Философские взгляды М.П. Драгоманова и И.Я. Франко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские взгляды М.П. Драгоманова и И.Я. Франко.



В целом, если оценивать творчество этих мыслителей, то можно сказать, что они отстаивали идею вольности как в самой жизни, так и в философском творчестве. Так, тот же М. Драгоманов видел в Украине союз вольных граждан, что же касается И. Франко, то он видел в развитии экономической жизни возможность естественных изменений в духовной жизни людей.

М. Драгоманов, отстаивал идеи украинской «самостоятельности», не замыкаясь только на Украине. Он полагал, что реализация этой идеи возможно при условии, если это будет отражать общие тенденции мирового общественного развития.

Короче говоря, единство национального и интернационального есть основа национальной политики государства, по М. Драгоманову. Достижение государственной независимости виделось ему в связи с другими народами, в частности, России, Австрии и др. Он считал, что это обеспечит национальную независимость Украины, а политическая независимость, дескать, придет сама собой, вместе с развитием производства и культуры.

Что касается И. Франко, то этот философ мечтал о таком обществе, в котором будет отсутствовать социальное неравенство, а значит, всякая эксплуатация человека человеком. Но реализацию этой идеи он видел не в вооруженном восстании, а в развитии системы общественного производства, науки, природы жизни. Решающим фактором в достижении этого социального идеала видел в развитии материальных интересов людей.

Конечно, идея замены державности администрацией свободных сборов граждан, без регламентации государственных структур, была утопичной и несбыточной. Но тем не менее, И. Франко мыслил социалистическое переустройство общества как такую ассоциацию, в которой будут реализованы права граждан.

Что касается развития национальной независимости Украины, то М. Драгоманов ряд идей марксизма вообще отвергал, в частности, идею диктатуры пролетариата и др. Он считал, что в демократическом обществе не должно быть централизации и бюрократизации власти. Коллективная форма собственности, по его мнению, должна стать основой общественного производства. Но вот как это возможно – Драгоманов на этот вопрос, по моему мнению, не дает.

Что касается И. Франко, то основная его идея о национальной самостоятельности Украины обрела у него специфические черты. Так, с его точки зрения, достижение экономического равновесия возможно через тесное сотрудничество всех народов не только в сфере экономики, но и в сфере культуры, при равноправности всех наций и народностей.

Вообще, И. Франко я бы назвал украинским философом – диалектиком. Дело в том, что его патриотизм – не узконационалистический, а международный. По мнению И. Франко, истинный интеллигент не имеет права замыкаться частоколом Украины, ибо это несет в себе изоляцию и стагнацию всех сфер бытия: от экономической до духовной.

Другими словами его философские помыслы носили сугубо рационалистический характер, причем, с опорой не только на достижения частных наук, но главное – на логику и историю научного анализа и мышления, ибо только разуму для продуктивной работы необходима добрая и свободная воля человека.

Вместе с тем, И. Франко не скрывал, что он в своих философских предпочтениях стоит на позициях материализма, ибо материя для него первична по отношению к сознанию, духовности в целом. Природа для него вечна, абсолютна, изменчива. И все же точка зрения И. Франко относительно природы как объекта познания является не совсем верной. И хотя он подробно раскрывал природу человека как высший венец природы, указывал на его критический характер и.т.д., тем не менее его выводы по этой проблеме носили главным образом экзистенцианальный характер. Глубокие, экзистенцианальные переживания – вот тот путь человеческого счастья, который имеет место у И. Франко.

Его отношение к религии было негативным, он критиковал основные догматы и положения религиозной веры за их «отстраненность» от творческой активности человека как субъекта познания и веры. Поэтому догматизм религиозной веры он не принял ни душой, ни сердцем.

Свобода и творчество – это были те философские категории, которые были фундаментом его взглядов как в онтологическом, так и гносеологическом отношении.

Что касается М. Драгоманова, то высшей ценностью для него был сам человек, а высшей потребностью человека – это потребность в собственной самодеятельности. В этом он видел залог реализации человечеством своих идей.

Он был убежден в познаваемости мира. Более того, истина предстает у него не как застывшее образование, а как диалектический процесс познания природы и общества.

Короче говоря, как М Дрогоманов, так и И.Франко были виднейшими украинскими просветителями, которые своим творчеством доказали, что любовь к человеку и Батьковщине – не пустые слова, а наполнены глубоким диалектическим содержанием украинской национальной идеи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.005 с.)