взаимные обязательства, налагающие ограничения на свободу договаривающихся держав. Достаточно упомянуть об обычной в таких случаях обязанности взаимной поддержки в случае нападения извне.

Следующий шаг — распространение этих правовых начал в международных отношениях в еще более широком масштабе, на все общество цивилизованных народов. Успех идеи солидаризма в различных областях общественной жизни все больше сказывается в международных отношениях. Принцип личной свободы и независимости, корректируемый подчинением интересам более высокого порядка, вполне применим и к государствам. При сохранении своей независимости, они могут добровольно подчиниться общему порядку, во имя солидарности своих интересов и стремлений. Как отдельный человек только выигрывает от того, что живет в обществе других и подчиняется порядку, поддерживающему общежитие, ибо иначе он не мог бы осуществить многих стремлений, — так и государство, вне международного общения, оторванное от солидарных усилий человечества, не может обеспечить своим гражданам всей полноты культурных достижений.

5. Великая война, объединившая силы двадцати девяти государств (включая английские доминионы) против центральных держав, послужила толчком к осуществлению той идеи постоянного международного объединения для обеспечения мира, которое раньше рисовалось воображению, как туманный идеал.

Лига Наций, созданная Версальским трактатом, по идее первоначального соглашения, должна охватить все государства мира и наложить на них обязанность сотрудничества и подчинения правовому порядку, обеспечивающему поддержание мира.

Лига Наций солидаризирует интересы объединяемых ею государств, подчиняя их организованному порядку, который соответствует интересам участников. Это первый опыт постоянной организации международного общения на правовых началах без нарушения принципа независимости государств, но с несомненным ограничением его[133].

В частно-правовых отношениях солидаризм создает контроль публичной власти. В международных отношениях он производит такое же изменение. Если до сих пор столкновение двух государств оставалось их частным делом, то теперь это рассматривается, как нарушение публичного порядка, как угроза миру[134]. Соглашение о Лиге Наций стремится предупредить войну. Лига Наций должна предупреждать опасность войны, как добрая полиция предупреждает опасность столкновений и драк на улице. С этой целью Лига Наций ограничивает вооружения, подобно тому, как полиция запрещает частным лицам носить или хранить оружие без разрешения. Лига контролирует также заключение договоров, устанавливая обязательность регистрации всех заключаемых договоров в секретариате Лиги, для распубликования их, подобно тому, как устанавливается обязательство регистрации и распубликования всех договоров об организации обществ и ассоциаций[135].

Словом, впервые в международное право проникает публично-правовое начало. Международный индивидуализм корректируется подчинением высшему авторитету и служением общей цели[136].

6. Предупреждение войн можно считать главною задачей Лиги Наций. Война не запрещается совершенно. Это было-бы еще слишком нереально для существующего мира, но она остается крайним средством. Согласно договору Лиги, члены ее приняли на себя обязательство не прибегать к войне, пока не испробованы все меры ее предупреждения. «Все члены Лиги уславливаются, что, если между ними возникнет спор, могущий вызвать разрыв сношений, они его передадут или в третейский суд или на рассмотрение Совета. Они уславливаются также о том, что ни в каком случае не прибегнут к войне до истечения срока в три месяца после решения третейским судьей или доклада Совета.

Во всех случаях, предусмотренных настоящей статьей, решение третейских судей должно последовать в нормальный срок и доклад Совета должен быть выработан через шесть месяцев после того, как ему было передано дело» (ст. 12).

В общей сложности, до непосредственного столкновения спорящих держав истечет не менее девяти месяцев. Срок достаточный для того, чтобы охладить воинственность.

Если дело не передано третейскому суду, то оно рассматривается в Совете Лиги Наций. «Для этого достаточно, чтобы одна из сторон поставила в известность Генерального Секретаря, которому надлежит принять все нужные меры для расследования и подробного рассмотрения дела со стороны членов Лиги» (ст. 15).

Совет принимает на себя посредничество с целью уладить спор. Если это не удается, то он составляет и публикует доклад, в котором рекомендуется наиболее правильное и подходящее к существу дела решение. Это апелляция к общественному мнению! Та сторона, которая приняла предложение доклада, становится под защиту Лиги. Прочие члены Лига, (а это почти все государства мира) обязуются не прибегать к войне против стороны, подчиняющейся заключениям доклада.

Соглашения о Лиге имеют целью разрядить воинственное настроение. На протяжении шести, девяти месяцев военное напряжение не может не ослабеть, а тем временем общественное мнение будет подготовлено для противодействия несправедливым притязаниям и почва для соглашения или примирения окажется подготовленной.

Против стороны, подчиняющейся решению, запрещается вести войну и, таким образом, нападающий на нее может встретить сопротивление со стороны всей Лиги.

«Если один из членов Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в ст. ст. 12, 13 и 15, он тем самым признается совершившим военное действие против всех других членов Лиги. Эти последние обязуются немедленно прервать с ним торговые и финансовые отношения и должны запретить своим подданным вести сношения с государством, нарушившим соглашение, должны быть также прекращены и все сношения финансового, коммерческого и личного характера между поддаными государства, нарушившего соглашение, и поддаными других государств, безразлично членов или не членов Лиги» (ст. 16).

Разрыв сношений, даже блокада, которая, при участии в ней почти всех государств мира, способна задушить блокированную страну, остановив в ней кровообращение, наконец, как последнее средство, военное воздействие против государства, осмеливающегося объявить бунт против всего мира! Война — наказание! вооруженные действия с целью заставить уважать обязательства Лиги! — таков резерв средств, которыми располагает Лига Наций для прекращения наступательных войн.

Когда укрепилась государственная власть, она монополизировала в своих руках орудия принуждения, теперь, когда впервые возник международный авторитет, он стремится монополизировать в своих руках орудие войны. Насилие, применяемое в качестве наказания, остается правовым средством. Война между отдельными государствами с нарушением правил о Лиге рассматривается, как правонарушение (публично-правовой принцип); война Лиги против нарушителя мира принимает характер наказания (то-же публично-правовой принцип). Юридическая природа международного права, под влиянием солидаризма, так же меняется, как меняется частное право, когда оно, как мы это видели на примере водного законодательства, подчиняется административному режиму. К частно-правовому примешивается публично-правовой элемент.

В прошлом международное право уделяло львиную долю своего внимания вопросам войны, теперь «право войны» заброшено и занимаются главным образом вопросами мира. Но если война легализируется и как средство самообороны и как репрессия, то и в отношении права войны, хотя бы как наиболее существенной части международного уголовного права, необходима тщательная работа и совместные усилия народов в пользу его подчинения началам облагороженной этики.

7. Соединенные Штаты Америки, отказавшись от участия в Лиге Наций, не остались, однако, в стороне от того движения в сторону миролюбия, которое успехами своими немало обязано инициативе президента-идеалиста Вильсона[137].

27 августа 1928 г., по предложению статс-секретаря Келлога, в Париже был подписан договор, известный под именем «пакта Келлога», который осуждает войну, как средство разрешения международных конфликтов, и обязывает государства, принявшие пакт, разрешать все вопросы и конфликты какого бы то ни было характера «исключительно мирными средствами».

Пакту этому, который объединил почти весь мир, предшествует следующий текст:

«Договаривающиеся державы, глубоко сознавая лежащий на них торжественный долг содействовать благу человечества, убеждены, что наступил момент искренно отказаться от войны, как орудия национальной политики, и обеспечить сохранение навсегда существующих сейчас мирных и дружественных отношений между народами; что всякие изменения во взаимных отношениях должны производиться лишь мирными путями и что всякая из договаривающихся держав, которая впредь пожелает во имя своих национальных интересов прибегнуть к войне, должна быть лишена привилегий, вытекающих из настоящего договора, и надеются, что поощренные их примером все другие нации присоединятся к их условиям[138].

Если пакт этот формально не стоит ни в какой связи с существованием Лиги Наций, то едва ли можно отрицать, что его принятие психологически подготовлено теми совместными действиями государств на пользу мира, (Женевский протокол, Локарно) которые связаны работою Лиги, и теми самоограничениями, к которым уже начинают привыкать ее члены. Так, напр., очень характерно, что Муссолини, воинственным замыслам и планам которого заключение пакта вовсе не соответствовало, не счел, однако, возможным отказаться от его подписания.

8. Соглашение о Лиге Наций предусмотрело и вопрос об ограничении вооружений. Обязанность немедленного и очень значительного разоружения была возложена мирными договорами на побежденных в Великой войне: Германию, Австрию, Венгрию и Болгарию. В отношении остальных держав разоружение намечено, как пожелание: «члены Лиги признают, что сохранение мира требует сокращения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязанностей, вытекающих из общих выступлений Лиги».

«Члены Лиги обязуются обмениваться самым искренним и самым полным образом всеми сведениями относительно их вооружений, их военных программ, сухопутных, морских и воздушных и сведениями о состоянии тех отраслей промышленности, которые могут быть использованы во время войны» (ст. 8).

Эти соглашения остаются пока добрым пожеланием, но великие державы все более склоняются к тому, чтобы выдвинуть вопрос о разоружениях или, по крайней мере, о сокращении вооружений на первый план. Если в этом вопросе будет что-нибудь достигнуто, то это будет вместе с тем блестящей иллюстрацией тех выгод, которые могут быть достигнуты солидарными действиями держав и самоотречением, в видах взаимной пользы.

Солидаризм создает ограничения и компенсирует их выгодами, которых нельзя достигнуть иначе, как совместными действиями и подчинением высшему авторитету.

9. Лига Наций дает еще немало примеров самоограничения государств. Так, напр., ограничена свобода договоров: члены Лиги признают каждый относительно себя самого, что «соглашение о Лиге делает ничтожными все обязательства и соглашения, несовместимые с его принципами, и торжественно обязуются не заключать ничего подобного в будущем». Если, до своего вступления в Лигу, один из членов принял на себя обязательства, несовместимые с началами Соглашения, он «должен принять немедленно меры, чтобы освободиться от подобных обязательств» (ст. 20).

Так как в настоящее время все договоры между государствами регистрируются и публикуются, то любой член Лиги может возбудить вопрос о несоответствии договора Соглашению и, следовательно, о недействительности его. Имеются в виду, главным образом, договоры, направленные к созданию вооруженных коалиций. Естественно, что и здесь устанавливается существенное ограничение свободы внешней политики государств, членов Лиги.

10. Не менее существенно стремление Лиги установить принцип управления колониями. Колониальные захваты, сопровождавшиеся нередко грубой эксплоатацией туземного населения, должны теперь отойти в область прошлого. Разумным оправданием власти европейских государств в экзотических странах востока и юга может служить неизбежная необходимость приобщения всего населения земного шара к передовой культуре. Условия мирового хозяйства исключают возможность обособленной жизни самых отдаленных уголков, если только они хранят ценные богатства природы. Но если европейские властители ограничиваются тем, что используют в своих интересах природные богатства, заставляя туземцев работать на Европу, и ничего не дают им взамен, то такая аморальная колониальная политика не находит этического оправдания.

И вот, Лига Наций, распределяя между великодержавными победителями бывшие турецкие владения и немецкие колонии и стараясь примирить этот империалистический акт с лозунгом самоопределения народов, выставила принцип, что управление колониями должно соответствовать интересам населения. Если этот принцип будет последовательно проводиться в жизнь и, при том, не только по отношению к новым, но и в прежних колониях европейских держав, то это ускорит процесс цивилизации отставших народов и совершенно изменит физиономию мира. Уже и теперь, особенно после великой войны, в психологии цветных рас произошли заметные изменения. Их непосредственное участие в войне, а затем в конференциях и Лиге очень способствовало развитию национального самосознания. К тому же кадры их интеллигенции увеличиваются, накопляются капиталы, укрепляется местная промышленность и, естественно, что колонии или колонизуемые районы стремятся к самостоятельности. Богатые города, воздвигнутые европейцами, железные дороги, портовые сооружения, а иногда и крепости переходят в руки природных хозяев страны, а освободившиеся от чужеземной опеки туземцы распространяют недоброжелательство к недавним опекунам и переносят его на всех европейцев. Миллиардные расходы могут оказаться не только утраченными безвозвратно, но, хуже того, подготовить врагов и культивировать гнездо смуты.

Только мудрая политика, предусматривающая эти неизбежные последствия и постепенно вовлекающая туземное население в жизнь и интересы метрополии, может предотвратить будущую борьбу рас и тем содействовать укреплению мира и культуры. Солидаризм в международных отношениях и, в частности, инициатива и успех начинаний Лиги в колониальном вопросе могут сыграть в этом деле крупную и благодетельную роль. Колониальные державы сильно подрывали бы работу друг друга, а вместе с тем и общечеловеческое объединение, если бы в приемах их управления, вместо единства, замечалась бы конкуренция,

11. Не менее предусмотрительна с точки зрения будущего инициатива Лиги в деле охраны труда.

Современная Европа настолько индустриализована, что она начинает походить на сплошную фабрику. Значение рабочего класса, а вместе с тем и социалистических партий во всех европейских государствах чрезвычайно возросло и социальное законодательство, охраняющее интересы труда, достигает максимального, при современном экономическом положении Европы, уровня. Между тем, страны, промышленность которых отстала, особенно государства с преобладающим цветным населением, сохраняют еще патриархальные условия труда и не ведают социального законодательства. Дешевый, не охраняемый законами труд благоприятсвует развитию местной промышленности и создает грозную опасность конкуренции. Усиливается опасность и вынужденной социальной реакции в Европе. Для спасения европейской промышленности, без ухудшения положения европейских рабочих, необходимо ввести охрану труда повсеместно, необходимо способствовать тому, чтобы передовое социальное законодательство стало достоянием всех стран.

Эти соображения нашли себе место в тексте Версальского договора (часть XIII), где возложение забот об охране труда на Лигу Наций мотивируется тем, что «отказ со стороны какого-либо народа в установлении действительно гуманного режима труда создает затруднения для усилий других народов, стремящихся к улучшению положения у части рабочих в своей стране».

В осуществление этой культурной цели при Лиге учреждены постоянная Конференция по вопросам труда и Международное Бюро Труда (Верс. догов. ст. 388 сл.). Профессиональные рабочие союзы и другие им родственные организации получают право петиций, которые могут быть направлены против правонарушений своего правительства. Кроме того, по заявлению одного из членов международной организации охраны труда о том, что другим ее участником не выполняются принятые и всеми ратификованные конвенции, могут быть учреждаемы специальные анкетные комиссии, которые обследуют на месте фактические обстоятельства, а затем определяют те меры, которые надлежит принять, чтобы дать удовлетворение пострадавшей стороне и чтобы оказать давление на государство-правонарушителя.

И здесь солидаризм находит полное применение, объединяя усилия ряда государств, для достижения общей культурной цели, и подчиняя их сообща установленному принудительному порядку.

Правда, отставшие государства оказываются, при этом, как бы в положении насильственно подгоняемых к европейскому старту, но они, в действительности, проиграли бы гораздо больше, если бы предоставленные самим себе оказались бы во власти могущественных промышленных соперников, которые предпочли бы всеми мерами подавить опасную конкуренцию.

12. Мы не ставим себе целью исчерпать здесь все те культурные начинания, которые связаны с учреждением Лиги Наций и отражают проникновение солидаризма в международное право.

Исключительное значение приобретет, несомненно, организация Постоянного Международного Суда и постепенное признание государствами начала обязательного арбитража. Примером может служить договор в Локарно между Германией с одной стороны и Францией, с ее международным окружением: Бельгией, Польшей и Чехословакией, с другой. Договор гарантирован Англией и Италией.

Заслуживает внимания вопрос о свободе морей, который заставит в будущем интернационализировать угольные станции и важнейшие порты на мировых морских путях.

Очень важны практически вопросы воздухоплавания. Они лишь вскользь затрагиваются в мирных трактатах. Но уже 13 окт. 1919 г. заключено специальное соглашение о воздухоплавании, а в будущем и здесь неизбежно будет установлен охраняемый авторитетом Лиги Наций порядок, обеспечивающий свободу воздушных путей и подчиняющий всех участников международного общения однообразным правилам.

13. Правильная оценка Лиги Наций предполагает понимание правовой сущности тех нововведений, которые внесло ее существование в международный обиход. Лига сильна своим родством с господствующими идеями века. Она проводит в международную жизнь начала солидаризма. То, чего тщетно искали в прошлом, — международное принуждение, — возникло само собой, когда произошло объединение сильных государств со слабыми на почве общих интересов и осознана была необходимость самоограничения и подчинения общему для всех порядку. Международные отношения перестали быть частным делом договаривающихся или сталкивающихся государств. Государства осознали себя частью человечества, как того целого, которое стоит выше народов и государств; они осознали и необходимость подчиняться общечеловеческому праву, веления которого обладают принудительной силой, опираясь на свой высокий моральный авторитет и общее сознание их культурного значения. Человечество же составляется из солидарно действующих народов-государств, подобно тому, как общество из солидарно действующих людей.

Лига Наций воплотила идею солидаризма в международных отношениях, она знаменует новые победы правовых начал в жизни человечества и начинает новую страницу мировой истории.

14. Круг идей о применении солидаризма в международном праве захватывает и план так называемой Пан-Европы.

Еще Вл.Соловьев в «Трех разговорах» предсказал для XXI-го века «европейские соединенные штаты»[139]. Все это произведение выдающегося философа говорит о необходимости солидаризации европейских наций, в целях обезпечения мира и в интересах культурного расширения. «Мы стягиваем узы солидарности между нами и другими европейскими нациями, а укрепление этого европейского единства, в свою очередь, усиливает наше действие на варварские народы, отнимая у них самую мысль о возможности сопротивления»[140].

Теперь, после великой войны, идея Пан-Европейского объединения начинает приобретать популярность. Она нашла своего барда и философа, в лице Куденхова-Калэрги[141], и использована Брианом, в качестве дежурного политического блюда для Лиги Наций. Но, разумеется, широкое и значительное осуществление этой идеи можно отнести только, как это сделал Вл.Соловьев, к XXI-му веку. Соединенные Штаты Европы предполагают полное преодоление милитаризма и национального соперничества в Европе, а это возможно только после того как психология солидаризма прочно укрепится внутри каждого государства. Когда люди и общественные группы научатся в интересах взаимной пользы ограничивать себя и подчиняться требованиям единства, тогда только станет осуществимой и солидарность народов. Но всякое доброе слово в пользу объединения и мира, как и всякое мероприятие, объединяющее, по инициативе Лиги Наций, сотрудничество народов, творят свое великое дело. Они перевоспитывают психологию людей, а когда изменится психология внутри государств, изменятся и отношения народов; когда солидаризм укрепится в жизни отдельных наций, он подчинит себе и отношения народов.

 

***

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.014 с.)