Философия бытия (продолжение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия бытия (продолжение)



ЛЕКЦИЯ 7

1. Диалектика как метод и учение об универсальных и всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Объективная потребность для инженера в освоении, усвоении и применении диалектики в своей профессиональной деятельности.

2. Основные философские законы развития бытия: а) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; б) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон отрицания отрицания

3. Основные категории диалектики как формы отражения всеобщих и универсальных связей бытия (единичное - особенное – общее – всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность).

Целостное философское понимание мира означает его воспроизведение не только в статике, но и в его динамическом состоянии. Конечно, реализация этой обозначенной идеи носила и носит непростой характер, и ее решение растянулось на целые столетия. В конечном счете, это было связано с возникновением диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Само понятие диалектики (от греческого dialektike techne ─ искусство вести беседу) употреблялось в истории философии в различных значениях.

1. Изначально под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение творчески и результативно развивать обсуждаемые проблемы темы;

2. под диалектикой понимается такой способ мышления, с помощью которого мир рассматривается как подвижно изменчивое состояние в результате взаимодействия противоположностей.

Закономерность возникновения этого учения в Древней Греции была обусловлена становлением и развитием античной демократии, такой формы государственного правления и устройства, при которой высоко ценилось умение или искусство полемики, аргументированности в доказательстве и убежденности в обосновании своей правоты. Только при этом условии можно было приобрести своих сторонников при обсуждении всех политических, и прежде всего, государственных проблем.

Сама практика общественной полемики получила свое выражение в учениях софистов и Сократа. Сократ называл диалектику в качестве искусства обнаружения истины путем столкновения и обсуждения различных, даже диаметрально противоположных точек зрения. Он сам практиковал ведение бесед, споров о философском смысле общих понятий (таких, как красота, справедливость, мудрость, и др.).

Как правило, основной целью этих бесед было обсуждение частных случаев использования этих понятий (например, красивый юноша или девушка, прекрасный кувшин и.др.) и переход к их общим определениям. Эта задача была не из легких, но он полагал, что решить ее можно с помощью диалога. Вот это искусство диалога Сократ назвал майевтикой (от греч. maievtike – повивальное искусство), полагая, что диалог поможет рождению истины как чего – то абсолютно нового, не содержащегося в начале спора, но затем появляющееся в процессе обсуждения проблемы.

Впоследствии, ученик Сократа – Платон – представил диалектику как специфическое движение мысли от многообразных конкретных значений (случаев употребления) понятий к общим определениям (понятиям - идеям), выражавшим, по его мнению, истинно сущее как таковое.

Диалектика как искусство спора развивалось и в философии Средних веков. Это мы обнаруживаем у П. Абеляра в его книге «Да и нет», Фомы Аквинского в «Сумме против язычников» и других мыслителей Средневековья.

В этот период искусство диалога рассматривалось как средство философско – проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих.

Кстати, Ф.Аквинский с успехом использовал свою систему доказательства бытия Бога, опираясь на формально – логические аргументы.

Античные философы изначально вложили в понятие диалектики культуру позитивной полемики: не подавление, не духовное уничтожение своего оппонента, а, наоборот, в ходе разрешения противоречий выработать верный, адекватный творческий подход к разрешению сложных философских проблем. Только творческое мышление по природе своей диалогично, а значит и диалектично по своей сущности.

Другой вариант в понимании диалектики мы обнаруживаем также в философии античности, в котором раскрывается такое понимание мира и такой способ мышления (или познания), при котором различные явления действительности рассматриваются в их взаимосвязях, во взаимодействии противоположных сил или тенденций в процессе изменения, развития.

У античных философов такая форма диалектики получила название созерцательной или стихийной. У истоков ее стоял античный философ Гераклит. В своих работах он показал подвижный, динамичный характер бытия. Мир для него представал в виде «живого огня» или стремительного потока реки, в состояние которого нельзя «войти дважды». Как говорил Гераклит: «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Получается, что в непрерывно подвижном мире со временем утрачивается его прежние состояния, переходящие в свою противоположность: влажное высыхает, сухое увлажняется; друг в друга переходят холодное и горячее, простое и сложное и т.д.

Какой мы можем сделать вывод? Древнегреческие философы - диалектики правильно представляя мир в качестве непрерывно движущегося и изменчивого состояния, а все явления рассматривая как тесно связанные между собой и переходящие друг в друга, тем не менее не смогли подняться до понимания сущности развития как возникновения чего-то принципиально нового, необратимого состояния в сущности бытия. Тот же Гераклит писал, что «этот космос один и тот же для всего существующего; не создан никем из богов, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Итак, в античной философии мы обнаруживаем двойственное понимание диалектики: с одной стороны, она предстала как своеобразное искусство спора и обнаружения истин путем столкновения противоположных точек зрения; с другой же ─ диалектика предстала в виде особого метода, констатирующего изменчивый, подвижный характер бытия, не доводя этой замечательной идеи до идеи развития как качественного поступательного изменения во всех сферах и формах бытия мира и человека.

Второй исторической формой диалектики явилась идеалистическая диалектика классической немецкой философии. Ее основными представителями являются И. Кант (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Все философы до Гегеля внесли достойный вклад в разработку новой концепции диалектики, но целостную философскую концепцию диалектики как учения о развитии с позиций объективного идеализма разработал Гегель в своей работе «Наука Логики». У него диалектика предстала в качестве стройной теоретической системы знания, наполненной глубоким содержанием понятийно – категориального аппарата и сформулированными им основными законами диалектики. Но Гегель представил диалектику как логику развития мышления, под именем которого выступила Абсолютная Идея, развертывающая свое содержание в соответствии с открытыми им законами диалектики. На определенном этапе своего развития Абсолютная Идея или Всеобщее понятие порождает материю, природу общество и самого человека, и через познавательную деятельность последнего осознает свой пройденный путь развития.

На мистический характер гегелевской диалектики обратили внимание К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), которые разработали третью основнуюисторическую форму диалектикиматериалистическую. Она предстала как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

В ее основу Маркс и Энгельс положили два основных принципа:

1) принцип всеобщей (универсальной) связи и взаимообусловленности явлений;

2) принцип развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую историческую форму диалектики, на основе открытий в науке того времени, в самой теоретической философии, политической экономии, идей утопического социализма и самой социальной, исторической практики цивилизации XIXв.

Именно они и предопределили необходимость и потребность в создании новой, материалистической диалектики.

И здесь возникает вопрос: насколько для современного студента XXI в. существует потребность и необходимость в освоении и усвоении диалектики, и зачем уже, по окончании университета, применять свои диалектические знания и опыт в деятельности инженера или ученого?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.006 с.)