Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации



 

Основными целями нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности являются:

- обеспечение единообразного ведения учёта имущества, капитала, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Правила ведения и организации бухгалтерского учёта, обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и другими органами, уполномоченными Федеральными законами.

Складывающаяся система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации состоит из четырех уровней.

Первый уровень – законодательный. Включает Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, которые определяют правовые основы бухгалтерского учёта, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность. К документам этого уровня относят:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ), определяющий основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором законодательно закреплён ряд вопросов, оказывающих влияние на организацию бухгалтерского учёта;

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995года «208-ФЗ);

- другие акты.

Второй уровень – нормативный. Это уровень национальных стандартов (положений по бухгалтерскому учёту), определяющих концептуальные основы организации бухгалтерского учёта. В положениях по бухгалтерскому учёту обобщены принципы и базовые правила организации бухгалтерского учёта и отчётности; изложены основные понятия, относящиеся к бухгалтерской отчётности и отдельным объектам бухгалтерского учёта, возможные бухгалтерские приёмы без раскрытия конкретного механизма применения их к определённому виду деятельности. Предполагается разработать более тридцати положений по бухгалтерскому учёту; на 01 января 2009 года разработаны и вступили в действие двадцать одно положение (приложение Д). Отечественные положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), в отличие от международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), носят не рекомендательный, а обязательный характер. Основные отличия МСФО от отечественных ПБУ представлены в таблице 6.1. Из перечисленных отличий наиболее значительными являются отличия по обязательности применения МСФО и ПБУ и полноте информации в отчётности.

 

Таблица 6.1. Основные отличия МСФО от российских ПБУ

Сравниваемые характеристики МСФО ПБУ
Обязательность применения Носят рекомендательный характер Обязательны к применению
Основная сфера деятельности Определяют в основном правила составления финансовой отчётности Определяют правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности
Основные пользователи информации Инвесторы Регулирующие органы
Основное требование к отчётности Объективное отражение деятельности организации Соответствие действующим правилам и нормативным актам
Использование профессионального суждения при подготовке отчётности Допускается Не допускается
Метод начисления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) Признание в отчётном периоде всех расходов и доходов, относящихся к этому периоду Признание в отчётном периоде расходов и доходов, подтверждённых первичными бухгалтерскими документами
Требование осмотрительности Бо́льшая готовность к учёту расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов Провозглашено, но часто не соблюдается, особенно из-за противодействия налоговых органов
Требование приоритета содержания над формой Используется достаточно широко Провозглашено, но используется не в полной мере из-за отсутствия механизма реализации
Требование полноты Финансовая отчётность должна включать все значительные показатели Провозглашено, но на практике не соблюдается

 

Третий уровень – методический. Включает инструкции, методические указания и рекомендации уполномоченных министерств и ведомств по вопросам организации и ведения бухгалтерского учёта применительно к определённым отраслям народного хозяйства, видам деятельности, объектам бухгалтерского учёта и т.п.

К таким документам относятся:

- методические рекомендации по применению положений по бухгалтерскому учёту;

- План счетов бухгалтерского учёта финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;

- отраслевые методические рекомендации по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и др.

Четвертый уровень – организационный. Включает внутрифирменные нормативные акты, которые представляют собой рабочие документы организации, формирующие ее учётную политику. К ним относятся:

- документ по учётной политике организации;

- рабочий план счетов бухгалтерского учёта;

- утвержденные руководителем формы первичных учётных документов;

- график документооборота;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчётности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.007 с.)