Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. История и логика становления и развития философской мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Социокультурные предпосылки как определяющие основания в становлении и развитии философии. 2. Основные этапы становления и развития философской мысли и специфика решения основных проблем. На прошлых лекциях я говорил о том, что переход от дофилософских исторических форм мировоззрения к философскому и формированию философии как рефлексивно-понятийной формы знания, произошел не случайно. В конце VII – начале VI в до н. э. в Древней Греции возникает такое социокультурное пространство, которое обеспечило и способствовало возникновению нового, рационального теоретического знания. Что же представляет собой это социокультурное пространство? Вообще, здесь следует оговориться, что не только философия, но и наука, вся система человеческой деятельности имеет в своей основе строго определенные, конкретно – исторические, социокультурные предпосылки своего возникновения и дальнейшего развития (к ним относятся: экономические, социальные, политические и духовные). Каковы же в целом их особенности? 1. В содержательном отношении в них входят экономические, социальные, политические, духовные условия или предпосылки. 2. Социокультурные условия носят, как правило, конкретно – исторический характер, определяемый господствующим способом производства материальных благ. 3. Рассматриваемые условия по своей природе имеют латентный (скрытый) и невербальный (т.е. не выраженный в логико – понятийной форме) характер. Эта латентность и невербализованность создает определенные трудности для их «открытия» и вербализации. Эта задача не из простых, и ее реализация возможна при условии применения метода философской рефлексии. 4. Кроме того, эти основания, которые носят априорный характер, подвижны и изменчивы, оказывая при этом влияние на весь ход дальнейшего развития философии и науки, в целом – бытия и мышления. 5. В философии эти социокультурные предпосылки оказывали и оказывают решающее воздействие на постановку и решение основных философских проблем (бытия, познания, человека, происхождения, сущности, развития и понимания мира). Так, например, в эпоху Средневековья церковь заняла господствующее положение во всех сферах общественной жизни, и, в первую очередь, в экономической. Поэтому она и приобрела религиозно – философский характер. Что же собой представляют социокультурные предпосылки становления и развития античной философии? а) экономические условия 1. В результате развития производительных сил первобытного способа производства произошло разложение (распад) родоплеменных общественных отношений, что привело, естественно, к появлению раннеклассового общества, а значит и нового экономического пространства. 2. Этот процесс был связан, в первую очередь, с общественным разделением труда, которое, уничтожив замкнутую, неразвитую систему первобытнообщинного производства, создало систему производства открытого типа, в которой на смену общине как главной производительной силы общества приходит отдельный человек как субъект производства. 3. Отделение умственного труда от физического, как высшая ступень общественного разделения труда, способствовало возникновению духовной, интеллектуальной деятельности как относительно самостоятельной сферы человеческого труда. 4. Возникновение частной собственности на средства производства и формирование на ее основе политических и социальных институтов власти закономерно привело к поляризации общества на классы, тем самым как бы определило своего рода классовую потребность в философии. б ) социальные условия 1. Впервые в истории человеческого общества появляется новая, социально – классовая структура общества, в которой классы и классовые отношения и интересы становятся определяющими и доминирующими в динамике ее функционирования и развития. 2. Возникает и укрепляется полис как господствующая форма организации общественной жизни Древней Греции, в котором главная роль принадлежит не коллективному а индивидуально – личностному началу как самостоятельному фактору в жизни античного общества. 3. Осуществляется постепенный переход от первобытно – коллективного, неразвитого субъекта деятельности к самостоятельному, индивидуально – личностному, классовому. 4. Возникшие классовые отношения стали отличаться противоречивостью, столкновением противоположных классовых интересов, что способствовало зарождению классового самосознания. в) политические условия 1. Впервые в человеческой истории возникает новая, политическая система общества, в которой государство как орган классового господства, становится главным и определяющим ее элементом. Впервые возникают классовые, антогонистические противоречия между человеком и обществом, между унификацией и индивидуализацией индивида. 2. Возникновение государств и последующее развитие межгосударственного общения раздвигало горизонты человеческого мышления, способствуя осознанию глубоких и всесторонних связей между народами. Это обеспечило возникновение нового типа мышления, философского, я бы даже сказал, философско–диалектического. 3. Возникает полисная демократия как новая форма государственного устройства, в которой закреплялись новые формы поведения и свободной деятельности граждан полиса. г) духовные условия 1. Формирование предфилософских идей в поэмах Гомера («Илиада» и «Одиссея»), Гесиода («Теогония», «Работа и дни»). 2. Мифологическое мировоззрение эллинов отличалось своей самобытностью, в котором мировой процесс представал изначально в виде хаоса как бесформенного состояния Вселенной, а затем происходит осознание божественного порядка в мире, причем сам человек у греков может противостоять богам земли, неба и т.д. 3. Религиозное сознание древних греков носило ритуальный и главным образом, мистический характер: боги не были властны и всесильны над людьми (затем это нашло отражение в древнегреческой философии). 4. Развитие математики, теории музыки, астрономии, стихосложения и т.д. в конечном счете предопределили переход от мифологического сознания к формированию более четкого, теоретически осмысленного понимания мира и человека, единства духа и тела, вечного и преходящего, позитивного и негативного, индивида и Космоса. Таким образом, социокультурные предпосылки в древней Греции конца VII – нач.VI вв. до н.э. предопределили духовно – теоретический переворот в сознании людей, в котором на смену орфически-мистической картине мира приходит космоцентрическая, практически и теоретически означавшая переход от Мифа к Логосу и возникновение философии как любомудрия. 2–й вопрос: Основные этапы становления и развития философской мысли и специфика решения основных философских проблем. Философия в своем становлении и развитии прошла не простой путь от первых предфилософских учений на Древнем Востоке (Египет и Вавилон, Индия и Китай) к оформлению философии как любомудрия, как теоретической и рефлексивно – понятийной формы знания (Древняя Греция) и ее дальнейшего развития в современных философских теориях. Итак, каковы же основные этапы становления и развития философии? Основным принципом, который был положен в основу данной периодизации, это принцип совпадения исторического и логического, т.е. история развития философии совладает с ее логикой становления и развития. I - предфилософские учения на Древнем Востоке (Египет и Вавилон – конец III- нач. II тысячелетия до н. э.). Индии (V – VI вв. до н. э.); Китай –(IX – XI в до н. э.) II Античная философия - (конец VII – нач. VI вв. до н. э. – I – IV вв. н.э.) III Средневековая религиозная философия (I – IV вв. н.э. – XIII в. н.э.) IV Философия Эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.). V Философия Нового Времени (XVII – XVIII вв.). VI Философия Просвещения (XVIII – нач. XIX в.). VII Классическая немецкая философия (XVIII – XIX в.). VIII Современная философия (30 – е гг. XIX – по настоящее время). Для каждого этапа в становлении и дальнейшем его развитии характерно то, что он базировался на строго определенной картине мира. Так, античная – на космоцентрической, Средневековая – на теоцентрической, философия Возрождения – на антропоцентрической, Философия Нового времени – на механически – научной, Философия Просвещения – на собственно научной и просветительской. Современная философия базируется на современной научной картине мира, что отличает ее особым плюралистическим статусом, присущим для многих современных философских концепций (от позитивизма и неопозитивизма, до марксизма и экзистенциализма, неотомизма, философской антропологии и т.д.) С самого начала своего возникновения в философии выделилось несколько основных проблем, которые философы, на протяжении всей истории развития философской мысли, пытались решить и разрешить. На их решение оказывало и оказывает влияние как само развитие философии, так и стремительное развитие частных наук и социальной практики людей и человечества в целом. Несомненным остается одно: философы с самого начала «выходили» на принципиально иной, сущностно – всеобщий уровень в познании и понимании мира и самих себя. Как говорил Сократ «Познай самого себя и ты познаешь весь мир». Фраза, произнесенная в древности Сократом, и сегодня, в начале XXI в., остается актуальной, наполненной глубоким философским смыслом. Что же это за проблемы? Их всего четыре: Проблемы бытия, познания, человека, происхождения мира и законов его развития. 1. Раздел в философии, изучающий проблему бытия, называют онтологией (от греч. – ontos – сущее; logos – учение) – учение о сущем, о бытии как таковом. 2. Гносеология (от греч. gnosis - знание; logos – учение) ─ учение о знании или познании. 3. Антропология (от греческого antropos ─ человек; logos – учение) учение о человеке, его природе и сущности. 4. Космология и космогония – учение о происхождении мира и законах его развития. Как я уже говорил, на специфику решения указанных мной проблем оказали огромное влияние социокультурные предпосылки или основания, специфичные для каждого этапа в развитии философии. Главное для вас, студенты, следует уяснить не только историю, но и логику самой постановки и решения проблем. Это поможет понять глубокую преемственность и последовательность в становлении и развитии философской мысли. Лекция: № 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.012 с.) |