Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос: Основные уровни научного познания, их методы и формыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Трудности, с которыми приходится сталкиваться при изложении методов и форм научного познания, заключаются в том, что пока в литературе еще не выработано единой и четкой классификации. Вместе с тем, имеет место классификация методов и форм по различным основаниям: по степени общности (философские, общенаучные и специальные); по уровням научного познания (эмпирический, теоретический, предпосылочный) и т.д. а) Методы и формы эмпирического уровня научного познания. В основе эмпирического уровня познания лежит предметно-практическая деятельность, обеспечивающая накопление и первичную обработку исходного, эмпирического, материала. Методы и формы этого уровня делятся на две группы: 1) методы и формы вычленения и исследования эмпирического объекта; 2)методы и формы обработки и систематизации полученного знания; 1.1. Наблюдение состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Основное предназначение- решение определенной эмпирической задачи и проверка ее гипотезой. 1. 2.Измерение - деятельность, основанная на создании и использовании измерительной техники, определенных физических процессов и материальных орудий в качестве средств измерения. При измерении имеет место опосредованность восприятия изучаемого объекта. 1.3. Эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования с помощью различных приборов и инструментов. Он позволяет изучить явление в "чистом" виде, многократно воспроизводить ход процесса в экстремальных условиях с целью получения искомого результата. 1.4.Факт является формой знания. В нем фиксируются конкретные, непосредственные проявления действительности. Он дискретен, локализован во времени и пространстве, отражает диалектику абсолютной и относительной истин. 2. Методы и формы обработки и систематизации полученного знания К ним относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.; формы знания – эмпирический закон, эмпирическая (описательная) гипотеза. Под анализом понимают метод мысленного расчленения (разложения) целого или вообще сложного явления на его составные, более простые элементы. Синтез – это метод, с помощью которого осуществляется соединение, воспроизведение связей отдельных элементов сложного явления в единое целое. Оба этих метода тесно связаны между собой и немыслимы один без другого. Переход от анализа фактов к теоретическому анализу осуществляется с помощью индукции и дедукции. Индукция есть метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению эмпирического закона. Слабость индукции в том, что перечислить все абсолютно факты практически невозможно. Поэтому, с помощью индукции перечисления мы получаем не достоверное, а только вероятностное знание. Под дедукцией понимают не только метод перехода от общих суждений к частным, но и всякое получение выводов при помощи законов и правил логики. Дедуктивный метод, в отличии от индукции, дает достоверное знание. В процессе научного познания оба метода тесно связаны между собой. В процессе обобщения эмпирических явлений важную роль играет гипотеза, как форма предположения. Гипотеза дает вероятностное знание и она, как правило, носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет, почему: с её помощью обобщаются результаты непосредственного наблюдения и выдвигаются предложения о характере эмпирических зависимостей. Эмпирический закон отражает количественные и иные зависимости, полученные при сопоставлении фактов, в ходе наблюдений и эксперимента (например, закон Бойля-Мариотта). В целом, на эмпирическом уровне познания идет накопление фактов и выявление эмпирических зависимостей. Но задача научного познания – познание сущности и построение идеального объекта на теоретическом уровне. Поэтому в познании осуществляется переход на иной, высший теоретический уровень. б) Методы и формы теоретического уровня познания. 1) методы и формы построения и исследования теоретического объекта. 2) методы и формы построения и обоснования теоретического знания. «Методы и формы построения и исследования теоретического объекта. 1.1. Абстрагирование как метод есть отвлечение от свойств или отношений, несущественных для данного исследования. "Оставшиеся" свойства или признаки выступают в качестве предмета знания. 1.2. Метод идеализации есть мысленное конструирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном виде, что дает возможность сформулировать научный закон. 1.3. Формализация есть метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков. 1.4. К основным формам знания относятся понятия, идеи, принципы, идеальные модели, аксиомы, постулаты и др. Под моделью понимается реально существующая или мысленно представляемая система, замещающая другую систему – оригинал. Понятие – такая форма знания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки или свойства предметов действительного мира, (об остальных формах смотрите в "Философском словаре" или в "Философской энциклопедии", в учебнике "Введение в философию", ч.2 (под ред. И.Т. Фролова). 2. Методы и формы построения и обоснования теоретического знания К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие: методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др. К формам относятся гипотеза, теория и т.д. Гипотетико – дедуктивный метод позволяет объяснить причины исследуемых явлений в виде гипотез, проверяемость которых достигается путем логических правил и процедур дедуктивного метода, которые, в конечном счете, проверяются экспериментально. Об остальных методах подробнее смотрите в работах Маркса и Энгельса: т.46,ч.1,с.37; т.13,с.489-499; т.19,с.121. Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся: а) либо на предшествующем знании; б) либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно Основными условиями применимости гипотезы являются: 1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям; 2) абсолютная проверяемость гипотезы; 3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений; 4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий). Теория существует в форме системы логически связных положений, отражающих существенные и закономерные связи в той или иной предметной области в виде законов, принципов и категорий. Таким образом, теоретический уровень научного познания создает само здание науки, в нем отражаются объективные законы и формулируется теория, о необходимых и существенных, закономерных связях в объективном мире. в) Методы и формы предпосылочного (неявного) знания. Познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре, но и в знании в целом. Именно они определяют стратегию научного поиска и оценку его результатов, отражаясь на уровне неявного знания. Уже в античной философии диалоги Платона отразили эту проблему, а в философии И.Канта в обоснованной форме она была зафиксирована в виде априорных (доопытных) форм знания. Результатом этого уровня познания является формирование так называемого неявного знания, которое предстает как некоторая, до поры до времени невербализованная (не сформулированная в понятиях и суждениях) и дорефлексивная (скрытая) форма сознания и самосознания субъекта. Будучи опосредованным выражением совокупного социального опыта, оно не обладает вместе с тем достоинствами непосредственного отражения мира. Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение. Я уже давал краткую характеристику в этой лекции, что такое рефлексия как метод выявления и осознания неявных предпосылок и основания знания. Это выявление осуществляется через сравнение,экспликацию и анализ. Если суть первого и третьего приемов известны, то экспликация служит для четкого определения смысла того или иного высказывания, предполагая при этом две процедуры: а) вербализацию, т.е. явное формулирование в понятийной форме логических или иных символов; б) собственно экспликацию, т.е. объяснение, толкование понятий с целью уточнения их предметного содержания. И хотя это не просто сделать, тем не менее ученый или практик, принадлежащий к другой культуре, может выявить новый смысл, объективно существовавший, но который был недоступен людям иной культуре. М.М.Бахтин заметил: "Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, а чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои новые смысловые глубины" [См.журнал" Новый мир",1970г,№11-С.240]. Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания, то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение. Использование этих методов позволяет ученому или практику выявить глубинные пласты неявного знания, обусловленные философско-мировоззренческими, социокультурными предпосылками и выразить его в вербализованной, т.е. логико-понятийной форме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.009 с.) |