Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия бытия (продолжение)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 7 1. Диалектика как метод и учение об универсальных и всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Объективная потребность для инженера в освоении, усвоении и применении диалектики в своей профессиональной деятельности. 2. Основные философские законы развития бытия: а) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; б) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон отрицания отрицания 3. Основные категории диалектики как формы отражения всеобщих и универсальных связей бытия (единичное - особенное – общее – всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность). Целостное философское понимание мира означает его воспроизведение не только в статике, но и в его динамическом состоянии. Конечно, реализация этой обозначенной идеи носила и носит непростой характер, и ее решение растянулось на целые столетия. В конечном счете, это было связано с возникновением диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Само понятие диалектики (от греческого dialektike techne ─ искусство вести беседу) употреблялось в истории философии в различных значениях. 1. Изначально под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение творчески и результативно развивать обсуждаемые проблемы темы; 2. под диалектикой понимается такой способ мышления, с помощью которого мир рассматривается как подвижно изменчивое состояние в результате взаимодействия противоположностей. Закономерность возникновения этого учения в Древней Греции была обусловлена становлением и развитием античной демократии, такой формы государственного правления и устройства, при которой высоко ценилось умение или искусство полемики, аргументированности в доказательстве и убежденности в обосновании своей правоты. Только при этом условии можно было приобрести своих сторонников при обсуждении всех политических, и прежде всего, государственных проблем. Сама практика общественной полемики получила свое выражение в учениях софистов и Сократа. Сократ называл диалектику в качестве искусства обнаружения истины путем столкновения и обсуждения различных, даже диаметрально противоположных точек зрения. Он сам практиковал ведение бесед, споров о философском смысле общих понятий (таких, как красота, справедливость, мудрость, и др.). Как правило, основной целью этих бесед было обсуждение частных случаев использования этих понятий (например, красивый юноша или девушка, прекрасный кувшин и.др.) и переход к их общим определениям. Эта задача была не из легких, но он полагал, что решить ее можно с помощью диалога. Вот это искусство диалога Сократ назвал майевтикой (от греч. maievtike – повивальное искусство), полагая, что диалог поможет рождению истины как чего – то абсолютно нового, не содержащегося в начале спора, но затем появляющееся в процессе обсуждения проблемы. Впоследствии, ученик Сократа – Платон – представил диалектику как специфическое движение мысли от многообразных конкретных значений (случаев употребления) понятий к общим определениям (понятиям - идеям), выражавшим, по его мнению, истинно сущее как таковое. Диалектика как искусство спора развивалось и в философии Средних веков. Это мы обнаруживаем у П. Абеляра в его книге «Да и нет», Фомы Аквинского в «Сумме против язычников» и других мыслителей Средневековья. В этот период искусство диалога рассматривалось как средство философско – проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Кстати, Ф.Аквинский с успехом использовал свою систему доказательства бытия Бога, опираясь на формально – логические аргументы. Античные философы изначально вложили в понятие диалектики культуру позитивной полемики: не подавление, не духовное уничтожение своего оппонента, а, наоборот, в ходе разрешения противоречий выработать верный, адекватный творческий подход к разрешению сложных философских проблем. Только творческое мышление по природе своей диалогично, а значит и диалектично по своей сущности. Другой вариант в понимании диалектики мы обнаруживаем также в философии античности, в котором раскрывается такое понимание мира и такой способ мышления (или познания), при котором различные явления действительности рассматриваются в их взаимосвязях, во взаимодействии противоположных сил или тенденций в процессе изменения, развития. У античных философов такая форма диалектики получила название созерцательной или стихийной. У истоков ее стоял античный философ Гераклит. В своих работах он показал подвижный, динамичный характер бытия. Мир для него представал в виде «живого огня» или стремительного потока реки, в состояние которого нельзя «войти дважды». Как говорил Гераклит: «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Получается, что в непрерывно подвижном мире со временем утрачивается его прежние состояния, переходящие в свою противоположность: влажное высыхает, сухое увлажняется; друг в друга переходят холодное и горячее, простое и сложное и т.д. Какой мы можем сделать вывод? Древнегреческие философы - диалектики правильно представляя мир в качестве непрерывно движущегося и изменчивого состояния, а все явления рассматривая как тесно связанные между собой и переходящие друг в друга, тем не менее не смогли подняться до понимания сущности развития как возникновения чего-то принципиально нового, необратимого состояния в сущности бытия. Тот же Гераклит писал, что «этот космос один и тот же для всего существующего; не создан никем из богов, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Итак, в античной философии мы обнаруживаем двойственное понимание диалектики: с одной стороны, она предстала как своеобразное искусство спора и обнаружения истин путем столкновения противоположных точек зрения; с другой же ─ диалектика предстала в виде особого метода, констатирующего изменчивый, подвижный характер бытия, не доводя этой замечательной идеи до идеи развития как качественного поступательного изменения во всех сферах и формах бытия мира и человека. Второй исторической формой диалектики явилась идеалистическая диалектика классической немецкой философии. Ее основными представителями являются И. Кант (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Все философы до Гегеля внесли достойный вклад в разработку новой концепции диалектики, но целостную философскую концепцию диалектики как учения о развитии с позиций объективного идеализма разработал Гегель в своей работе «Наука Логики». У него диалектика предстала в качестве стройной теоретической системы знания, наполненной глубоким содержанием понятийно – категориального аппарата и сформулированными им основными законами диалектики. Но Гегель представил диалектику как логику развития мышления, под именем которого выступила Абсолютная Идея, развертывающая свое содержание в соответствии с открытыми им законами диалектики. На определенном этапе своего развития Абсолютная Идея или Всеобщее понятие порождает материю, природу общество и самого человека, и через познавательную деятельность последнего осознает свой пройденный путь развития. На мистический характер гегелевской диалектики обратили внимание К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), которые разработали третью основнуюисторическую форму диалектики – материалистическую. Она предстала как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. В ее основу Маркс и Энгельс положили два основных принципа: 1) принцип всеобщей (универсальной) связи и взаимообусловленности явлений; 2) принцип развития. К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую историческую форму диалектики, на основе открытий в науке того времени, в самой теоретической философии, политической экономии, идей утопического социализма и самой социальной, исторической практики цивилизации XIXв. Именно они и предопределили необходимость и потребность в создании новой, материалистической диалектики. И здесь возникает вопрос: насколько для современного студента XXI в. существует потребность и необходимость в освоении и усвоении диалектики, и зачем уже, по окончании университета, применять свои диалектические знания и опыт в деятельности инженера или ученого?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.195 (0.01 с.) |