Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории диалектики как формы отражения всеобщих и универсальных связей бытия

Поиск

Диалектика представляет собой универсальную, всеобщую и подвижную теоретическую систему элементов, среди которых особое место занимают основные категории диалектики.

Каждая из частных наук (а сегодня их насчитывается более 10 тыс.) имеет свой понятийный или категориальный аппарат, с помощью которого ученые более основательно раскрывают предметы и объекты своих исследований. Но вместе с тем, они не могут обойтись без использования философских категорий, в которых отражаются всеобщие свойства, признаки, связи и отношения, присущие всему бытию.

Может ли любой ученый или практик обойтись без использования таких категорий диалектики как «единичное – особенное – общее – всеобщее», «причина» и «следствие», «необходимость и случайность», «форма» и «содержание», «сущность» и «явление», «возможность» и «действительность»? Думаю, что нет, ибо категории диалектики, во - первых, носят «парный» «характер, отражая при этом противоположные состояния целостного бытия, и во - вторых, в них, вернее, через них, отражаются и фиксируются в знании сущностные и противоречивые взаимосвязи и взаимозависимости, имеющие место в самом мире.

а) «единичное – особенное – общее – всеобщее»

Окружающий человека мир существует в виде отдельных предметов, вещей, и явлений, отличающихся как правило, друг от друга.

Специфические характеристически, которые отличают одну отдельную вещь или предмет от других, фиксируются категорией единичного. В категории же «общее» воплощаются сходные, повторяющиеся свойства или признаки вещей, предметов, явлений.

Любой предмет в целом, который существует как отдельное образование являет собой единство общего и единичного, т.е. единичное и общее есть стороны отдельного как такового.

Будучи стороной, частью отдельного, всякое общее, так или иначе, «лишь приблизительно верно охватывает отдельные предметы», а «всякое отдельное неполно входит в общее», наряду с общим оно содержит в себе единичное.

Например, каждый человек есть существо отдельное. Каждому из нас свойственны генетические, биологические и физические черты или признаки, отличные от других людей. Вместе с тем, всем людям присущи сходные или общие признаки (например, анатомическое строение, национальные, профессиональные или этнические). Что же собой представляют категории «особенное» и «всеобщее»?

Категория «особенное», с одной стороны, являет собой промежуточное, связующее звено между единичным, общим и всеобщим, но, с другой стороны, «особенное» носит относительно самостоятельный характер и в то же время как бы интегрировано как в единичное, так и в общее и всеобщее.

Другими словами, в категории «особенное» фиксируются отличительные свойства или признаки вещей, предметов и явлений.

Категория же «всеобщее» занимает особое место в ряду рассматриваемых категорий. Не будет тавтологией, если мы скажем, что во «всеобщем» воплощено «общее» высшей степени общности. Короче говоря, в категории «всеобщее» отражен высший уровень обобщенного бытия как такового, его универсальный и бесконечный характер.

Проблема соотношения единичного и общего по разному толковалась и ныне толкуется в разных философских системах. Так, через всю историю развития философской мысли прослеживается спор о природе общих понятий, или универсалий, который можно свести к двум точкам зрения: номинализму и реализму.

Представители номинализма (от лат. noumen – имя) отрицали категорически реальное существование общего, полагая при этом, что общее существует лишь в сознании человека в виде имен, названий предметов или явлений. К ним можно отнести таких философов как И. Росцелин (1050-1120), Д. Скотт (1266-1308), У. Оккам (1285-1349), Дж. Беркли (1684-1753) и.др.

Представители же реализма признавали реальное существование общего в виде неких идеальных сущностей вещей, которые, якобы, предшествуют отдельным вещам и существуют независимо от них. К ним можно отнести таких философов как Платон (427-347) до н.э., А. Кентерберийский (1033-1109), А. Уайтхед (1861-1947) и другие.

При всей реальности бытия единичного и общего, они не могут существовать самостоятельно, как только через отдельные вещи, предметы, выступая частью, стороной последних. Короче, каждый отдельный предмет есть единство единичного, особенного и общего, неповторимого, специфического и повторяющегося.

Рассматриваемые нами категории диалектики тесно связаны между собой и могут взаимопревращаться друг в друга. Как правило, границы меж ними носят подвижный характер. В процессе развития, при строго определенных условиях, они могут превращаться друг в друга. Если, например, какой - либо организм, в процессе своего индивидуального развития, приобретает новый, особенный, признак, то он может быть передан по наследству и стать признаком ряда особей, т.е. свойством разновидности в рамках определенного вида. И, таким образом, признак из единичного как бы становится сначала особенным, а затем превращается в общий (видовой).

В развитии организмов могут происходить и прямо противоположные процессы, когда те или иные признаки начинают отмирать и исчезать. Он становится свойством как бы лишь немногих организмов в форме атавизма. Общее, в данном случае, «перешло» в единичное.

Проблема четкого понимания диалектики единичного - особенного – общего – всеобщего имеет огромное теоретическое и практическое значение как в философии, так и в частных науках. Дело в том, что философское знание механизмов взаимозависимостей между рассматриваемыми категориями позволяет на практике, и в социальной – тоже, разобраться со сложностью и противоречивостью многообразных процессов, имеющих место в самой объективной действительности, понять законы ее развития и применять их адекватно в своей деятельности.

Сегодня Украина как самостоятельное и независимое государство сталкивается с трудностями и проблемами, через которые «прошли» многие страны Запада в процессе формирования стабильного рыночного общества. Руководителям страны нашей как в настоящем, так и будущем, следует глубоко понять эту диалектику «единичного – особенного – общего – всеобщего» и философски применять в процессе создания нового уровня жизни как для всей страны – Украины, в целом, так и для каждого ее гражданина, в отдельности. Разрешение возникающих при этом противоречий в обществе является законом для руководителя любого ранга.

б) «СОДЕРЖАНИЕ» И «ФОРМА»

Уже в античной философии мы обнаруживаем своеобразный подход ряда философов в понимании этой пары категорий.

Так, Аристотель рассматривал форму как организующий, упорядочивающий фактор бытия. Он мыслил форму как активнейшую силу, организующую пассивное содержание материи, по аналогии с ситуациями человеческого творчества (например, создание скульптуры) Но у Аристотеля мы обнаруживаем понятие «чистой формы» (формы форм), что свидетельствует о том, что у него «форма» играет первичную, определяющую роль по отношению к «содержанию».

Что же собой представляет «форма» и «содержание»?

Содержание – это философско – диалектическая категория, в которой отражается совокупность элементов, их связей и отношений, образующих данный предмет, данное явление, данный процесс.

Форма – это философско - диалектическая категория, в которой отражается способ существования и проявление сущности данного предмета, данного явления, данного процесса.

Например, содержанием романа является его сюжет (событие, характеры, поступки, переживания героев, решаемые проблемы), а формой романа является его композиция чувств, мыслей.

Содержание и форма – непрерывно связанные стороны одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна.

Форма носит не внешний характер, она не накладывается автоматически на содержание, а выступает имманентно присущим фактором внутренней организации того или иного предмета, явления или процесса.

Содержание и форма едины, связаны между собой, но в рамках этого единства они не равноправны. Содержанию принадлежит всегда определяющая роль, т.е. содержание определяет характер формы и все стадии ее изменений. Но в то же время форма не пассивна. Она обладает относительной самостоятельностью: а) форма более консервативна и может отставать от изменения содержания; б) новые, более эффективные формы способны оказывать значительное стимулирующее воздействие на развитие содержания.

Если брать такую форму общественного сознания как искусство, то в ней форме придается исключительно важное значение. Так, на картине может быть изображено далеко не прекрасное лицо, но изображено оно должно быть прекрасно.

Форму вообще нельзя недооценивать. Так, в человеческой жизни и деятельности понятие формы связано с понятием определенных правил, упорядочивающих возможные виды деятельности. В технической деятельности – это ГОСТы, инструкции и т.д. Различными правилами регулируется международная жизнь, Большое значение имеет правовые нормы, а так же обычаи, ритуалы, традиции в различных сферах общественной жизни.

Относительная самостоятельность формы дает возможность, например, в науке временно сосредоточить внимание исключительно на формальной стороне предметов, действий, процессов. Существует целый ряд наук, изучающий различные формы бытия: геоморфология растительного и животного мира, структурная лингвистика и др.

Кроме того, в науке достаточно усиленно применяется метод формализации, т.е. метод, с помощью которого осуществляется перевод содержательных фрагментов знаний на искусственно символический или формальный язык, подчиненный четким правилам построения формул и их преобразований. Краткость, обозримость выражений, оперативность преобразований – это достоинства формализованного языка. Использование технических средств современного типа возможного благодаря формализованному языку.

На практике выдвижение на первый план формы и применение искусственно роли содержания порождает формализм и бюрократизм. Не желая серьезно, содержательно, решать проблемы, как правило, бюрократ – формалист занимается «спекуляцией деятельности», «делает вид деятельности», прикрывая тем самым свое бездействие и равнодушие к выполнению действенному своих прямых обязанностей.

Вот почему нельзя абсолютизировать форму, ни игнорировать ее, ибо плохая или неразвитая форма организации может дискредитировать даже гениальные идеи или начинания. Только учет диалектики формы и содержания (когда форма содержательна, а содержание гармонично оформлено) позволит успешно решать как теоретические, так и практические проблемы бытия.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Любой предмет или явление представляет собой многоуровневое образование. Так, в нем всегда имеют место, с одной стороны, поверхностные, внешние очертания, а с другой, глубинные, внутренние, сущностные характеристики. Поэтому, для обозначения этих противоположных параметров в философии выделяются диалектические категории «сущность» и «явление».

«Сущность» - это философская категория, в которой отражается внутренняя, скрытая, глубинная, относительно устойчивая сторона того или иного явления или предмета.

«Явление» - это философская категория, в которой фиксируются сугубо внешние, эмпирически наблюдаемые, более подвижные и изменчивые свойства или признаки того или иного явления или предмета.

Эти категории по своей природе носят диалектически противоположный характер; поэтому они не совпадают по своему содержанию, а тем более по сущности, друг с другом.

Когда это несовпадение приобретает ярко выраженный характер, то предмет или явление отражает форму видимости или кажимости, т.е. не - адекватного, искаженного проявления сущности. Например, видимостью является искривление карандаша в стакане воды или вращение Солнца вокруг Земли и. т. д. В конечном счете, видимость не является продуктом нашего сознания, ибо она объективна и возникает в силу объективных условий наблюдений.

Но рассматриваемые нами категории диалектики тесно связны между собой: явление есть проявление сущности, его внешнего обнаружения (например, простудная инфекция проявляется в повышенной температуре тела, в насморке и т.д.) Но, так или иначе, познавательный процесс всегда начинается с познания явлений, а затем осуществляется переход к познанию сущности 1 (первого), 2 (второго) и. т.д. порядка. Другими словами, сущность является, а явление существенно.

Если бы явление и сущность, с одной стороны, не были связаны между собой диалектической связью, то познание сущности мира было бы просто невозможно, а значит – отпала бы необходимость в самой науке. С другой стороны, если бы они абсолютно совпадали, то, как утверждал К. Маркс, «всякая наука была бы излишня». Но ведь наука ставит перед собой задачу: за внешним множеством различных предметов или явлений отыскивать, выявлять внутренние, существенные закономерности познаваемого мира. Такова объективная история и логика познавательной деятельности.

В истории философии мы обнаруживаем, что ряд философов – субъективных идеалистов (например, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) полагали, что, помимо явлений, никакой сущности не существует.

Так, для Э. Маха, «мир есть совокупность индивидуальных человеческих ощущений» и не более того.

Ряд других философов – объективных идеалистов (Платон, Гегель, А. Уайтхед и др.) признают объективное существование сущности, но которое носит идеальный характер. Например, немецкий философ И. Кант полагал, что явления вызываются сущностью, но они не совпадают друг с другом никоим образом, ибо предмет есть так называемая «вещь – в - себе», которая не познаваема.

Надо заметить, что рассматриваемые нами данные категории носят весьма подвижный и относительный характер. Само понятие «сущности» не предполагает какого – либо жестко фиксированного уровня реальности или некоего предела в познании. Я выше отмечал, что познавательный процесс «идет» от явления и сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца.

Относительный характер категории «сущность» и «явление» заключается в том, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность более низкого порядка по отношению к его собственным проявлениям.

Эти категории указывают нам на то, что процесс познания – это процесс вечного и бесконечного углубления познающим субъектом в сущность познаваемого мира и его отдельных элементов через осмысления изначально его внешних проявлений.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причинно – следственные связи и отношения - это такие, при которых одно явление или группа явлений, взаимодействующих между собой, при наличии соответствующих условий, порождает другое явление или группу явлений. Явление, которое порождает, обуславливает, вызывает появление другого явления называется причиной.

Результат же действия причины, т.е. явление, которое появилось благодаря другому явлению называется следствием.

Причинно - следственные отношения характеризуются своей сложностью и противоречивостью. Прежде всего, они отличаются последовательной однонаправленностью или временной ассиметрией (т.е. причина всегда предшествует следствию, а не наоборот). Но это никоим образом не значит, что всякие предшествующие явления находятся в прямой причинной зависимости с последующим явлением.

Например, ночь предшествует дню, но она не является причиной наступления дня.

Другими словами, нельзя смешивать причинно – следственную связь с временной последовательностью наступления событий, ибо в причинной зависимости обязателен элемент сущностного порождения одного явления другим.

Нужно в обязательном порядке подчеркнуть, что причинно – следственные связи носят всеобщий и универсальный характер, ибо в мире нет и не может быть беспричинных явлений. Каждое явление, любое событие имеет свою причину. Вспомните народную поговорку – «нет дыма без огня!» Причинность всегда объективна, т.е. она существует независимо от самого человека. Но он может сам искусственно создавать то или иное явление и соответствующие условия, при которых оно произойдет в самой природе или обществе.

Признание всеобщности и универсальной объективности причинно – следственных связей называется детерминизмом (от лат.determinare – определять). Детерминизм абсолютно противоположен индетерминизму – учению, отрицающему наличие в мире объективных, причинно─следственных связей. Так, английский философ Д. Юм полагал, что причинно следственная связь имеет место не в самих предметах, а в наших восприятиях. По Юму получается, что в понятии причины отражена привычка человека мыслить свои восприятия в определенном порядке и последовательности. Для немецкого философа И. Канта так же характерно отрицание объективного характера причинно – следственных связей, ибо он относил их к априорным (доопытным) формам или категориям, благодаря которым познающий субъект упорядочивает чувственный опыт.

В XVII веке детерминизм выступил в форме механистического детерминизма, для которого причина есть результат внешнего, механического воздействия, предполагающего однозначное наступление соответствующего следствия, не допускающего никаких отклонений вероятностного свойства. Такой детерминизм получил название в науке XVII - XVIII вв. лапласовского (по имени французского ученого Лапласа). Разумеется, в этот период господствовала механика И. Ньютона, в которой однозначная жесткая детерминация позволяла делать вывод о возможности абсолютно точного предсказания наступления событий в будущем как в материальных системах, так и во Вселенной в целом.

Развитие науки и познания в целом в XIX – XX вв. выявило серьезную ограниченность такого рода понимания. Появились точки зрения о том, что детерминация вызывается не только внешними признаками, но и тем более не является однозначным событием. Лапласовский детерминизм применим при осмыслении механической формы движения тел, но с его позиции невозможно четко объяснить характер и сущность биологической и социальной форм движения, а тем более сложных состояний психической деятельности человека. В каждый момент времени, как доказал В. Гейзенберг, здесь можно определить или координату, или скорость частицы, причем не абсолютно точно, т.е. однозначно, а приблизительно верно, т.е. с определенной степенью вероятности.

Некоторые физики, обнаружив неприменимость механического детерминизма к микрообъектам, сделали скоропалительные выводы о крушении детерминизма в науке и торжестве индетерминизма (У. Бриджмен (США). В этой связи А. Эйнштейн резко отрицательно отнесся к подобной точке зрения. Он, в частности, заявил: «Хотя современная квантовая теория содержит несколько ослабленный вариант концепции причинности, все же он не открывает черного хода для приверженцев свободы воли».

Закон причинности выражает собой только одно: все явления в мире причинно обусловлены.

А как выступает при этом причинность в отдельных, конкретных случаях – это уже другой вопрос, при решении которого следует учитывать обязательно конкретные свойства объекта. Другими словами, детерминизм различно проявляется в тех или иных областях материальной действительности.

Причина и следствие неразрывно связаны между собой. Без причины нет следствия и наоборот. Причем, одно и то же явление в одной связи являются причиной, в другой – следствием. Так, индукционный ток являются следствием взаимодействия замкнутого проводника с магнитным полем и причиной накаливания нити электрической лампочки.

Кроме того, обращаю внимание на то, что в мире существует универсальное и всеобщее взаимодействие предметов и явлений мира, каждый из которых есть в одно и то же время и причина, и следствие. Такого рода взаимодействие является истинной, конечной причиной всех вещей, познав которое, можно познать мир. Возможно ли таковое в реальной практике?

Вообще говоря, следует сказать, что знание сущности причинно – следственных связей имеет огромное практическое значение. Так, познав причины явлений, человек выделяет в них как позитивные, так и негативные составляющие. Применяя позитивные причины, можно тем самым как бы ускорять их наступление или появление. Зная негативные, вредные причины, можно их устранять, ограничив тем самым или «убрав» их на пути нежелательных для человека неумолимых следствий. Это очень важно иметь в виду как в жизни отдельного человека, так и страны, общества в целом.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Как уже было сказано выше, между причиной и следствием существует объективная необходимая связь, хотя следствие не обязательно является необходимым, ибо оно может быть и случайным явлением.

Что же представляет собой категории «необходимость» и «случайность»?

В истории философии долгое время философы отождествляли необходимость с причинностью, а так как беспричинных явлений нет, то объективно существующей признавалось только необходимость. Как правило, философы отказывали случайности в ее объективном существовании и считали, что случайностью является, то причин чего мы не знаем и знать не можем. Другими словами, под случайностью понимали некое субъективное понятие, которым люди прикрывают свое собственное невежество.

Античный философ Демокрит написал так: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком – нибудь основании и в силу необходимости». Поэтому «люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть свою собственную нерассудительность».

Голландский философ Б. Спиноза полагал, что «случайной… какую–либо вещь называют единственно по несовершенству нашего знания».

Французский философ – просветитель XVIII в. П. Гольбах отмечал: «Мы называем случайными явления, причины которых мы не знаем, которых, из за своего невежества и неопытности, не можем предвидеть».

Все выше названные мной философы практически отождествляют необходимость с причинностью, а случайность с беспричинностью. А так как беспричинных явлений не существует, то и отсутствует случайность.

Но ведь отрицая объективное существование случайности, сторонники подобной точки зрения, по сути, низводят необходимость до уровня случайности.

Так, цитируемый нами выше П. Гольбах утверждал, что «излишек едкости в желчи у фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого–нибудь монаха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы превращать в руины города, разрушать крепости, чтобы погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяния и бедствия на длинный ряд веков».

Ф. Энгельс подверг резкой критике эту точку зрения, подчеркнув при этом, что «если все в мире одинаково необходимо: и то, что в этом стручке 5 горошин, а не 4 или 6, что хвост этой собаки длиной в 5 дюймов, а не длиннее или короче, что между небесными телами проявляется закон всемирного тяготения, или то, что одна форма энергии превращается в другую, сохраняя ее количество, наступает с одинаковой неизбежностью – то здесь не случайность поднимается до уровня необходимости, а наоборот снижается до уровня случайности».

Объективный характер случайности отрицают представители фатализма (от лат. fataliz - роковой), полагающие, что в мире, в жизни общества и отдельного человека все изначально предопределено богом или судьбой, роком, сила которых носит неотвратимый характер.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, хотя все предметы или явления причинно обусловлены, тем не менее, причинно - следственная связь может носить разновременной характер: в одних случаях она проявляется и наступает неизбежно, в других же случаях, она может как наступить, так и не наступить, т.е. быть случайной.

Дадим определение необходимости и случайности.

Необходимость – это философская категория в которой отражаются устойчивые и существенные связи между явлениями, причем, наступление явления – причины в обязательном порядке влечет за собой обязательно адекватно – определенное явление – следствие.

Случайность – это философская категория, в которой отражается то, что вытекает не из глубин внутренних существенных связей и отношений, а из побочных внешних связей, и в силу этого это может совершиться, а может и нет, может произойти так, а может – иначе. И та, и другая категории существуют объективно, причем они тесно связаны между собой особой диалектической связью. Любой предмет, любое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Одни его свойства и взаимосвязи обусловлены внутренними причинами, выражая природу составляющих его элементов, другие – внешними, его взаимодействиями с окружающим миром (например, в живом организме есть видовые, т.е. необходимые, признаки и индивидуально – случайные). Вот почему случайность – есть форма проявления и дополнения необходимости.

При соответствующем изменении условий необходимость и случайность взаимопереходят друг в друга.

Здесь следует обратить внимание на то, что существуют две формы необходимости: 1) динамическая – согласно которой имеет место однозначная, жесткая обусловленность следствия причиной (если мы посадим зерно пшеницы, то обязательно вырастет – пшеница, а не рожь).

2) статистическая, согласно которой имеет место неоднозначная, вероятностная обусловленность следствия причиной.

Скажем, вы бросаете монету и не знаете, что выпадет «орел» или «решка», но, в конечном итоге, достаточно большое количество бросаний приводит к количеству «50» на «50», т.е. независящему от случая. Статистическая необходимость базируется на законе больших чисел, согласно которому суммирование большого числа случаев или отдельных предметов ведет к тому, что их случайные отклонения в ту или иную сторону нивелируются и образуется некоторая необходимая тенденция.

Другими словами, необходимость проявляется через большую массу случайностей.

Например, сила, с которой ударяет та или иная молекула газа о стенки сосуда, является случайной, зависит от множества разных обстоятельств, но между тем, через всю эту массу отклонений проявляется тенденция (закономерность): сила, с которой молекулы газа ударяют о стенки сосуда, обратно пропорциональна объему газа.

Таким образом, в системе причинно – следственных связей причина может породить случайное или необходимое следствие.

Если то или явление или событие еще не наступило, но может стать причиной, то говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Для анализа данного факта используются такие категории диалектики как «возможность» и «действительность».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.013 с.)