Солидаризм, как юридическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солидаризм, как юридическая система



ВВЕДЕНИЕ (ко второй части)

 

Литература солидаризма довольна обширна. Мысли о солидаризме рассыпаны в разнообразных произведениях философов, социологов и юристов. Но ничто не может так убедительно и ясно показать осуществимость солидаризма и те жизненные формы, в которые он может облачиться, как изложение действующих законов, построенных на принципах солидаризма.

Общественное значение права заключается в том, что оно устанавливает равнодействующую поведения людей. Однообразное понимание прав и обязанностей вносит в человеческое общество мир. Так, например, в случае разногласия и конфликта стороны идут к судье. Они заранее обязуются подчиниться его решению. Его устами говорит право, и оно заставляет одну из сторон или обе принести жертвы, которые восстанавливают нарушенное равновесие. Воспитанные в духе права люди заключают между собой договора, которые выражают большей частью результат компромисса, достигнутого на основе стремления согласовать интересы. Некоторые договора напр., товарищества требуют постоянного согласования действий. Один товарищ должен считаться с желаниями другого, иначе для них станет невозможным осуществление общей цели. Сознание необходимости поступаться своими интересами для достижения общей цели является необходимым условием для существования более сложных объединений, чем товарищество. В частности, этим сознанием сильно государство: патриотизм один из видов солидарности.

Таким образом, право вообще подготовляет психологию людей к солидарным действиям, но оно может поощрять и даже требовать солидарности в более широком масштабе.

Чем культурнее человеческое общество, тем более социальным оно становится, т.е. тем более сознательно относятся его члены к важности общественного сотрудничества, а потому законы, специально укрепляющие солидарность, составляют достояние более позднего времени. В частности современное право уже богато многими образцами такого законодательства.

Отдельные проявления солидаризма рассыпаны во многих законодательных актах нашего времени (ср. гл. II), но наибольший интерес представляют те, которые строят законченную юридическую систему взаимоотношений на основах солидаризма. Это продукт еще более передовой культуры. Так, напр., об общественной организации, построенной на началах солидаризма, можно составить представление по формам современного итальянского синдикализма. Впрочем, внутренние отношения и других общественных организаций служат, нередко, примером солидаризма. Особенно характерен в этом отношении строй большой трудовой семьи: здесь можно наблюдать и разделение труда, в зависимости от способностей, и согласование интересов, и взаимопомощь. Здесь очень наглядно выявляются и те ограничения, которые налагает принадлежность к семье на каждого члена её, те выгоды, которые она обеспечивает.

Отношения сотрудничества всегда тяготеют к солидаризму, новейшее трудовое право повсюду проникнуто духом солида-ристических принципов.

Корпоративное государство, которое пытается воздвигнуть фашизм, может быть примером того, в каком направлении возможно преобразование государства, под влиянием учений о солидаризме.

Для характеристики особенностей солидаризма в отношении народного хозяйства, его отличия от либерализма и этатизма, очень показательно водное законодательство. В этой специальной и недостаточно изученной области права можно найти много материала для ознакомления с характером организации хозяйства на началах, не подходящих ни под тип централизации, предполагаемый социализмом, ни под стихию децентрализации, охраняемую либеральными началами.

Наконец, новейшие явления современного международного права являются результатом проникновения солидаризма в международные отношения и преодоления здесь национального эгоизма началами организованного сотрудничества народов.

Таким образом, современное положительное право уже в достаточной степени богато примерами, способными укрепить и разъяснить идею солидаризма, как юридической системы, которой принадлежит будущее.

 

 

ГЛАВА V

НОВЫЕ ФОРМЫ СИНДИКАЛИЗМА

1. Социальный атомизм и групповая активность. 2. Учение Гастона Морэн о синдикализме; монополия представительства; обязательность организации синдикатов рабочих и синдикатов предпринимателей. 3. Осуществление этих начал в Италии (закон 3 апреля 1926 г. о регулировке коллективных трудовых отношений). 4. Схема синдикальных организаций итальянского фашизма (федерации и конфедерации). 5. Практическое значение этих организаций.

 

1. Философия индивидуализма выдвинула личность на первый план. Она противополагала личность государству[62], отстаивая индивидуальные свободы и стремясь ограничить государство ролью сторожа („ночного сторожа" по ироническому замечанию Лассаля).

Либеральная революция 1789 г. была враждебна ко всем организованным коллективам; закон 14 авг. 1791 г. воспретил все организации, как рабочих, так и работодателей, создаваемые для защиты их интересов.

Сбрасывая с себя гнёт абсолютизма и средневековых стеснений в хозяйстве, человек XVIII-XIXв.в. искал яркого выражения индивидуализма. Либеральные доктрины (Вольтера в политике, А.Смита в экономике) отвечали этому настроению.

Как всегда, в таких случаях, идеология вдается в некоторые крайности. Когда сильный прожектор ярко освещает одно место, всё окружающее кажется особенно темным. Индивидуализм осветил личность и затемнил её социальное окружение.

Не без основания упрекают индивидуализм в том, что он представляет собой теорию социального атомизма: общество разложено на ряд атомов, каждый индивид-атом представлен независимым и самодовлеющим. Между тем, в действительности, человек без общества ничто. Самая одаренная личность обязана своими достижениями той общественной среде, в которой она живет. Самая сильная личность бессильна, если не опирается на общественную поддержку.

Нет изолированного человека, есть люди, связанные между собой в пространстве и времени — такова социологическая правда, которую заслонили крайности либералистического индивидуализма[63].

Неизбежное взаимодействие и необходимое сотрудничество объединяют людей в группы и в действительной жизни, наряду с отдельными хозяйствующими субъектами, проявляют все большую активность групповые объединения, достигающие подчас исключительного могущества. Профессиональные союзы и объединения предпринимателей могут служить ярким примером этого могущества.

В недрах либерального государства родились коллективные силы, которые резко нарушили равновесие отдельных элементов. Личность противостоит не только государству, но и ряду групп, которые грозят ее существованию и независимости, если она сама не найдет себе защиту в другой группе. Государству надлежит регулировать взаимоотношения не только граждан, но и групповых объединений[64].

2. Отсюда проистекает новая теория синдикализма. До сих пор организация синдикатов предоставлялась свободному усмотрению инициаторов. Вступление в синдикаты ни для кого не было обязательным, а организация и деятельность их оставались свободными. Большинство синдикатов приняло революционное направление.

Разрастаясь в большую силу, синдикаты стали чувствовать себя способными на руководящую роль в государстве. Идеологи революционного синдикализма (Сорель) проповедуют разрушение современного государства и передачу руководства хозяйством в руки синдикатов производителей.

Опасность для государства подобных тенденций несомненна. Синдикальное движение должно быть введено в рамки, отвечающие существу и назначению синдикатов. Государство должно представлять всю нацию, а современные синдикаты обнимают преимущественно производителей. Переход власти к организациям столь односторонним грозил-бы нарушением интересов и порабощением всех, кто оказался бы вне их. С другой стороны, положительная сторона синдикальной организации — организованная защита интересов, ослабляется при чрезмерном расширении задач и при наличии конкурирующих организаций, преследующих те же цели. Поэтому, новая теория синдикализма, яркое выражение которой мы видим в известной работе Гастона Морэн[65], выдвинула идею ограничения синдикатов задачами исключительно профессиональными, отвечающими их компетенции, но с тем, что каждый синдикат будет обладать монополией представительства (syndicat unique). Для меньшинства, говорит Морэн, выгоднее быть составной частью синдиката, пользующегося правом исключительного представительства, чем составлять самостоятельный синдикат.

Но, зато, синдикаты, получающие право исключительного представительства, подлежат контролю государства.

Практически Морэн представлял себе осуществление этих идей в форме двух параллельных организаций: синдикатов рабочих и работодателей, с ограниченным кругом компетенции, но с привилегией монопольного представительства в подлежащей сфере интересов. Таким образом, лица каждой профессии, рабочие и предприниматели отдельно, должны быть обязаны организоваться в синдикаты. Подобная организация не означает утраты свободы, она гарантирует её[66].

Практическое значение подобных организаций можно оценить на примере коллективных договоров. При наличии только двух параллельных организаций рабочих и работодателей, коллективный договор между ними будет связывать всех рабочих и всех предпринимателей известной профессии. Это дает, несомненно, наибольшие гарантии интересам каждой стороны, т.к. устраняет возможность к.л. конкуренции и позволяет установить наиболее выгодные для обеих сторон условия. Если необходимость участия в одной определенной организации несколько стеснительна, то зато это дает каждому отдельному члену наибольшие гарантии, что его интересы будут защищены в полной мере.

3. Трудно сказать, находился ли Муссолини под влиянием идей Морэна, но только теория последнего, оставшаяся без применения во Франции, как будто предопределила фашистское законодательство Италии.

В 1919 г. во Франции в противовес Всеобщей Конфедерации Труда С.G.Т. (Cnfeder. generale de Travail) организована была Всеобщая Конфедерация Производителей (Cnfeder. generale de la prductin francaise). Статут её был представлен в департамент Сены 31 июля 1919г. Но союз этот остался малодеятельным[67].

В Италии 2 окт. 1925 г. в палаццо Vidni состоялось под председательством Муссолини заседание представителей предпринимательских и рабочих организаций, закончившееся подписанием исторического пакта (Patt di Pallazz Vidni) об учреждении двух центральных конфедераций: Cnfederazine generale dell' industria и Cnfederazine delle Crpratine fascisti. Таким образом, состоялось объединение работодателей и объединение рабочих Италии и взаимное признание ими исключительного представительства интересов каждой стороны. С этого момента все договорные отношения между двумя категориями (работодателями и рабочими) были предоставлены на разрешение организаций, зависящих от соответствующих конфедераций.

В развитие этого соглашения, фашистское правительство провело закон 3 апреля 1926 г. «о юридической регулировке коллективных трудовых отношений» (Sulla discipline giuridica dei rapprti cllettivi di lavr).

Закон этот не требует обязательной организации синдикатов, представляющих интересы рабочих и работодателей, но в том случае, если синдикаты организуются, им предоставляются по закону такие преимущества, что сама выгода участия в них побуждает к созданию синдикатов.

Для учреждения синдиката необходимо I) добровольное вступление в него по крайней мере одной десятой части рабочих данной профессии, проживающих в округе, где синдикат организуется, или соответственно работодателей, нанимающих по крайней мере одну десятую часть рабочих. Кроме того 2) синдикаты должны принять на себя обязательство попечения не только об экономических и моральных интересах их членов, но также организации различного вида помощи просветительной работе и заботы о моральном и национальном воспитании членов; 3) руководители синдикатов должны представить гарантии своей пригодности, этичности и преданности отечеству[68].

Синдикат, отвечающий требованиям закона, получает права юридического лица. Другого юридически признанного синдиката для лиц и предприятий той же профессии уже не может быть (ст.6, разд.3). Здесь мы видим осуществление принципа, предложенного Морэном. Каждый признанный синдикат считается единственным законным представителем всех соответствующих работодателей или рабочих, следовательно, и тех, которые не состоят его членами. Синдикату предоставляется право обложения в принудительном порядке опять-таки всех, даже не приписанных к нему, но представляемых им (ipso jure) рабочих или работодателей, в сумме однодневного заработка, или соответственно работодателей — в сумме однодневной выплаты ими заработной платы.

Признавая синдикат и снабжая его особыми правами, государство возлагает на него и ряд публично-правовых обязанностей, как-то: организацию профессиональных школ, ссудных касс и др. Но, в то же время государство подчиняет синдикаты своему контролю. Президенты и секретари синдикатов могут быть смещаемы правительством или не утверждаемы им. В чрезвычайных случаях руководящие органы синдикатов могут быть распускаемы и замещаемы другими по усмотрению правительственной власти.

Синдикат, преследуя интересы своих сочленов, не должен, однако, упускать из виду высших интересов продукции и интересов страны. Финансовые мероприятия их подконтрольны (ст.30 Регламента 1 июля 1926 г.).

4. Организация синдикатов охватывает в Италии всё активное население.

Государство не может входить в непосредственное соприкосновение со всеми мелкими организациями и фашизм последовательно создал стройную пирамиду иерархически соподчиненных синдикальных организаций. Однородные синдикаты образуют федерации (местные или национальные). Некоторые федерации объединяются в конфедерации.

Всех конфедераций и центральных федераций организовано тринадцать: шесть для представительства работодателей, шесть для трудящихся и одна для лиц умственного труда.

Эти конфедерации должны охватить все население и для итальянского законодателя представлялось немало затруднений при распределении тех или иных синдикальных организаций по намеченной классификации. Так, напр., небезинтересно, что директора предприятий признаны стоящими ближе к нанимателям труда, чем к трудящимся, и организации их отнесены, поэтому, к федерациям работодателей. Федерация владельцев ремесленных предприятий отнесена к конфедерации, представляющей индустрию. Организация потребительских кооперативов отнесена к конфедерации коммерсантов, кредитная — к банковской и т. д.[69].

В организационной схеме итальянских синдикатов замечается порой некоторая искусственность, а в практике синдикализма, вероятно, и излишняя ускоренность постройки. То, что в других государствах совершается путем естественной эволюции, фашизм хочет создать в несколько лет, форсируя движение сверху. Но фашистская синдикальная организация представляет собой факт крупного исторического значения, грандиозный опыт, положительные и отрицательные результаты которого будут использованы другими нациями.

Сложилась эта организация следующим образом:

1) Конфедерация индустриальная состоит в первой степени из провинциальных индустриальных союзов с секциями для каждой категории промышленности (сельскохозяйственной, добывающей, строительной, механической, металлургической и т. д.); вторую степень составляют национальные федерации.

2) Рабочие индустриальных организаций организованы в провинциальные синдикаты по отдельным отраслям. Вторую степень составляют национальные федерации, составляющие групповые объединения синдикатов (более общие категории, напр., строительные обнимают каменщиков, плотников, маляров и т. д.). Третья степень — общее объединение.

3) Конфедерация землевладельцев обнимает провинциальные федерации землевладельцев, объединяющихся в синдикаты трех категорий: не обрабатывающих землю, обрабатывающих непосредственно и, наконец, сдающих в аренду.

4) Рабочие земледельческой промышленности объединены в синдикаты провинциальные (первая степень) и национальные (вторая степень), в зависимости от различия условий, на которых они работают (технический персонал, батраки, арендаторы, исполовники, дровосеки и др.).

5) Конфедерация коммерсантов объединяет провинциальные синдикаты (по секциям) и национальные федерации (вторай степень). В отдельные федерации объединяются банки, вспомогательные торговые заведения, торговые агентуры, потребительские кооперативы и др.

6) Федерации служащих торгово-промышленных заведений состоят из провинциальных (первая степень) и национальных (вторая степень) синдикатов по категориям (торговые, страховые, комиссионные, гостиницы, рестораны, проводники, банщики, сиделки и др.

7) Конфедерация работодателей морского и воздушного транспорта (ассоциации и федерации по территориальному признаку: Адриатика, Тиррен, Сицилия).

8) Конфедерация работодателей сухопутного и внутреннего водного транспорта (по каждому виду транспорта, окружные ассоциации — первая степень и национальные федерации — вторая степень).

9) Федерация рабочих и служащих сухопутного и внутреннего водного транспорта объединяет провинциальные и национальные синдикаты по категориям труда (трамвайные служащие, грузчики, матросы, телефонисты, шоферы и пр.). Федерация рабочих морского и воздушного транспорта входит непосредственно в центральную конфедерацию трудящихся (см. п.13).

10) Конфедерация банковских учреждений (сюда включается и кредитная кооперация).

11) Федерация служащих банковских и кредитных учреждений.

12) Федерация работников интеллектуального труда (писатели, художники, адвокаты, врачи, акушерки и т. п.). Интеллигентные работники, служащие на предприятиях (технический и административный персонал) объединяются в синдикаты, которые входят в соответствующие федерации трудящихся.

13) Конфедерация трудящихся и лиц свободных профессий представляет собой высшее объединение всех синдикальных организаций (федераций) трудящихся.

5. Практическое значение этих организаций очень велико. Ими заключаются коллективные договора. Таким образом, весь уклад хозяйственной жизни страны: условия труда и распорядок его определяются соглашением соответствующих синдикатов. В случае конфликта, имеющего общее значение, синдикат может выступать стороной в процессе.

Ассоциации высших степеней руководят и контролируют деятельность нисших. Они обладают правом представлять интересы всех синдикатов, ими объединяемых, и располагают даже дисциплинарной властью[70].

Насколько высоко стоит авторитет высших синдикальных организаций в Италии, можно судить по тому, что Муссолини не проводил ни одного экономического мероприятия, рекомендованного Лигой Наций, не получив одобрения со стороны заинтересованных конфедераций. Однажды конфедерация предпринимателей запротестовала против злоупотребления вызовом с фабрик рабочих, состоящих в фашистской милиции, и, несмотря на все преимущества и привилегии последней, Муссолини согласился издать приказ, чтобы милиционеров, из числа рабочих и служащих промышленных предприятий, не вызывали иначе, как в случаях безусловной необходимости (отпадают вызовы на парады и по ложной тревоге).

Уже самая организация синдикатов, объединяющих лиц одинаковых профессий и интересов, в целях солидарных действий, так же, как и те коллективные договора, которые являются главным внешним выражением их деятельности, служат несомненным показателем господствующего в фашистской системе принципа солидаризма. Основная её идея — подчинение частных интересов целому для достижения общих целей.

Но еще отчетливее выявляется этот принцип в тех руководящих началах, согласно которым управляется огромный синдикальный механизм. Эти принципы изложены в фашистской «Хартии Труда» (Carta del Lavoro).

 

ГЛАВА VI

ХАРТИЯ ТРУДА

 

1. Carta del Lavoro — конституция фашизма. 2. Основные начала её: подчинение индивида нации; охрана собственности и частной инициативы; покровительство труду всех видов; согласование интересов всех участников народного хозяйства.

 

1. Фашисты не без основания гордятся своей Carta del Lavoro[71], которая по их мнению, займет в истории не менее видное место, чем «Декларация прав человека и гражданина».

Хартия Труда — не закон. Она обнародована Верховным Национальным Советом фашизма (Gran Consiglio Nazionale del Fascismo) 21 апреля 1927 г., спустя год после издания изложенного уже закона 3 апр. 1926 г. о юридической регулировке коллективных трудовых отношений. По словам Муссолини, Хартия Труда является конституциею фашизма, предопределяющей направление фашистского законодательства: «руководствуйтесь Хартией Труда, как мореплаватели руководствуются компасом».

2. Большинство положений Хартии изложено в общей форме, но находит себе постепенно выражение в отдельных законодательных актах.

Основные начала Хартии таковы[72]:

1) Индивид подчиняется нации, а так как нация это государство, то, следовательно, должно быть признано и верховенство государства. Фашизм не следует доктрине Дюги, колеблющей государственный суверенитет, он укрепляет власть государства, но в то же время он даёт личности новые гарантии, предоставляя ей прочную защиту в виде синдикатов.

Индивид находит в синдикате опору своих прав и интересов и в то же время границы своей свободы. Государство признаёт и снабжает полномочиями синдикаты, поощряя коллективную активность, и синдикаты находят, таким образом, в государстве свою опору, но в то же время и границу своей деятельности. Государство-нация выше индивида и выше всех организаций.

Получается гармоническая система, проникнутая идеями со-лидаризма. Индивид подчиняется целому во имя общих интересов, солидаризируя, следовательно, свои интересы с подобными же интересами других. Общественные организации подчиняются на тех же началах государству.

2) Другой принцип хартии — охрана собственности и частной инициативы.

Развитие производительности — испытание режима. Это вопрос жизни и смерти нации. Если государственный порядок таков, что производительность падает и государство нищает, то и самый порядок не отвечает своему назначению и обречен на смерть.

Развитие производительности обусловлено творческою энергией нации. Когда частная инициатива стеснена, энергия понижается, прекращается накопление. Наоборот, свободная инициатива и предприимчивость отдельных лиц способствуют прогрессу нации. Накопление богатств отвечает интересам нации, а процветание государства улучшает и жизнь его граждан. Эта азбука либеральной доктрины не отрицается «Хартией Труда». Она отрицает контроль над предприятиями, который предлагает социализм. Этот контроль выражается в форме принудительного руководства, он отрицает собственность и индивидуальные права и в этом смысле антиюридичен, поскольку расходится с современным правосознанием. Он подчиняет талант и энергию предпринимателя бюрократическому режиму и в этом смысле антикультурен. Хозяйственный режим должен охранять, нематериальный капитал нации — интеллигентность, опыт, способности организатора.

Охраняя все живые силы, в том числе и капитал, как источник национального богатства, фашизм все-же отступает от либерального принципа «Laissez faire, laissez passer».

И в хозяйственной области должен быть применяем принцип подчинения частного интереса коллективному. Частная инициатива должна быть согласована, когда это требуется, с высшими и преобладающими целями общей национальной экономики. И здесь проводится общая идея, что человек не атом, а часть целого и что его интересы не могут быть в противоречии с интересами государства.

Власть, руководствующаяся общим представлением об экономии и социальных феноменах, должна обладать правом не только поощрять деятельность предприятия, но и закрывать его, когда оно вредит интересам государства, или когда для коллектива представлялось бы более выгодным, чтобы оно находилось в других руках. „Капитал в неумелых руках — зарытый клад"[73].

Эта точка ярения отличается и от воззрений либерализма, для которых последняя фраза революционна, и от социализма, который отрицает собственность и подчиняет частную инициативу принудительному режиму. По духу фашистской декларации, государство оберегает собственность и частные интересы и только в качестве героических мер (un remedio eroico)[74], только в исключительных случаях, когда это оправдывается безусловно общественной необходимостью, оно может контролировать деятельность предприятия и прибегать к принудительным мерам.

Центр тяжести не в ограничениях, а в гарантиях частной инициативы.

3) Государство должно охранять и опекать труд во всех его проявлениях, т. е. труд не только физический, но и технический и умственный.

Труд одновременно и социальный долг (dovere sociale) и высшее наслаждение (piu granda gioia). Труд открывает простор творчеству — этому высшему наслаждению человека; он дает возможность совершенствовать способности, в то же время он выражает силы человека и нации.

Во имя государственного блага государство должно оберегать те виды труда, которые создают наиболее ценные блага, которым наиболее доступно творчество

Хартия Труда уделяет особое внимание интересам трудящихся. Так, напр., она провозглашает принцип соответствия заработка (salario) нормальным потребностям жизни, возможностям предприятия и продуктивности труда. Это положение разрывает как с жестоким «железным законом» Лассаля, так и с теорией, распространяющей на труд общий закон рынка, законы спроса и предложения. Хартия Труда учитывает не только объективные факторы и возможности, но и «нормальные потребности жизни». Она вносит этим элемент справедливости и культуры в сферу влияния факторов экономики. Она осторожно преподает к руководству принцип «достойного существования»[75].

И другие декларативные положения Хартии выражают специальные заботы о трудящихся, предопределяя развитие социального законодательства Италии: платный отпуск после года труда, страхование от несчастных случаев и болезней, улучшение положения матерей, страхование от безработицы и помощь трудящейся молодежи. Многие из этих декларативных заявлений Хартии уже получили выражение в форме законов.

Но особенность Хартии Труда не в её социальном направлении, а в решительном отмежевании от одностороннего покровительства труду физическому.

Благополучие отдельных лиц и развитие национальной мощи обусловлены производительностью труда во всех его формах, и труд физический не должен заслонять собой труд умственный: труд мозга нужен нации не менее, чем труд рук.

4) Хартия Труда, призывая к свободной деятельности все активные силы нации, подчёркивает необходимость их согласованной работы (unita della produzione). Она требует, как мы уже видели, чтобы рабочие и работодатели солидарно и организованно защищали каждые свои интересы, объединившись в свои синдикаты.

Этим, однако, еще не достигается согласованность работы отдельных производительных сил (solidarieta fra i vari fattori della produzione).

Необходимо, чтобы две параллельно сосуществующие и противостоящие организации признали необходимость согласования интересов, ими представляемых, с высшим интересом нации-государства. Они должны заключать между собой такие соглашения (patti nazionali), на основе и в духе которых могла бы производиться работа на местах.

Один из отделов Хартии Труда может иллюстрировать указанную тенденцию. Государство устанавливает контроль над наймом рабочей силы (ст. XXII-XXV). Оно организует на паритетных основаниях бюро по найму труда (uffici di collocamento), во главе которого ставятся агенты Министерства корпораций. Задача этих бюро (учреждены декретом 18 марта 1928 г. R. D. п. 1003) — установить сотрудничество классов, обеспечить интересы рабочих, гарантировать предприятиям подбор наиболее подходящих сотрудников и содействовать воспитанию прочного корпоративного сознания (una solda conscienza corporativa).

Таким образом, в форме итальянского фашизма солидаризм выходит из рамок группового, профессионального и даже классового сотрудничества и служит идейной основой организации, которая охватывает жизнь всей нации.

ГЛАВА VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.068 с.)