Солидаризм, как продукт и фактор прогресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солидаризм, как продукт и фактор прогресса



Глава XI. Солидаризм, как руководящая идея. Стр.135

1. Солидаризм, как прогрессивное начало. 2. Смена правопорядков. 3. Преимущества солидаризма и его юридическая сущность. 4. Признаки правовой культуры. 5. Сопоставление с социализмом: примирение индивидуального и коллективного начала в солидаризме. 6. Этические основы солидаризма.

 

Глава XII. Учения о социальном прогрессе. Стр.144

1. Понятие этического и социального прогресса. 2. Наглядность технического прогресса. 3. Сомнения в прогрессе этическом, предание о золотом веке. 4. Религия и вера в этическое совершенствование. 5. Отрицательные спутники культуры. 6. Непопулярность идеи прогресса в классическом мире. 7. Точка зрения средневековья и эпохи после ренессанса (Бодэн, Бэкон). 8. Учение Вико о циклическом прогрессе. 9. Развитие идеи прогресса в XVIII-XIX в.в. — идея непрерывности прогресса (Кондорсе). 10. Конструктивный идеализм (утопия «Земного рая»). 11. Научная социология и положительная политика Конта. 12. Учение Спенсера об эволюции. 13. Марксизм об истории и перед судом истории. 14. Философское обоснование непрерывности прогресса у Гегеля. 15. Критики прогресса. 16. Культурный пессимизм Шпенглера и философия консерватизма К. Леонтьева. 17. Сущность культуры и прогресса. 18. Законы социального прогресса.

 

Глава XIII. Обоснование этического прогресса. Стр.170

 

1. Иллюстрации прогресса в истории римского права. 2. Прогресс в праве нового времени. 3. Эволюция нравственности. 4. Периоды реакции и застоя. 5. Проблема тысячелетней неподвижности Китая. 6. Психологические основы прогресса (генезис). 7. Выгоды правопорядка. 8. Закон приспособления в применении к социальным явлениям: индивидуально-эмоциональное и социально-эмоциональное приспособление. 9. Средние оценки и эмоциональные равнодействующие.

Глава XIV. Право, как фактор прогресса. Стр. 184

 

1. Влияние права на поведение людей (причинное действие права). 2. Правовая педагогика. 3. Воспитание гражданского характера. 4. Политика права и её очередные задачи. 5. Необходимость укрепления солидаризма и возможные нововведения в законодательстве. 6. Преодоление пессимизма. 7. Силы, влияющие на социальный прогресс, наряду с правом. 8. Право и нравственность, как главные факторы этического прогресса.

Заключение. Стр.197

1. Отражение современного кризиса в борьбе идей. 2. Обоснование экономического и политического либерализма. 3. Либерализм и социализм, как системы организации хозяйства. 4. Новые формы хозяйства, не соответствующие схеме централизованной и децентрализованной системы (кооперация, водное хозяйство, объединённая в концерны промышленность). 5. Солидаризм, как особая система хозяйства. 6. Противоречие индивидуализма социологической правде. 7. Проникновение коллективистических начал в науку права и законодательство. 8. Организация общества и государства, охраняющая личную и групповую самодеятельность. 9. Солидаризм в международных отношениях. 10. Преобразовательные возможности солидаризма. 11. Перспективы правового творчества на основах солидаризма, как руководящей идеи. 12. Этические преимущества солидаризма, как основы социальной политики.

Оглавление. Стр.220

 

 


[1]) Р.Ю.Виппер. Общественные учения и исторические теории XVIII-XIX вв (теории прогресса). 2-е изд. 1925г. Стр.95-96.

 

[2]) W.Sombart. Das Wirtschaftsleben in Zeitalter des Hoch-Kapitalismus B. III, 1927 cp. напр.. стр. 1014 сл., где выдающийся своей наблюдательностью экономист отмечает современные тенденции к плановому хозяйству, в ущерб стремлению к выгоде и индивидуализму.

 

[3]) Таковы договоры с телефонными, электрическими, водопроводными, страховыми, складскими и многими другими предприятиями.

 

[4]) Уже делаются попытки изложить на новых началах политическую экономию, что в отношении описательной экономии, во всяком случае, находит оправдание. Во Франции делает пока малоубедительные попытки этого рода G.Valois, энтузиаст новых течений эпохи (ср. его Economie nouvelle и Un nouvel age de l'humanite, 1929).

 

[5]) Очень характерны в этом отношении идеи, проникнувшие в официальные издания родины либерализма — Англии. Ср. напр., Report of Committee on trusts, представленный в 1919г. парламенту министерством реконструкций. (Published by His Majesty's Stationary Office, переиздан в 1927.). На страницах этого доклада пестрят выпады против евангелия эгоизма, каким является доктрина свободной конкуренции и противопоставляется ей начало согласования интересов и сотрудничества (стр.16,17). Об эволюции идей либерализма в Англии см. у Новгородцева «Кризис современного правосознания», 1909г.

 

[6]) О кричащей опасности социализма, грозящего разрушить благосостояние Европы в пользу Америки предупреждает G. Le Bon L'evolution actuelle du monde 1927 особ. стр. 273 сл.

 

[7]) Duguit, Les transformations du droit prive. 2 ed 1920 и его же Les transformations du droit public. P. 1925.

 

[8]) J.Charmont, Les transformations du droit civil. P. 1926. 2 ed., его же Le droit et I`esprit democratique.

 

[9]) Hedemann — Die Fortschritte des Zivilrechts im XIX Jahrh. 1910 г., его же Das burgerliche Recht u. die neue Zeit, Jena 1919 г.

 

[10]) G.Morin, Le sens des transformations contemporains du droit. Gaston Morin, La revolte des faits contre le code 4-e ed. 1920. N. PоIitis — Les nouvelles tendances du droit international и др.

В России в дореволюционное время выходили сборники «Новые идеи в правоведении», носившие чисто теоретический характер. Обзор новых течений в юриспруденции с точки зрения желательных изменений в частноправовом строе дает увлекательная книга проф. И.А.Покровского «Основные проблемы гражданского права» Петрогр. 1917г. Критику основ буржуазной юриспруденции, и её индивидуализма даёт Ильинский «Введение в изучение советского права» Ленинград, 1925 г.

 

[11]) Duguit Les transform de dr. prive p. p. 65-166. Значительно осторожнее характеризует эволюцию собственности Шармон (Les transform de droit civil p.p. 208-209). Современное права исходит, как он говорит, из идеи внедоговорных обязательств между соседями. Собственники ограничены в интересах здравоохранения, безопасности, чистоты, а также в интересах сохранения и преумножения национальных богатств (недра, воды).

 

[12]) Hedemann — в качестве примера приводит Закон 15 января 1919г. об Erbbaurecht. «Das burg. Recht u die neue Zeit» стр. 16.

 

[13]) Там-же, стр. 11. Keynes в его памфлете „Laissez-Faire and Communism" N. I. 1926 стр. 61 «One of the most interesting and unnoticed developments of recent decades has been the tendency of big enterprise to Socialise itself».

Ср. Проф. Синайский «Основы гражданского права» В. II. Рига 1926 г. стр. 59. Автор справедливо подчеркивает социальный характер права собственности на ряду с индивидуальным его характером. Там же стр. 14-15 о преобразовании собственности в мире промышленности.

 

[14]) На собственника можно целиком перенести то, что говорил Адам Смит о купце и капиталисте. Характеризуя их эгоистическую натуру, чуждую забот об общем благе, он указывает, однако, что думающие о собственном выигрыше и добиваясь личного обогащения, люди часто гораздо сильнее и действительнее работают на общее благо, чем если бы они прямо его искали. Мановение невидимой руки ведет их к цели, которая не входит в их цели, так как, увеличивая свой доход, они вместе с тем увеличивают и доход всего общества. Поэтому собственность всегда выполняла важную социальную функцию.

[15]) L.Thal Arbeitsrecht und Wirtschaftsrecht als wissenshaftliche Disziplin (Rigasche Ztchr. f. Rechtswissensch. 1929. H. 1). В отличие от многих других ученых, работавших над вопросами трудового и хозяйственного права (См. наше «Водное Право», гл. V), проф. Таль не ограничивается одними логическими построениями, а обращается к тем жизненным процессам и явлениям, которые вызывают соответствующее новое законодательство, и находит в них специфические особенности, оправдывающие возникновение названных дисциплин.

 

[16]) Ср. Le Bon, L'Evolution actuelle стр. 124 cл.

[17] ) L.Duguit - Les transform. du droit publ. p. XIX и 279.

[18]) J.J.Rousseau, Contrat Soc. I, 1, ch VI.

 

[19]) L.Duguit, L'Etat, le droit objectif p.40-62; 89-91; 180-181; 615; его же Transform, de dr. publ. p.44-45.

 

[20]) J.Charmont, La renaissance du droit naturel 2-ed 1927. Другие критики Дюги указывают, что термином «солидарность» он заменяет старое понятие «справедливости» и что, отрицая субъективные права, он возвращается к полномочиям (pouvoir), которыми должен обладать человек, чтобы исполнять свои обязанности. Таким образом, говорят критики, позитивист Дюги ввел в своё учение основы старого идеализма.

 

[21]) Обязанность правительства Дюги определяет общим образом, как обеспечение того, что соответствует социальной солидарности, и недопущение того, что, будучи противно ей, вызывает коллективную реакцию (L'Etat le droit objectif p. 165, 214-215). Более детально положительный порядок, соответствующий принципам солидарности, определяется 1) с точки зрения солидарности по принципу сходства, как охрана равенства, всеобщая воинская повинность, прогрессивный налог, для сглаживания неравенства, всеобщее образование, ограждение жизни, недопущение скупки и вздувания цен на предметы первой необходимости, ограждение прав на передвижение, свободный выбор профессии, присвоение продукта труда, свободу мысли, совести и пр., 2) с точки зрения солидарности по принципу разделения труда, как ограждение равенства формального, а не материального или математического, допустимости свободы ассоциаций и договоров и пр.

Власти могут прибегать к принуждению и ограничению личной свободы лишь когда это необходимо и, при том, в равной степени для всех (L'Etat p. 288-289). На обязанности власти лежит гарантировать труд и справедливое вознаграждение, оказывать покровительство детям, инвалидам и старикам, устранять эксплуатацию труда.

 

[22]) Известный современный социолог Пит. Сорокин отметил, что этатизм, в смысле расширения государственного вмешательства в частное хозяйство, исторически сопутствует обнищанию, войнам, внутренним безпорядкам, резкой противоположности в распределении, а потому сам по себе служит признаком неблагополучия. (The Amerik. Journ. of Sociology, Vol. XXXII. № 2 sept. 1926. Pitirim A. Sorokin, Impoverishment and the Expansion of governmental Control). Мы не можем, однако, согласиться с распространением этих выводов и на социализм, успехи которого являются показателем перевоспитания человеческой психики (ср. ниже ч.III — учение о прогрессе).

 

[23]) Fr. Wieser Recht und Macht. 1910г. стр.120.

 

 

[24]) Е. Durkheim Division du travail 1893. Fleurant, Sur la solidarite P. 1907.

 

[25]) G. Cornil Le droif prive P. 1924 стр. 42.

[26]) См. Annales de l'institut internat, de sociologie T. XII. La solidarie sociale dans le temps et dans l'espace. P. 1910, доклад Ferd. Buisson, стр. 264.

 

[27]) С. Bougie, Le solidarisme P. 1907.

 

[28]) L. Bourgeois, Solidarity 7 ed. 1912 r, p, 54.

[29]) Там-же, стр. 61.

[30]) См. Ch. Gide, Hist. — des doctrines economiques 3 ed. 1920, p.p. 693-724, в частности 705 и др.

 

[31]) Bougle — o.с.р. 108, 108, 155

[32]) Там-же, стр. 92.

[33]) Там-же — стр. 148.

 

[34]) Bougle о. с. стр. 133.

 

[35]) Ch. Gide, Hist. des doctr. economiques. Ср. его Cours d'Economie politique, где он обосновывает необходимость помощи несчастным во-первых тем, что в их несчастьях виновны те, кто может помочь, и во вторых тем, что от распространения несчастья все пострадают. Ср. Annales т. XII (выше прим. 14) доклады о взаимопомощи, страховании и др.

[36]) L. Bourgeois, Solidarite стр. 188; ср. Ch. Gide, Cours d'Economie politique. L. Bourgeois и др. Applications sociales de la solidarite (1903) Preface и статья Ch. Gide p. 46 и сл. См. его же Essai d'une philosophie de la solidarite (conferences et discussions) 1902. особ, доклад Rauch, Propriete individ. et propr. solid.

 

[37]) См. С. Bougle, Solidarisme p, 181 и Ch. Gide, Hist, des doctr. economiques. A. Fouille. Le socialisme et la Sociologie reformiste. 3 ed. 1926.

 

[38]) C. Bougle, Solidarisme - p. 181

 

[39]) Ch. Gide, Hist. des doctr. econom. 3-е ed. p. 722.

 

[40]) C. Bougle там же стр. 24.

[41]) L. Bourgeois, Solidarite 7 ed p. 244

 

[42]) Annales T. XII (см. прим. 14), доклад Ch. Gide,La solidarite dans I'espace. стр. 171.

[43]) В русской литературе Б. Кистяковский. Соц. науки и право М. 1916 г. стр. 587-589: «теория солидаризма неудачна, несмотря на правильность ее исходных социально-научных принципов». По мнению Кистяковского, солидаризм следует строить на системе субъективных публичных прав; В.Е. Спекторский — Теория солидарности, «Юр. Вестник» 1916 г., кн. XI, стр. 92 сл., его же «Христианство и культура» Прага 1924 г. стр. 186 и 188. «Социация, говорит проф. Спекторский, стремится провести во взаимоотношения людей начало общественности, солидарность и сотрудничество всех членов общежития, основанное не на принуждении, а на соглашении. П. Новгородцев — Кризис современного правосознания (в начале и конце). Надо обосновать солидаризм, как, корректив права, а не ограничиваться чувством солидарности. Наше время ищет солидарности власти и народа. Развитие в духе справедливости и всеобщей солидарности — руководящая цель политики, — ср. С.А. Котляревский «Предпосылки демократии», Вопр. Фил. и Псих. кн. 77, стр. 122-123. Проф. О.В. Тарановский — «Энциклопедия права» 2-ое изд. Берлин 1923 г. стр. 179; «под знаменем общественной солидарности... совершается возрождение естественного права в наше время». Ср. также Проф. В. Синайский Основы гражданского права В. I Рига 1924 г. стр. 38: «современное общество пытается сочетать начало развитой индивидуальности с повышенной социальностью».

 

[44]) Ничего не прибавляет в этом отношении и сторонник солидаризма талантливый административист Hauriou.

 

[45]) О. С. стр. 709.

[46]) См. Beudant, Le droit individuel et l'Etat. 3-е ed. P. 1920 особ. стр. 105-109, 162, 231, 245.

 

[47]). Ср. Del Vecchio. Des caracteres fondamentaux de la philosophie politique de Rousseau. P. 1914 стр. 9.

 

[48]) Ср. Покровский «Основные проблемы гр. пр.». стр. 59 сл.

[49]) См. нашу работу «Продовольственное Законодательство», очерк организации народного хозяйства во время войны. Омск. 1918 г.

 

[50]) W. Rathenau. Gesammelte Schriften 1925. В. III. — Von Kommenden Dingen, bes. 161-162; Die neue Wirtschaft B. V, особ. стр. 250.

 

[51]) E. Westhoff — System des Wirtschaftsr. B. I. L. 1926 г. стр. 31.

 

[52]) См. Гойхбарг. «Очерки преобразования земельного и гражд. права в буржуазных государствах». Москва, 1925 г., стр. 42.

 

[53]) Ср. особенно литературу «хозяйственного права», напр., A.Nussbaum. D. neue D. Wirtschaftsrecht 1922, говорит (стр. 46-47), что «государство не может, по прежнему, предоставлять предпринимателям полной свободы» и потому создаются т. н. смешанные предприятия (с участием государства), принудительные синдикаты и др. К этому же направлению можно отнести и предположения о «государственно-частном» хозяйстве, излагаемые Н.Н. Алексеевым в очерке «Собственность и социализм», Париж, 1928. Автор считает полезным расширение положительных прав государства в отношении собственников и подчинение последних обязанностям по отношению к обществу.

 

[54]) Г. К. Гинс, «Современное водное право», Харб. 1928 г., стр. 228.

[55]) См. нашу работу «Продовольственное законодательство» (выше прим. 49), стр. 52 сл. и 60. Основательная критика тенденции социализировать хозяйство у проф. Р. Лифмана, Формы предприятий 1924, стр. 248 сл.

 

[56]) Различение систем централизованного и децентрализованного хозяйства впервые предложено проф. Leo. v. Petrazycki, die Lehre v. Einkommen т. II стр. 708. Ср. проф. Покровский — Основные проблемы гражданского права, стр. 9-10.

 

[57]) Характеризуя подобные институты, О.Майер дал им новую конструкцию: «публично-правовая собственность», «публично-правовой договор». Но эта конструкция представляйся нам неправильной. Она создаёт новые понятия, объединяющие два совершенно разнородных начала, при чем частно-правовые: собственность, договор — поглощаются началом публично правовым. О.Майер, как и другие сторонники этого учения, подходили к вопросу чисто формальным путем.

См. наше «Водное право» Вып. II, стр. 12 и 26; ср. L.Duguit, Les transformations du droit publ. 1926: «понятие публично-правового договора отжило свое время» (a fait son temps) «Le contrat est un acte juridique ayant Ie meme caractere en droit public et en droit prive». Государство связано договором, как и всякое частное лицо (стр. 164).

 

[58]) «Одни авторы под административным правом понимают систему юридических принципов, которые регулируют деятельность государства, направленную на достижение его целей. Другие видят в административном праве науку, изучающую правоотношения между управляющим государством или публично-правовой корпорацией, уполномоченной осуществлять функции государственного управления и гражданами, отдельными индивидами и коллективами» (Проф. В.В.Энгельфельд «Новые течения в науке административного права». Известия Юр. Фак. в Харбине т. VII стр. 259).

 

[59]) Поэтому полицейская неправда всегда наказуется меньше, чем уголовная неправда, предполагающая поступок абсолютно неправомерный. Красть и убивать вообще запрещено. Говорить же и ходить можно, но с соблюдением ряда условий, гарантирую щих интересы других лиц и общественного порядка. Формальная теория неправды, различающая нарушения норм в зависимости от того, кем они установлены, отрицается большинством юристов.

 

[60]) Некоторые особенности процесса, связанного со спором, вытекающим из начал солидаризма может иллюстрировать порядок рассмотрения трудовых конфликтов (см. гл. VII)

 

[61]) Ср. Hedemann, Einfuhrung in die Rwissensch. стр. 202.

 

[62]) Ср. Н. Spencer — «The man versus the state»

[63]) Сер. Сорокин — Система социологии т. II Социальная аналитика. Петр. 1920 г. стр. 458 сл.

 

[64]) «Произошло обобществление человеческой судьбы и нет уже судьбы индивидуально-изолированной. Индивидуализм кончен». Н.Бердяев «Новое Средневековье» Берл. 1924 г стр. 102, «Профессиональным союзам, кооперации, цехам принадлежит, конечно, огромное будущее» там же стр. 50.

 

[65]) См. выше стр. 19 прим. 10. G. Morin — La revoke, стр. 189.

[66]) L'association n'est donc pas la perte de la liberte. Elle en est la garantie. J. Valadour, La doctrine corporative, P. 1929. стр, 131.

 

[67]) G.Morin о. с. стр. 56.

 

[68]) В регламенте 1 июля 1926 г. «о применении закона 3 апр. 1926 г." указывается, что синдикату может быть отказано в признании не только в указанных в законе случаях, но также когда оно нежелательно по соображениям политическим, экономическим и социальным.

 

[69]) Список всех существующих и организуемых конфедераций, федераций и синдикатов в книге Oddone Fantini «Stato e Lavore» 1928 г. и в сборнике таблиц «Asso-ciaz. sindacali... costituite o in corso di costituzione». Minist. delle Corpor. Roma 1927.

Ценнейшие материалы для изучения итальянского синдикализма содержит книга «Disciplina giuridica dei rapporti collettivi del Lavoro e. ordinamento corporativo dello Stato», издание Ministero delle corporazione, Roma 1927. Здесь собраны все законодательные материалы, объяснительные записки, доклады, речи и административные распоряжения, относящиеся к синдикальным организациям фашизма.

 

 

[70]) Nino Orsi. Fascismo e legislatione fascista, Mil. 1928 г. стр. 255-256.

[71]) Non vi e paese del mondo che possa vantare qualche cosa di simile (Aug. Turati).

[72]) Cм. Giuseppe Battai La Carta del Lavoro в сборнике La civilta fascista 1928 г. и Vincenzo Zangara 1. Sindikati e lo Stato — 1928. стр. 41-69.

[73]) La Civilta Fascista 1928 г. стр. 371.

[74]) V. Zangara о. с. стр. 53.

 

[75]) Таково направление и советского «Кодекса труда», который, как следовало ожидать от законодателей пролетарского государства, является передовым. Ст. 59 этого кодекса гласит: «размер вознаграждения не может быть ниже обязательного минимума оплаты, определяемого на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда». Практическая действительность мало благоприятствует последовательному осуществлению добрых пожеланий советского законодателя.

 

[76]) L. Bourgeois, Solidarite 7-е ed. 1912. стр. 290. ср. его же доклад (Annales de L'Institut internat. de sociologie XIII p. 316): если не будет высшей солидарности всех социальных групп, то синдикализм разрушит государство.

 

[77]) Annales XII. р. 61-62; ср. С. Bougle, Syndicalisme et Democratie — 1908 г. радикалы поддерживают синдикализм, лишь поскольку он сотрудничает с государством.

 

[78]) Доклад R.Goldscheid' а (австр.) Annales. XII р. 296.

 

[79]) Bourgeois о. с. стр. 136,257. Об этом же говорит C. Bougle в его Solidarisme, где он указывает на возможность смягчения классовой борьбы, т.к. противоположность интересов, о которой говорит марксизм, не всегда остра и часто работодатели и рабочие могут иметь общий интерес, напр., против потребителя или поставщиков сырья.

 

[80]) Dr. W. Kaskel — Arbeitsrecht. 2-е А. § 101 стр.300.

 

[81]) Лабриола признает, что классовая борьба возникает не инстинктивно, а в результате политики социалистов (Socialismo contemporaneo — стр. 303-310). Даже Ленин признает, что рабочий класс, предоставленный сам себе, не идет дальше тредъюнионизма («Что делать» стр. 31).

 

[82]) О. Fantini. «Stato e Lavoro» стр. 194.

[83]) G. Wunderlich Der Kommende Hochkapitalismus Berl. 1927 стр. 35. E. Dietzgen, Fort mit dem Klassenkrieg. Zurich, 1929 г. bes. стр. 76-112.

 

[84]) Е. Dietzgen о. с. стр. 31, 96 др.

 

[85]) W. Walling. American Labor and American Democracy NY Workers Educ. Bureau. 1926 г.

 

[86]) Dr. H. A. Apolant, Die Wirtschaftsfriedliche Arbeitnehmerbewegung Deutschlands. Berl. 1928 стр. 62.

 

[87]) Противники подобных союзов, называемых, обычно, «желтыми» (Gelbe Gewerkschaften), обвиняют их в том, что они действуют под руководством предпринимателей (см. Dr. E. Lederer, Die socialen Organisationen. Leipz. 2-е A. 1922 стр. 49) и называют их членов ренегатами (Apolant о. с. стр. 7).

 

[88]) G. Sorel, Reflexions sur la violence 6-e ed 1925 г. см. Г.К. Гинс „Сила и право", стр. 52.

[89]) Kaskel о. с. стр. 231, 315 сл.

 

[90]) Zangara о. с. стр. 137; Ср. Schachner, Sociale Frage in Australien.

[91]) См. Zangara o. c. стр. 122-123.

 

[92]) Nino Orsi (см. прим. 54) стр. 294.

 

[93]) Prof. Р.Chimienti, L'organizzazione nazionale fascista, 1928, стр.80.

 

[94]) Списки экспертов составляются на два года провинциальными Советами Экономии, по рекомендации законно признанных профессиональных организаций.

 

[95]) N. Orsi о. с. стр. 272.

 

[96]) Этой цели нельзя достичь при разбирательстве индивидуальных конфликтов. Поэтому споры отдельных лиц по трудовым конфликтам не пользуются покровительством, о них предварительно уведомляются синдикаты. Процесс по таким делам производится в общих судах (закон 26 февр. 1928 г.), но все-же с участием заседателей, на паритетных началах представляющих стороны. Одиноко стоит в этом вопросе германское законодательство (закон 1926 г.), которое относит к компетенции трудовых судов и коллективные, и индивидуальные трудовые конфликты.

 

[97]) Kaskel о. с. стр. 282.

 

[98]) Kaskel, стр. 297 сл.

 

[99]) L.Thal, Rechtsvergleichender Uberblick (Die Arbeitsgerichtsbarkeit. Arbeitsrechtliche Seminarvortrage IV, 1929).

 

[100]) Литература — Dott. A.Penorachio — Lo Stato Corporativo Fascisto. V. Zangara, Rivoluzione sindacale (lo stato corporativo). Costamagno, C. Diritto corparativo italiano. Guarnieri Ventimiglia A. I. Principi giuridici dello stato corporativo. Офиц. издание Министерства Корпораций — Disciplina giuridica dei rapporti collettivi del lavoro e ordinamento corporativo dello stato.

[101]) V. Zangara, Rivoluzione sindacale, 1927, стр. 61.

 

[102]) Ср. статью Prof. Bonn в сборнике «Internationaler Faschismus», 1928 г. стр. 137.

 

[103]) Cole «Chaos and Order in Industry», «The Warld of Labour» и «Social Theory».

 

[104]) Cole «Social Theory», стр. 66 сл.

 

[105]) Droit constit. t. 1 p.297. Там-же стр.371. см. выше часть I прим. 21.

 

[106]) Ср. G. Valois Un nouvel age de I'Humanite 1929 p. 76, 152 и др. где говорится: «государство — собрание граждан и федерация синдикатов».

 

[107]) W. Rathenau — (см. выше ч. I прим. 50) В. V Der neue Staat, стр. 291-302.

 

[108]) «La Civilta fascista» 1928 стр. 597 сл. Балилла — фамилия юноши, бросившего камень в австрийцев и положившего начало национальному освобождению, символизирует патриотические цели юношеских организаций.

 

[109]) Авангардистов — 280 000; Balilla — 405000; Giovani Italiani — 14000; Piccole italiana — 80; Universitari fascisti — 12500.

 

[110]) В 1929 г. последовало новое изменение организации Верховного Совета. В составе его решающее значение по всем вопросам приобрели квадрумвиры похода на Рим. Вторую группу составляют те же лица, при участии некоторых министров и высших должностных лиц. Наконец, третью — составляет неопределенный круг лиц, оказавших услуги нации или фашистской революции.

 

[111]) Prof P. Chimienti о. с. (прим. 93) стр. 84.

 

[112]) Декрет — закон 3 сент. 1926 г. утвердил Муниципальные советы с паритетным представительством работодателей и рабочих. Таким образом, корпоративная база последовательно подводится под самые разнообразные учреждения.

 

[113]) Н.Устрялов — Итальянский фашизм, Харб. 1928 г. стр. 166. Книга эта добросовестно и сочувственно излагает внешнюю историю фашизма, но характеризует его крайне односторонне и не дает правильного представления о его природе. Ср. издание Centre international d'Etudes sur le faschisme. (Cinef) Annuaire 1928 № 1.

[114]) Вдохновитель фашистской юриспруденции, Альфредо Рокко, объясняет это тем, что законодательство по конституции осуществляется королем и палатами, а представителем короля является Capo del Governo.

 

[115]) N. Orsi — o. с. стр. 140.

 

[116]) См. Fantini «Stato e lavore» стр.221 сл. и сборник «La Civilta Fascista» стр.391.

 

[117]) Сенатор, проф. Chimienti, о. с. стр. 76.

 

[118]) Фашизм всегда антилиберален, но не всегда антидемократичен, правильно говорит проф. Bonn о. с. (см. прим. 102) стр. 144—145. Не все государствоведы умеют, однако, освободить понятие демократии от либеральной и индивидуалистической примеси, характеризующей лишь современную демократию.

 

[119]) Ср. Г. К. Гинс «Водное право» Вып. 1 Харб. 1926. стр. 95, 105, 109, 124-126.

 

[120]) Там-же стр. 139. Ср. ч. II Харб. 1928 г. стр. 216 о регламентации водопользования в Туркестане при Сов. власти.

 

[121]) Там-же, Вып. I стр. 68 и 154. Вып. II стр. 182.

 

[122]) Франц. 1898 г., Баварск. 1907, Саксонск. 1909, Баденск. 1913 и Прусский 1913. Кроме того ряд новелл в отдельных государств. Италия 1916 и 1919, Франция об использовании водн. энергии 1919.

В Италии существенные изменения в водном законодательстве внесены декретами 16 янв. и 25 янв. 1916 г. о концессиях, 20 ноября 1916 г. — об отводах воды и 9 октября 1919 г. Законы эти вызвали живой обмен мнений среди итальянских ученых. Экономист проф. Valenti «Le ragioni economiche di un nuovo regime delle acque» (Atti della societa italiana per il progresso delle scienza — Roma, Marzo 1916) приветствует подчинение вод государству по праву собственности sui generis. Государство примиряет индивидуальные и социальные интересы. Маститый V. Scialoja (La legisl. sulle acque там же) одобрил тезисы Валенти, но отрицает собственность государства на воды, признавая лишь суверенитет, дающий право надзора и юрисдикции. Государство не может осуществить собственными силами все мероприятия, оно предоставляет это частным пользователям и само лишь примиряет различные интересы. Неодобрительно высказался по поводу закона 21 ноября 1916 г. выдающийся итальянский романист P. Bonfante — Sulla nuove legge delle acque (Rev. commerc. 1919 p. 1). Он считает этот закон революционным, нарушающим частное право и традиции классического права. Perpetuum превращается в temporale. Это своего рода falcidia temporis, говорит он. В другой статье «Le regime delle acque dal diritto romano al diritto moderno» (Atti della soc. per il progr. della scienza 1921.), он рекомендует сохранять принцип Рима — свободу пользования под контролем государства.

 

 

[123]) Там-же стр. 143 сл.

 

[124]) См. наше «Современное водное право» II, стр. 143. 192, 198 сл.

 

[125]) «Совр. водн. Право» стр. 169 сл.

 

[126]) Cole, Social Theory см. гл. VIII прим. 103 и 104.

 

[127]) Теоретическое изучение водного законодательства связано с такими трудно разрешимыми проблемами, как разграничение публичного и частного права, оценка понятий публично-правовой собственности, разграничение различных категорий публичных вещей, определение понятий концессионного договора и общего пользования, установление границ административного вмешательства и административной подсудности. Но над всем этим стоит проблема солидаризма. Эта идея значительно большей широты и она способна дать научный свет для понимания всех трудных вопросов водного права и объединения его изучения.

 

[128]) Ф.Мартенс — Соврем. междунар. право цивилизован. народов. Предисл. стр. V.

 

[129]) Межгосударственное право относится обычно к публичному праву так же как и право, относящееся к государственной организации. Ошибочность этой точки зрения и доказательства частно-правовой природы межгосударственных отношений впервые указал проф. Петражицкий «Теория права и государства» т. II, изд. 2, стр. 740 cл. Как мы увидим дальше, только теперь в международное право проникают публично-правовые начала и в этом заключается юридическая сущность происходящей эволюции международноправовых отношений.

Международники указывают с другой стороны, что уже возникают и признаются правоотношения между-отдельными индивидами и чужим государством. Начало этому положено организацией защиты лиц лишенных подданства (Heimatslose, apatrides) ср. Plitis, Les nouvelles tendances du droit international 1927. стр. 62. Право эмигранта на защиту государства — субъективное публичное право, так что и здесь международное право меняет свой частно-правовой характер на публично-правовой.

 

[130]) Dante А. — «De Monarchia».

 

[131]) См. Hode — Les precurseurs de la Societe des Nations. 1921.

[132]) И.Кант. Вечный мир М. 1905.

[133]) Правильный подход к вопросу у Miroslas Gonsiorovsky, Societe des Nations et Probleme de la paix, который, цитируя Буржуа и пользуясь его идеями о солидаризме, противопоставляет их индивидуалистическим отношениям государств и доказывает необходимость подчинения внутреннего права международному (v. I ch. II, особ. стр. 64).

 

[134]) На это уже обращено внимание в литературе международного права. Прежде, говорит I.W.Garner (Recent Developments in International Law. Calcutta. 1925. стр. 813) «государства были посторонними зрителями во время войн, теперь — иное». Об этом же Plitis (см. выше прим. 124) в указанном сочинении стр. 95—119.

 

[135]) Подробное изложение мероприятий Лиги по всем этим вопросам во втором томе указанной работы М. Gonsierovsky. О деятельности Лиги по вопросу о войне и разоружении большой очерк в словаре Dr. Strupp. Worterbuch des Volkerrechts u. der Diplomatie. B. III 1929. «Anhang — Volkerbund u Kriegsverhutung».

В русской литературе наиболее подробное освещение конструкции и задач Лига Наций дает Циммерман «Очерки нового международного права». Изд. 2. Прага 1924 г. стр. 145.

 

[136]) I.W.Garner в указанном труде (примечание 134) формулирует наблюдающуюся тенденцию в развитии международного права, как превращение его из интернационального (международного) в супер-национальное (наднародное), см. стр. 11 затем стр. 38 — 39,. где автор оговаривается, что для настоящего времени говорить об этом изменении еще преждевременно.

Тот же автор указывает на наблюдающееся самоограничение государств и Лига Наций называется высшим достижением в эволюции международных отношений, свидетельствующим, что чувства солидарности между нациями становятся все сильнее (стр. 41 — 42).

 

[137]) Главным мотивом отказа является формальное соображение. Статут Лиги Наций (ст. 10) морально обязывает ее членов участвовать в репрессивной войне против нарушителя мира. Между тем, по конституции Соединенных Штатов, право объявления войны принадлежит Конгрессу и связывать себя заранее государство не может.

 

[138]) По смыслу пакта и разъяснениям его автора, он не имеет в виду лишить права самообороны. Недостатком пакта является отсутствие в нем санкций. В случае нарушения пакта одним из подписавших его, другие подписавшие имеют основание порвать с ним, выбирая свободно средства воздействия. Здесь очевидно потребуется соглашение остальных о взаимном выступлении. В виду отсутствия обязательства непременно начать войну с нарушителем мира, США предпочли эту форму соглашения участию в Лиге.

 

[139]) Вл.Соловьев Три разговора. 4-ое изд. 1904. стр. 157.

[140]) Там же, стр. 81—82.

[141]) R. N. Coudenhove — Kalergi, Kampf um Pan-Europa В. I 1925, В II 1926. Характеристика этого труда дана Н.В.Устряловым в «Известиях Юридического Факультета в Харбине» т. VII стр. 432 — 448. Ср. W. Woitinsky. Die Vereinigten Staaten von Europa. Berl. 1926.

 

[142]) Г. К. Гинс — Право и сила. Харб. 1929 г. стр. 3, 6, 42.

[143]) Dr. К.О. Petraschek Die Rechtsphilosophie des Pessimismus. Munch. 1929 г. cp. особ. стр. 193 — 255. Сам Петрашек указывает, что человеческое общество не может удовлетвориться равновесием сил и системой отношений, подобной соотношению планет, но стремится противопоставить этически нейтральному началу силы принцип нравственности и специально справедливости (255).

 

[144]) О солидаризме, как гармонии начал индивидуалистических и коллективистических делал сообщение в Institut de France бельгийский министр и профессор Baron Descamps, напечатавший свой доклад под заглавием Le monde du droit (Essai sur la gravitation juridique et revolution civilisatrice) 1922 г. Удачное разрешение проблемы солидаризма автор справедливо считает задачей социального и правового прогресса (стр.33).

Предшественником его можно считать А. Фулье, называвшего синтез индивидуализма и социализма «социальным реформизмом. A.Fuillee, Le socialisme et la sociologie reformiste 3-ed 1926. p. 357 и сл.).

[145]) О. Spengler — Preussentum u. Sozialismus (в русском переводе Освальд Шпенглер, Прусская идея и социализм. Изд. Ефрон. Берлин). Разумеется к идеологии социализма вполне подходит этика солидарности, но она распространяется только на один класс и солидаризм, как юридическая система, связывающая в одно целое все группы и классы общества, — идея для социализма еретическая (ср. Фулье ук. в прим. 144 соч. стр. 138 сл.). Одни социалистические системы принимают индивидуалистическую этику, рисуя блага, соблазняющие эгоизм; другие базируются на универсализме: «подчиняйтесь, проповедуют они, интересам всех и вы оградите лучше всего интересы ваши». Но это предполагает или этическое совершенство, или очень заманчивые надежды, или психологию рабов.

[146]) Состоявшийся в 1912 г. в Риме съезд Международного Института Социологии был посвящен специально докладам о прогрессе, — см. Annales de l'institut intern, de sociologie v. XIV P. 1913. Le progres. Discours, memoires et observations.

 

[147]) Р. Ю. Виппер, Общественные учения и исторические теории XVII—XIX в.в. Изд. 1925 г. стр. 78, 93 и др.

 

[148]) Л. Карсавин. «Философия истории». Берл. 1923г. Гл. IV, стр. 254.

 

[149]) Prof. I.A. Gunn — «Social Progress» Melbourne, 1923. стр. 17.

 

[150]) J. Bury, The Idea of Progress. 1924 стр. 7.

 

[151]) Было бы, однако, неправильно утверждать, что классическому миру была вовсе чужда идея прогресса. Так, напр., школа эпикурейцев придавала разуму и опыту значение культурных двигателей и заявляла, что люди движутся вперед, что культура, знания, гуманность возникли усилиями человека и постепенно вытеснили варварство. Однако, эпикурейцы мрачно взирали на будущее, предсказывая грядущее разрушение мира и предвидя страдания, которые приносит цивилизация. О прогрессе говорил также современник Цезаря, Лукреций (поэма «О природе вещей»). Он первый пустил в обращение фразу «прогрессировать шаг за шагом», он отказался от идеи первоначального земного рая, объясняя возникновение и развитие языка усложнением психической жизни в растущем общении людей и отмечал технические успехи, рост эксплуатации природных сил, появление городской жизни и т.д., но и он скептически относился к развитию индустрии и искусства и обнаруживал слабость к дикарю. В общем греко-римская общественная среда мало благоприятствовала мысли о прогрессе. Просвещение захватывало небольшие слои, техника не обнаруживала крупных успехов, общественная жизнь мало совершенствовалась (Р.Ю. Виппер, «Общественные учения и исторические теории», Изд. 2, стр. 177).

Во всяком случае древности была почти вовсе чужда идея линейного, непрерывного прогресса, и если высказывались идеи о прогрессивном развитии, то оно чаще изображалось, как круговорот, как цикл, подобный зарождению, расцвету и упадку (ср. Pit. Sorokin «A survey of the cyclical conceptions of social and historical process» — Social forces vl. VI N I, Sept. 1927).

 

[152]) Впоследствии Вольтер сопоставлял райское житьё и современность, не завидуя раю. Последний не знал индустрии и комфорта, и это, по мнению Вольтера, не добродетель, а невежество.

 

[153]) Виппер, ук. соч. стр. 7-15.

 

[154]) Condorcet Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain, стр. 13 и 272. См. статью о Кондорсе М. Ковалевского в «Вестнике Европы» 1894 г. №№ 3 и 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.217 с.)