Балансовое обобщение и отчётность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балансовое обобщение и отчётность



Четвёртый элемент метода бухгалтерского учёта – комплексное обобщение учётной информации.

Суть балансового обобщения состоит в следующем:

- двойственный характер отражения: учитываемый объект отражается в двух аспектах: средства – источники;

- уравненность показателей: общие итоги двух аспектов должны быть равны;

- синтетичность: показатели имеют обобщённый характер.

Балансовое обобщение реализуется в бухгалтерском учёте в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский баланс:

как элемент метода бухгалтерского учёта – это способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и источников их формирования на определённую дату в стоимостном выражении;

как форма бухгалтерской отчётности – это совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих состояние средств организации и источников их формирования на определённую дату в стоимостном выражении (приложение В).

Внешний вид баланса – таблица, состоящая из двух частей (актива и пассива), нескольких (пяти) разделов и статей. Статьи баланса предназначены для оценки отдельных видов или групп однородных средств или источников. Валюта баланса – общий итог баланса (по активу и пассиву). Схема бухгалтерского баланса приведена в таблице 3.12.

 

Таблица 3.12. Схема бухгалтерского баланса

АКТИВ ПАССИВ
Группировка имущества по составу и функциональной роли Сумма Группировка имущества по источникам образования и целевому назначению Сумма
БАЛАНС (итог актива)   БАЛАНС (итог пассива)  

Различают два вида статей баланса:

- основные характеризуют величину средств или источников по методике, предусмотренной правилами оценки соответствующего объекта учёта (например, «Основные средства», «Нематериальные активы»);

- регулирующие обеспечивают уточнение, регулировку основных статей, позволяют определить реальную их величину на данный момент (например, «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов»).

В соответствии с данной классификацией статей баланса различают два вида балансов. Баланс – брутто содержит основные и регулирующие статьи. Баланс – нетто содержит основные статьи, уменьшенные на величину регулирующих статей (способ регулировки – вычитание).

На рисунке 3.6 представлены различные виды балансов в зависимости от их целевого назначения.

 


Рисунок 3.6. Классификация балансов в зависимости от целевого назначения

 

Вступительный баланс отражает активы организации и её обязательства в начале её деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал и внесённое учредителями имущество.

Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные и заключительные, которые формируются на начало и конец отчётного года, и промежуточные, которые формируются ежемесячно, за 1-й квартал, за полугодие, за 9 месяцев.

Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные – на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную.

Сводные балансы составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерств и ведомств.

Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и её дочерних организаций.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные). Имущество отражается не по учётной оценке, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.

Отчётность – способ заключительного обобщения учётной информации об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его хозяйственной деятельности по установленным формам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. Формы отчётности – таблицы, показатели которых утверждены действующим законодательством.

По видам отчётность подразделяется на оперативную, бухгалтерскую, статистическую и налоговую (таблица 3.7).

 


Рисунок 3.7. Виды отчётности организации

 

Оперативная отчётность составляется на основе данных оперативного учёта и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, неделю, декаду и т.п. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и продажи продукции.

Бухгалтерская отчётность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам. Бухгалтерская отчётность разделяется на индивидуальную бухгалтерскую отчётность, консолидированную финансовую отчётность и управленческую отчётность.

Индивидуальная бухгалтерская отчётность выполняет две функции: информационную (характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности организации) и контрольную (обеспечивает системный контроль достоверности данных бухгалтерского учёта). Главная задача индивидуальной бухгалтерской отчётности – обеспечение пользователей качественной, надёжной и сопоставимой информацией об организации. Она составляется по российским стандартам, разрабатываемым на основе международных стандартов финансовой отчётности (МСФО).

Состав индивидуальной бухгалтерской отчётности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учёте»:

1) бухгалтерский баланс (форма №1);

2) отчёт о прибылях и убытках (форма № 2);

3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках;

4) отчёт об изменениях капитала (форма №3);

5) отчёт о движении денежных средств (форма № 4);

6) приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

7) пояснительная записка (за исключением малых предприятий);

8) специализированные формы;

9) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам проверки бухгалтерской отчётности, обязательной по законодательству.

Содержание и периодичность бухгалтерской отчётности определены в положении по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации». Отчётным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Годовая бухгалтерская отчетность в обязательном порядке предоставляется учредителям, государственным налоговым органам, органам государственной статистики.

Консолидированная финансовая отчётность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Выполняет информационную функцию. Предоставляется заинтересованным пользователям. Главная задача консолидированной финансовой отчётности - обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надёжной и сопоставимой информации по группе хозяйствующих субъектов. Составляется по МСФО, подвергается обязательному аудиту и публикации.

Управленческая отчётность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом. Её содержание, сроки, формы и порядок составления определяются самой организацией самостоятельно.

Составление бухгалтерской отчётности является завершающим этапом учётного процесса; в ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учёта.

Налоговая отчётность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей, установленных законодательством и обязательна для составления хозяйствующим субъектом, включает расчёты по видам налогов:

- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;

- налоговый расчёт по акциям;

- налоговая декларация по налогу на прибыль организации (расчёт налога на прибыль организации);

- расчёт по налогу на имущество предприятия (расчёт стоимости имущества) и др.

 

Статистическая отчётность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учёта и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и стоимостном выражении. Утверждены унифицированные формы федерального государственного статистического наблюдения для юридических лиц:

1) форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

2) форма № П-2 «Сведения об инвентаризации»;

3) форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;

4) форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.013 с.)