Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели, задачи и функции бухгалтерского учёта
Из определения бухгалтерского учёта, приведённого в предыдущем параграфе, можно заключить, что основной целью бухгалтерского учёта является оперативное формирование полных и достоверных данных для обеспечения внутренних и внешних пользователей бухгалтерской информации, необходимой для выработки и принятия управленческих решений, а также для контроля за реализацией принятых решений. Цель бухгалтерского учёта можно детализировать в зависимости от того, для каких групп пользователей собирается и обобщается информация: - в отношении внешних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности, изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу пользователей для принятия решений; - в отношении внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений. Основные задачи бухгалтерского учёта указаны в законе «О бухгалтерском учёте» и в Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, её имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчётности; - обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, за сохранностью и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами, сметами; - предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости организации и прогнозирование результатов работы организации на текущий и будущие периоды; - содействие конкуренции на рынке.
Из определения бухгалтерского учёта, его целей и задач вытекает, что бухгалтерский учёт является самостоятельной подсистемой системы управления организацией. Следовательно, функции бухгалтерского учёта определяются общими функциями управления. Функции бухгалтерского учёта в системе управления хозяйственной деятельностью организации отражены на рисунке 1.2.
Контрольная функция имеет большое значение в условиях рыночных отношений и различных форм собственности. Эта функция обеспечивает контроль за целесообразностью выполняемых хозяйственных операций, их правовой обоснованностью. Процесс контроля состоит из следующих основных этапов: - установления стандартов; - измерения фактически достигнутых результатов; - проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Контроль – проверка с целью обеспечения правильности и законности определенных действий. Различают три вида контроля: предварительный (проводится до совершения хозяйственной операции); текущий (проводится во время осуществления операции); последующий – заключительный (проводится после совершения операции). По форме осуществления они схожи и имеют одну и ту же цель – способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым.
Рисунок 1.2. Функции бухгалтерского учёта в системе управления организацией В бухгалтерском учёте отражается весь кругооборот средств организации, источников их формирования и хозяйственные процессы. Учётная информация позволяет осуществлять контроль на различных стадиях производства, контролировать во всех деталях деятельность организации и её подразделений, анализировать её и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления. Можно выделить следующие основные сферы контроля: - соблюдение установленных правил оформления приёмки и отпуска товарно-материальных ценностей; - правильность и обоснованность применяемых цен; - правильность начисления заработной платы по всем основаниям, удержаний из начисленных сумм (налогов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды и др.); - правильность применения тарифных таблиц, должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплин;
- соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, расчётов и обязательств; - взыскание в установленные сроки дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платёжной дисциплины; - правильность определения прибыли, облагаемой налогом; - правильность определения прибыли, остающейся в распоряжении организации, и направлений её использования и др. Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.
Функция обеспечения сохранности имущества является продолжением контрольной. Её задача – обеспечение сохранности имеющихся в организации основных средств, материальных запасов, финансовых ресурсов. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары и др. Инструмент для реализации этой функции – инвентаризация имущества организации, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности; проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системе бухгалтерского учёта, вносятся ли необходимые уточнения и исправления, и увязываются ли показатели текущего учёта и фактические данные. Действенная система бухгалтерского учёта позволяет совместно с другими службами обеспечить сохранность собственности, создать заслон всевозможным видам хищений, порчи и потерь.
Информационная функция – одна из главных функций бухгалтерского учёта, данные которого являются основным источником информации, используемой на разных уровнях управления. На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объёма экономической информации организации. Чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, своевременной и оперативной. Только данные бухгалтерского учёта обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация бухгалтерского учёта позволяет управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение планов, разрабатывать перспективные планы развития организации.
Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учёт формирует и передаёт информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Системный бухгалтерский учёт обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации и её подразделений за определённый период. Используя обратную связь, с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдением экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации.
Аналитическая функция заключается в текущем анализе использования ресурсов, осуществления затрат, применения цен и т.п. Достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансово – хозяйственной деятельности организации и её подразделений. Специфические приёмы, методы и формы бухгалтерского учёта, широкое использование средств вычислительной техники, функционирование автоматизированных рабочих мест позволяют в необходимых случаях детализировать анализируемый показатель вплоть до данных первичных документов. Аналитическая функция позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.008 с.) |