Цели, задачи и функции бухгалтерского учёта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, задачи и функции бухгалтерского учёта



Из определения бухгалтерского учёта, приведённого в предыдущем параграфе, можно заключить, что основной целью бухгалтерского учёта является оперативное формирование полных и достоверных данных для обеспечения внутренних и внешних пользователей бухгалтерской информации, необходимой для выработки и принятия управленческих решений, а также для контроля за реализацией принятых решений.

Цель бухгалтерского учёта можно детализировать в зависимости от того, для каких групп пользователей собирается и обобщается информация:

- в отношении внешних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности, изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу пользователей для принятия решений;

- в отношении внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений.

Основные задачи бухгалтерского учёта указаны в законе «О бухгалтерском учёте» и в Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, её имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчётности;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, за сохранностью и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами, сметами;

- предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости организации и прогнозирование результатов работы организации на текущий и будущие периоды;

- содействие конкуренции на рынке.

 

Из определения бухгалтерского учёта, его целей и задач вытекает, что бухгалтерский учёт является самостоятельной подсистемой системы управления организацией. Следовательно, функции бухгалтерского учёта определяются общими функциями управления. Функции бухгалтерского учёта в системе управления хозяйственной деятельностью организации отражены на рисунке 1.2.

Контрольная функция имеет большое значение в условиях рыночных отношений и различных форм собственности. Эта функция обеспечивает контроль за целесообразностью выполняемых хозяйственных операций, их правовой обоснованностью. Процесс контроля состоит из следующих основных этапов:

- установления стандартов;

- измерения фактически достигнутых результатов;

- проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль – проверка с целью обеспечения правильности и законности определенных действий. Различают три вида контроля: предварительный (проводится до совершения хозяйственной операции); текущий (проводится во время осуществления операции); последующий – заключительный (проводится после совершения операции). По форме осуществления они схожи и имеют одну и ту же цель – способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым.

 

 
 

 

 


Рисунок 1.2. Функции бухгалтерского учёта в системе управления организацией

В бухгалтерском учёте отражается весь кругооборот средств организации, источников их формирования и хозяйственные процессы. Учётная информация позволяет осуществлять контроль на различных стадиях производства, контролировать во всех деталях деятельность организации и её подразделений, анализировать её и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.

Можно выделить следующие основные сферы контроля:

- соблюдение установленных правил оформления приёмки и отпуска товарно-материальных ценностей;

- правильность и обоснованность применяемых цен;

- правильность начисления заработной платы по всем основаниям, удержаний из начисленных сумм (налогов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды и др.);

- правильность применения тарифных таблиц, должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплин;

- соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, расчётов и обязательств;

- взыскание в установленные сроки дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платёжной дисциплины;

- правильность определения прибыли, облагаемой налогом;

- правильность определения прибыли, остающейся в распоряжении организации, и направлений её использования и др.

Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.

 

Функция обеспечения сохранности имущества является продолжением контрольной. Её задача – обеспечение сохранности имеющихся в организации основных средств, материальных запасов, финансовых ресурсов. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары и др.

Инструмент для реализации этой функции – инвентаризация имущества организации, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности; проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системе бухгалтерского учёта, вносятся ли необходимые уточнения и исправления, и увязываются ли показатели текущего учёта и фактические данные. Действенная система бухгалтерского учёта позволяет совместно с другими службами обеспечить сохранность собственности, создать заслон всевозможным видам хищений, порчи и потерь.

 

Информационная функция – одна из главных функций бухгалтерского учёта, данные которого являются основным источником информации, используемой на разных уровнях управления. На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объёма экономической информации организации. Чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, своевременной и оперативной. Только данные бухгалтерского учёта обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация бухгалтерского учёта позволяет управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение планов, разрабатывать перспективные планы развития организации.

 

Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учёт формирует и передаёт информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Системный бухгалтерский учёт обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации и её подразделений за определённый период. Используя обратную связь, с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдением экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации.

 

Аналитическая функция заключается в текущем анализе использования ресурсов, осуществления затрат, применения цен и т.п. Достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансово – хозяйственной деятельности организации и её подразделений. Специфические приёмы, методы и формы бухгалтерского учёта, широкое использование средств вычислительной техники, функционирование автоматизированных рабочих мест позволяют в необходимых случаях детализировать анализируемый показатель вплоть до данных первичных документов. Аналитическая функция позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.008 с.)