Кафедра финансов, денежного обращения и кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита



Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Учебное пособие

для студентов специальности «Менеджмент организации»

Калининград

Издательство

Российского государственного университета имени Иммануила Канта


Клочко С.Н.

Теория бухгалтерского учёта: Учебное пособие для студентов специальности «Менеджмент организации» – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2009. - 110с.

 

 

Рассматриваются основополагающие принципы, цель, задачи, предмет, объекты, метод, формы бухгалтерского учёта, нормативное регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации. Приведены тестовые задания для контроля знаний студентов и словарь основных терминов и определений, используемых в теории бухгалтерского учёта.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….5

Глава 1. Сущность бухгалтерского учёта……………………………………………6

1.1. Понятие и виды хозяйственного учёта……………………………………….7

1.2. Бухгалтерский учёт в системе управления организацией…………………..8

1.3. Цели, задачи и функции бухгалтерского учёта…………………………….10

1.4. Пользователи бухгалтерской информации………………….......………….13

1.5. Принципы бухгалтерского учёта……………………………………..……..15

Глава 2. Предмет и объекты бухгалтерского учёта………………….…………….18

2.1. Общая характеристика объектов бухгалтерского учёта…………….……..18

2.2. Основное равенство бухгалтерского учёта…………………………………19

2.3. Классификация хозяйственных средств организации……………………..20

2.4. Общая характеристика хозяйственных процессов…………………………26

2.5. Понятие и структура финансового результата……………………………..27

Глава 3. Метод бухгалтерского учёта………………………………………………31

3.1. Приёмы первичного наблюдения объектов бухгалтерского учёта:

документация и инвентаризация……………………………………………31

3.2. Приёмы стоимостного измерения объектов бухгалтерского учёта:

оценка и калькуляция……………………………………………………….35

3.3. Приёмы группировки и систематизации учётной информации:

счета и двойная запись………………………………………………………37

3.4. Классификация счетов бухгалтерского учёта……………………………..42

3.5. Обобщение данных синтетических и аналитических счетов…………….46

3.6. Приёмы комплексного обобщения учётной информации:

балансовое обобщение и отчётность……………………………………….50

Глава 4. Бухгалтерская отчётность организации………………………………….54

4.1. Общая характеристика бухгалтерской отчётности………………………..54

4.2. Структура и строение бухгалтерского баланса………………………...….55

4.3. Анализ бухгалтерского баланса…………………………………………….57

4.4. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс…………….59

Глава 5. Техника бухгалтерского учёта……………………………………………63

5.1. Учётные регистры: понятие, классификация………………………………63

5.2. Способы исправления ошибочных записей в учётных регистрах………..64

5.3. Формы бухгалтерского учёта……………………………………………….66

Глава 6. Регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации………77

6.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и

отчётности в Российской Федерации…………….………………………..77

6.2. Учётная политика организации…………………………………….……....79

6.3. Стандартизация и реформирование бухгалтерского учёта в

Российской Федерации………………………………………………..……81

6.4. Финансовый и управленческий учёт как подсистемы бухгалтерского

учёта…………………………………………………………….…..……….83

Тестовые задания для контроля знаний студентов………………...….…………87

Основные термины и определения……………………………….……….………92

Список рекомендуемых источников……………………………….…..………….98

Приложения…………………………………………………………….……..…….99

Приложение А. Базовые принципы бухгалтерского учёта……….…….……100

Приложение Б. План счетов бухгалтерского учёта финансово-

хозяйственной деятельности организаций……..…………………………..…101

Приложение В. Форма №1 – Бухгалтерский баланс………………..…..……105

Приложение Г. Техника основных методов анализа бухгалтерской

отчётности……………………………………………………..…………….…107

Приложение Д. Перечень положений по бухгалтерскому учёту,

вступивших в действие на 01 января 2009 года………………………………110


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» бухгалтерский учёт является общепрофессиональной дисциплиной.

Бухгалтерский учет отражает многочисленные процессы, происходящие в организации. На долю бухгалтерской информации приходится более 70% всего объёма экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учёт обеспечивает качественную информационную базу принимаемых управленческих решений.

Бухгалтерский учёт взаимосвязан со многими дисциплинами, изучаемыми студентами экономических специальностей. В частности, сущность объектов бухгалтерского учёта рассматривается в курсах «Экономическая теория», «Статистика», «Финансы и кредит», «Экономика фирмы», «Финансовый менеджмент».

Теория бухгалтерского учёта - база для понимания бухгалтерского учёта, основа организации всей системы бухгалтерского учёта. Изучение теории бухгалтерского учёта необходимо для понимания сущности бухгалтерского учёта, его места в системе управления организацией, основных экономических учётных категорий, используемых в практической деятельности.

Основными задачами изучения теории бухгалтерского учёта являются:

- рассмотрение бухгалтерского учёта как науки, основного источника достоверной информации, необходимой для эффективного управления организацией;

- получение методологического представления о месте и роли бухгалтерского учёта в условиях рыночных отношений;

- овладение теоретическими и практическими основами организации учётного процесса;

- изучение порядка ведения записей в первичных документах, системы счетов бухгалтерского учёта, технологии обработки учётной информации, учётных регистров и форм бухгалтерского учёта;

- ознакомление с системой нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации.

Учебное пособие состоит из шести глав. В первой главе изложены теоретические положения бухгалтерского учёта, раскрыты цели, задачи и принципы бухгалтерского учёта. Во второй главе даётся характеристика предмета и объектов бухгалтерского учёта. В третьей и четвёртой главах рассмотрены элементы метода бухгалтерского учёта: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, балансовое обобщение и отчётность. В пятой главе представлены вопросы техники и форм бухгалтерского учёта. В шестой главе рассмотрены проблемы регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

В пособии приведены тестовые задания для контроля знаний студентов и словарь основных терминов и определений, используемых в теории бухгалтерского учёта.

Изучение всех глав пособия обеспечит понимание теоретических основ бухгалтерского учёта.


 

Бухгалтерского учёта

Принцип документирования и регистрации означает, что любой факт хозяйственной жизни, имеющий непосредственное отношение к хозяйствующему субъекту, должен быть, во-первых, документально оформлен и, во-вторых, зарегистрирован в системе бухгалтерского учёта.

Принцип полноты предполагает, что все значимые для управленческих воздействий факты хозяйственной жизни должны быть отражены в системе бухгалтерского учёта. При этом используются два критерия: 1) значимость с позиции реальности отражения имущественного и финансового состояния; 2) экономическая обоснованность выявления и регистрации факта.

Смысл принципа своевременности состоит в том, что факт хозяйственной жизни следует регистрировать в момент его совершения или выявления.

Бухгалтерского учёта

Согласно принципу приоритета содержания перед формой факты хозяйственной жизни должны отражаться в системе бухгалтерского учёта исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Согласно принципу временно́й определенности фактов хозяйственной жизни факты хозяйственной жизни должны относиться к тому периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени движения материальных ценностей, поступления или выплаты денежных средств по этим операциям.

Согласно принципу соответствия (соотнесения) доходов и расходов при определении финансовых результатов доходы должны соотноситься с расходами, обусловившими эти доходы.

Согласно принципу консерватизма (осмотрительности или осторожности) в бухгалтерском учёте следует проявлять бо́льшую готовность к признанию расходов и обязательств, нежели доходов или активов.

Суть принципа последовательности применения учётной политики заключается в определённой предсказуемости методики, техники и технологии бухгалтерского учёта.

 

Бухгалтерского учёта

Принцип объективности в приложении к отчётным данным означает, что они неискажённо отражают имущественное и финансовое положение организации.

Принцип раскрытия имеет две взаимосвязанные трактовки: 1) придание гласности (доступность бухгалтерской информации для основных пользователей); 2) аналитическая расшифровка (достаточность аналитичности данных, генерируемых в системе бухгалтерского учёта и отражённых в отчётности).

Принцип существенности означает, что статьи бухгалтерской отчётности должны быть значимыми для управленческой деятельности.

Принцип унифицированности предполагает унифицированность бухгалтерской трактовки типовых фактов хозяйственной жизни, логики поведения бухгалтеров в специфических ситуациях, всех принципов, методов и техники учёта, в отношении отчётности – это декларирование определённого набора отчётных форм, наполняющих их статей, рекомендуемых группировок и методов оценки.

 

В нормативной и учебной литературе представлены другие перечни принципов бухгалтерского учёта, однако все они могут быть объяснены исходя их рассмотренных принципов. Основные правила ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации определены Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» (статья 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учёта»), допущения и требования установлены положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» и в обобщённом виде представлены в приложении А.

Допущения – это базовые принципы, предполагающие определённые условия, создаваемые хозяйствующими субъектами при постановке бухгалтерского учёта, которые не должны меняться, а требования – это основные принципы, обозначающие, что будут соблюдаться принятые правила организации и ведения бухгалтерского учёта.


Оценка и калькуляция

Второй элемент метода бухгалтерского учета – стоимостное измерение объектов бухгалтерского учёта – включает два приёма: оценка и калькуляция.

Оценка объектов бухгалтерского учёта необходима для реального определения состояния финансово-хозяйственной деятельности организации и зависит от видов объектов и целей учёта (при постановке объекта на учёт, для отражения в бухгалтерской отчётности, для налоговых расчётов, для статистической отчётности, прочих целей).

Оценка имущества и обязательств представляет собой способ выражения в бухгалтерском учёте и отчётности отдельных видов имущества и источников их образования в денежном измерении.

В соответствии с действующими нормативными документами в Российской Федерации установлен единый порядок оценки имущества и обязательств:

- имущество, обязательства и хозяйственные операции оцениваются в рублях;

- записи в бухгалтерском учёте по валютным счетам, по операциям с иностранной валюте проводятся в рублях путём пересчёта иностранной валюты по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи проводятся в валюте расчётов и платежей;

- бухгалтерский учёт имущества, обязательства и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округлённых до целых рублей. Возникающие суммовые разницы относят на результаты хозяйственной деятельности.

Виды оценки имущества организации по составу и размещению представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1. Оценка отдельных видов имущества

Вид имущества Вид оценки
в учёте в отчётности
Нематериальные активы по первоначальной стоимости по остаточной стоимости
Основные средства по первоначальной или восстановительной стоимости по остаточной стоимости
Доходные вложения в материальные ценности по первоначальной стоимости
Финансовые вложения в сумме фактических затрат для инвестора
Материальные ресурсы по фактической себестоимости или по учётным ценам
Денежные средства в размере их остатка в российской и иностранных валютах в кассе, на расчётных и валютных счетах

 

Таким образом, денежная оценка – способ выражения хозяйственных средств и источников их образования в обобщающем денежном измерителе. Используется для получения сводных показателей по различным хозяйственным операциям и средствам. При помощи денежной оценки осуществляется перевод натуральных и трудовых показателей в стоимостные. Она даёт возможность обобщать в едином стоимостном показателе различные виды материальных ценностей.

Используют следующие принципы денежной оценки:

- принцип единства, т.е. использование единых методов, способов оценки в различных отраслях, в различных организациях; на отдельных этапах производственного процесса;

- принцип реальности, т.е. оценка базируется на фактической себестоимости.

 

Калькуляция - способ измерения себестоимости путём обобщения разнородных затрат в едином денежном измерителе и группировки их по видам продукции, работ, услуг.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Используются следующие основные виды группировки затрат:

- по объектам (является основанием группировки затрат для расчёта себестоимости; показывает, себестоимость чего определяется); объекты калькулирования: один продукт, комплекс продуктов, изделие, часть изделия, группа изделий, вид работ, вид услуг;

- по элементам затрат (отражает информацию о том, что израсходовано и сколько); элементы затрат: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); расходы на оплату труда; отчисления на социальное страхование и обеспечение; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие затраты.

- по статьям затрат (статьям себестоимости) (отражает информацию о назначении затрат, об их роли в формировании себестоимости; отвечает на вопрос: на что и сколько израсходовано). Для исчисления себестоимости отдельного вида продукции затраты группируются по калькуляционным статьям:

1) сырьё и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) топливо, энергия на технологические нужды;

4) покупные изделия, производственные услуги сторонних организаций;

5) основная зарплата производственных рабочих;

6) дополнительная зарплата производственных рабочих;

7) отчисления на социальные нужды;

8) расходы на освоение и подготовку производства;

9) общепроизводственные расходы;

10) общехозяйственные расходы;

11) потери от брака;

12) прочие производственные затраты.

Производственная себестоимость (сумма показателей п.п.1-12);

13) коммерческие (внепроизводственные) расходы

Полная себестоимость (производственная себестоимость плюс коммерческие расходы).

Производственная себестоимость характеризует состав и величину затрат, осуществленных в ходе производства. Полная себестоимость больше производственной на величину затрат, связанных со сбытом. Исчисление фактической себестоимости готовой продукции, товарно-материальных ценностей служит для определения финансового результата хозяйственной деятельности организации.

В течение месяца затраты учитываются по нормативной себестоимости. В конце месяца с учётом отклонений от норм и их изменения рассчитывают фактическую себестоимость всей продукции (ФС) по формуле (3.1):

 

ФС = НС ± ОН ± ИН, (3.1)

 

где НС – нормативная себестоимость;

ОН – отклонение фактических затрат от норм (экономия – фактическая себестоимость меньше нормативной, или перерасход – фактическая себестоимость больше нормативной);

ИН - изменение внутри норм (в сторону увеличения или уменьшения).

Фактическую себестоимость единицы продукции (ФС(1))можно определить по формуле (3.2):

 

ФС(1) = ФС / КП, (3.2)

 

где КП – количество продукции.

 

 

3.3. Приёмы группировки и систематизации учетной информации:

Счета и двойная запись

 

Система хранения бухгалтерской информации состоит из счетов.

Счёт – способ отражения и группировки показателей хозяйственных операций по экономически однородным объектам средств и источников. Количество счетов, их номера, названия и содержание регламентируются государством и оформляются в виде типового Плана счетов и Инструкции по его применению.

Действующий типовой План счетов бухгалтерского учёта финансово – хозяйственной деятельности организаций утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94н (приложение Б). На основе типового Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учёта, который содержит полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учёта в данной организации.

В Плане счетов счета сгруппированы в соответствии с экономическими особенностями учитываемых объектов в 8 разделов; отдельно выделены забалансовые счета. В таблице 3.2 дана краткая характеристика разделов.

 


Таблица 3.2. Краткая характеристика разделов типового Плана счетов

Номер раздела Наименование раздела Счета раздела сообщают информацию
I Внеоборотные активы о наличии и движении основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов организации, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием
II Производственные запасы о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хозяйственных нужд; средств труда, включаемых в оборот, а также операций, связанных с их приобретением
III Затраты на производство о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу).
IV Готовая продукция о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров
V Денежные средства о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, на расчётных, валютных и других счетах, а также ценных бумаг, платёжных и расчётных документов
VI Расчёты обо всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.  
VII Капитал о состоянии и движении капитала организации
VIII Финансовые результаты о доходах и расходах организации, а также выявлении конечного финансового результата деятельности организации за отчётный период
Забалансовые счета о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации

 

Счёт представляет собой таблицу. Элементами счета являются:

- наименование и номер счёта (позволяют идентифицировать (определить) объект учёта);

- две части счёта: дебет (от лат. «он должен») – левая сторона счёта, кредит (от лат. «он верит») – правая сторона счёта;

- показатели счета:

- са́льдо показывает величину остатка, наличие объекта учёта на определённую дату (на начало и конец отчётного периода). Порядок расчёта сальдо следующий:

 

сальдо конечное = сальдо начальное + одноимённый оборот - противоположный оборот (3.3)

 

- показатель хозяйственной операции отражает величину единичного изменения объекта учёта;

- оборот показывает величину суммарного однонаправленного изменения объекта учёта, движение объекта учёта. Порядок его расчёта: оборот равен сумме показателей хозяйственных операций, записанных по одной стороне счёта.

На рисунке 3.2 приведен пример оформления счёта.

Рисунок 3.2. Пример оформления счёта

 

Наиболее распространена классификация счетов по следующим основаниям:

по характеру учитываемых объектов:

- активные счета;

- пассивные счета;

- активно – пассивные счета;

по степени детализации показателей:

- синтетические счета;

- субсчета;

- аналитические счета.

Активные счета предназначены для учёта хозяйственных средств по их составу и размещению. Пассивные счета – для учёта источников хозяйственных средств по их целевому назначению. По активно – пассивным счетам объект учёта в разные периоды времени, в разных ситуациях имеет разный характер.

Остатки (сальдо) на счетах бухгалтерского учёта определяются на первое число каждого месяца. Сальдо по активным счетам всегда находится в дебете счёта (дебетовое сальдо) и рассчитывается следующим образом: к дебетовому сальдо по соответствующему счету на начало отчётного периода прибавляются обороты по дебету данного счёта и вычитаются обороты по кредиту счёта; в результате получаем сальдо (остаток) по дебету данного счёта на конец отчётного периода (формула 3.4):

 

СКД = СНД + ОБД – ОБК, (3.4)

 

где СКД – сальдо конечное (дебетовое);

СНД - сальдо начальное (дебетовое);

ОБД – оборот по дебету;

ОБК – оборот по кредиту.

Примеры активных счетов: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 50 «Касса» и др. Сальдо (остатки) по активным счетам отражаются в активе баланса.

Сальдо по пассивным счетам всегда кредитовое и определяется прибавлением к кредитовому сальдо на начало отчётного периода оборотов по кредиту счёта и вычитанием из полученного итога оборотов по дебету счёта (формула 3.5):

 

СКК = СНК + ОБК – ОБД, (3.5)

где СКК – сальдо конечное (кредитовое);

СНК - сальдо начальное (кредитовое).

Примеры пассивных счетов: 02 «Амортизация основных средств», 60 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и др. Сальдо (остатки) по пассивным счетам отражаются в пассиве баланса.

Сальдо по активно – пассивным счетам может быть как дебетовое, так и кредитовое, или развёрнутое (одновременно по дебету и кредиту счёта). Активно – пассивные счета: 71 «Расчёты с подотчётными лицами», 75 «Расчёты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Например, по счету 76 у организации может быть либо дебиторская задолженность (когда организации должен дебитор), либо кредиторская задолженность (когда должна организация), либо и дебиторская, и кредиторская задолженности (когда одни клиенты должны организации, а по другим числится задолженность за организацией). Сальдо по активно – пассивным счетам отражаются либо в активе, либо в пассиве баланса, либо в активе и пассиве баланса одновременно (развёрнутое сальдо по счетам).

Синтетические счета (счета I-го порядка) обеспечивают получение обобщающих показателей, характеризующих состояние объекта учёта, отражены в Плане счетов (например, счёт 10 «Материалы»); имеют только стоимостное выражение.

Субсчета (счета II -го порядка) обладают признаками синтетических и аналитических счетов; отражены в Плане счетов (например, счета 10.1 «Сырьё и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия», 10.3. «Топливо»); имеют только стоимостное выражение.

Аналитические счета (счета III – го порядка и ниже) детализируют данные синтетических счетов (например, счета 10.1.1 «Ткань шёлковая», 10.1.2 «Фурнитура», 10.1.3 «Ткань хлопчатобумажная»); имеют не только стоимостное, но и количественное выражение.

Субсчета и аналитические счета вводятся для целей оперативного и управленческого учёта, для организации и осуществления внутрихозяйственного контроля и содержат детализацию данных синтетических счетов. Схематично система счетов представлена на рисунке 3.3.

Записи на синтетические и аналитические счета производятся на основе одних и тех же документов. Учёт на синтетических счетах называется синтетическим учётом, на аналитических счетах – аналитическим учётом.

Синтетический учёт – это учёт обобщенных данных бухгалтерского учёта о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определённым экономическим признакам.

Аналитический учёт – это учёт, который ведется в лицевых, материальных, иных аналитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта.

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами состоит в следующем:

- аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;

- операция, записанная по синтетическому счёту, должна быть обязательно отражена на соответствующих аналитических счетах, открытых к данному синтетическому счёту;

- на синтетическом счёте операция записывается общей суммой, а на аналитических счетах – частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму;

- запись в аналитическом счёте производится на ту же сторону, что и в синтетическом счёте, т.е. их строение одинаковое.

 

 

 


Рисунок 3.3. Система счетов в зависимости от детализации показателей

Двойная запись - способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, когда одинаковая сумма записывается по дебету одного счёта и по кредиту другого. Двойная запись имеет большое значение для контроля, т.к. сумма оборотов по дебету всех счетов должна равняться сумме оборотов по кредиту всех счетов. Если такого равенства нет, то это свидетельствует об ошибке, допущенной в записях, либо в подсчётах итогов. На рисунке 3.4 представлена схема записи на активных и пассивных счетах.

 

Рисунок 3.4. Схема записи на счетах

 

 

Например, отразим на счетах бухгалтерского учёта следующую хозяйственную операцию: с расчётного счета в кассу поступило 200 000 руб. В таблице 3.3 проведен анализ взаимосвязанных объектов учёта, которые участвуют в данной операции.

 

Таблица 3.3. Анализ объектов учёта

Объект учёта Расчётный счет Касса
Номер счёта    
Характер счёта активный активный
Характер изменений на счёте - (уменьшение, расход) + (увеличение, приход)

 

Хозяйственная операции будет записана на счетах бухгалтерского учёта с использованием двойной записи: по дебету одного счёта и по кредиту другого счета записывается одинаковая сумма (сумма хозяйственной операции) (рисунок 3.5).

Рисунок 3.5. Двойная запись на взаимосвязанных счетах

 

Взаимосвязь между счетами, возникающая под влиянием хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов; счета, между которыми возникает такая связь, – корреспондирующими счетами. В примере корреспондирующие счета 50 и 51. Выражение корреспонденции счетов по конкретной операции называется бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью. Бухгалтерская проводка (запись) – это указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции. В примере бухгалтерская проводка может быть записана следующим образом:

Дебет 50 Кредит 51 200 000.

 

Формы бухгалтерского учёта

 

Бухгалтерский учёт ведётся в многочисленных учётных регистрах (книгах, карточках, журналах, ведомостях, отдельных листах), записи в которые могут вноситься в различной последовательности. Это приводит к образованию разнородных форм бухгалтерского учёта.

Под формой бухгалтерского учёта понимается совокупность учётных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учёта, методику и технику регистрации хозяйственных операций, технологию и организацию учётного процесса. Форма бухгалтерского учёта характеризуется следующими признаками:

- количеством применяемых регистров, их назначением, содержанием и внешним видом;

- взаимосвязью хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учёта;

- последовательностью и способами записей в учётные регистры;

- степенью использования средств автоматизации в бухгалтерском учёте.

Организациям предоставлено право выбирать форму бухгалтерского учета самостоятельно. В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учёта:

- форма «Журнал – Главная»;

- упрощённая форма для малых предприятий;

- мемориально – ордерная форма;

- журнально – ордерная форма;

- автоматизированная форма.

На основе рекомендуемых форм организации могут разрабатывать свои формы, совершенствовать учётные регистры, создавать компьютерные программы регистрации и обработки учётной информации. При этом должно быть выполнено следующее условие – соблюдение общих методологических принципов в технике и технологии обработки учётной информации.

 

В Российской Федерации

 

Информация, отражаемая в бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций, должна быть объективно и однозначно трактуема пользователями, принимающими на её основе управленческие решения. Различия в области финансового учёта и отчётности организаций различных стран приводить к тому, что данные о состоянии и результатах деятельности этих организаций становятся несопоставимыми. В связи с этим объективной тенденцией является процесс гармонизации, унификации и стандартизации правил составления финансовой отчётности на международном уровне.

Наиболее значимыми в настоящее время стандартами финансовой отчётности являются МСФО (международные стандарты финансовой отчётности), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (International Accounting Standards, IAS) – международной профессиональной организацией, созданной в 1973 году, объединяющей представителей 150 профессиональных бухгалтерских организаций из 110 стран.

Основные задачи Комитета по международным стандартам финансовой отчётности:

- разработка в общественных интересах единого комплекта высококачественных, понятных и применяемых глобальных учётных стандартов, которые позволяют формировать прозрачную и сопоставимую информацию, представляемую в финансовой отчётности, помогающей участникам мирового рынка капитала и другим пользователям принимать экономические решения;

- содействие практическому использованию этих стандартов;

- осуществление сближения национальных и международных учётных стандартов.

Разрабатываемые Комитетом международные стандарты финансовой отчётности (в настоящее время их более тридцати) носят рекомендательный характер, однако их применяемость в мире возрастает.

Российская Федерация проводит реформирование системы бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности по следующим основным направлениям:

- принимаются новые положения по бухгалтерскому учёту;

- проводится переподготовка кадров;

- осуществляется перевод текстов МСФО на русский язык;

- разрабатывается концепция перехода на МСФО.

 

Система бухгалтерского учёта, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации системы бухгалтерского учёта и отчётности.

В 1992 году была утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В 1997 году была создана Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.

В 1998 году постановлением Правительства РФ №283 от 6 марта 1998 года утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Цель реформирования – приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики международных стандартов финансовой отчётности.

Для достижения поставленной цели были определены основные задачи реформирования:

- совершенствование нормативного и правового регулирования (в первую очередь, внесение корректив в гражданское и налоговое законодательство);

- формирование нормативной базы (стандартов) бухгалтерского учёта – положений по бухгалтерскому учёту;

- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учёта;

- методическое обеспечение бухгалтерского учёта: разработка инструкций, методических указаний, комментариев;

- кадровое обеспечение;

- международное сотрудничество.

Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010 г.г.) (одобрена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2004г. №180) разработана по решению Правительства Российской Федерации и направлена на повышение качества учётной и отчётной информации и обеспечение гарантированного дос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.152 с.)