Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз)



Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз)

 

 

Кафедра океанотехники и энергетических установок

 

А.М. Воронин

 

 

Общесудовые системы и устройства.

Проектирование трюмно-балластных систем

Методические указания к выполнению курсовой работы.

 

Северодвинск

2015

 

 

Общесудовые системы и устройства. Проектирование трюмно-балластных систем. Методические указания к выполнению курсовой работы/Сост. А.М. Воронин – Северодвинск: САФУ, 2015.- 47 с.

 

Пособие предназначено для студентов направления 26.03.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры", профиля «Судовые энергетические установки» (всех форм обучения) и содержит указания к проектированию трюмно-балластных систем морских транспортных судов, порядок разработки схем и выполнения расчётов систем и требования к оформлению курсовой работы. Приведен список справочной литературы и нормативной документации, необходимой при выполнении курсовой работы.

 

САФУ, 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Назначение трюмно-балластных систем и анализ предъявляемых к ним требований. 5

2. Проектирование компоновки трюмно-балластных систем и их расчёт. 9

3. Заключение. 37

4. Требования к оформлению курсовых работ. 38

5. Список литературы. 39

Приложение I. Сортамент труб. 41

Приложение II. Характеристики некоторых насосов. 42


ВВЕДЕНИЕ

 

Трюмно-балластные системы, являющиеся объектом проектирования в данной курсовой работе, имеют важное общесудовое значение. Они обеспечивают живучесть и основные мореходные качества судна, такие как плавучесть и остойчивость. При их проектировании необходимо решать вопросы охраны окружающей среды. Проектирование этих систем включает в себя большую часть общеинженерных задач, встречающихся при проектировании других общесудовых систем.

При проектировании общесудовых систем существует следующий порядок приоритетов [6]:

1. Соответствие техническому заданию на проектирование судна (учёт особенностей судна, определяющих общую архитектуру систем);

2. Выполнение требований судостроительных нормативных документов (Правила РМРС, международные конвенции, руководящие документы и отраслевые стандарты);

3. Обеспечение работоспособности систем в условиях эксплуатации, подтверждаемое соответствующим расчётом;

4. Минимизация материальных и энергетических затрат.

При выполнении данной курсовой работы должны быть безусловно выполнены первые три приоритета. Строгое подтверждение четвёртого расчётами не требуется, однако студент должен учитывать это требование при выборе конструктивных решений в процессе проектирования систем и уметь аргументировать свои решения с этой точки зрения.

Таким образом, курсовая работа направлена на развитие умения самостоятельной разработки схем систем с учётом требований нормативных документов и особенностей судна, получение навыков самостоятельного выполнения расчётов систем и выбора оборудования, навыков оформления конструкторской документации.

Исходным материалом для выполнения курсовой работы, кроме задания, является план общего расположения судна, на котором показано расположение всех непроницаемых переборок, балластных цистерн, топливных и масляных цистерн, оборудования в машинном отделении, нанесена шкала практических шпангоутов.

В соответствии с вышесказанным, во Введении к курсовой работе студентом должны быть раскрыты следующие вопросы: место трюмно-балластных систем в обеспечении живучести и мореходных качеств судна, постановка цели и задач курсовой работы в соответствии с порядком приоритетов при проектировании.


НАЗНАЧЕНИЕ ТРЮМНО-БАЛЛАСТНЫХ СИСТЕМ И АНАЛИЗ ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫХ К НИМ ТРЕБОВАНИЙ

 

1.1. Назначение проектируемых систем.

В данном подразделе следует конкретизировать, какие системы входят в группу трюмно-балластных систем для данного судна, и охарактеризовать их назначение.

 

1.2. Анализ особенностей судна, влияющих на общую архитектуру систем.

В данном подразделе следует дать общую характеристику судна, для которого проектируются системы (назначение, архитектурно-конструктивный тип, количество трюмов, тип грузового устройства, технические характеристики), а так же обозначить те особенности судна, которые влияют на технический облик проектируемых систем.

Пример построения общей характеристики судна (контейнеровоз):

"Архитектурно-конструктивный тип данного судна характерен для всех современных контейнеровозов. Судно имеет избыточный надводный борт и большое раскрытие палубы, исключающее операцию горизонтального перемещения груза в трюмах. Судно имеет двойное дно и двойные борта, простирающиеся на всём протяжении грузовой зоны.

Для размещения контейнеров предусмотрены семь грузовых трюмов, из них шесть расположены перед машинным отделением и один в кормовой части. Трюма имеют ячеистую структуру и оборудованы вертикальными направляющими угольниками. Грузовое устройство на судне не предусмотрено, все погрузочно-разгрузочные работы выполняются береговыми средствами. Крышки люков — понтонного типа, снимаемые и устанавливаемые также береговыми средствами."

Технические характеристики (длина, ширина, высота борта, осадка, дедвейт, водоизмещение в грузу, водоизмещение порожнем, контейнеровместимость, скорость хода, тип главного двигателя, тип и количество движителей, численность экипажа) можно оформлять в виде таблицы.

Различные типы судов имеют свои особенности, так или иначе влияющие на технический облик трюмно-балластных систем. В качестве примеров приводятся характеристики особенностей для наиболее распространённых типов морских транспортных судов - контейнеровозов, навалочных судов и танкеров.

Пример краткой характеристики особенностей для контейнеровоза:

"Особенностью судов-контейнеровозов является высокий борт и наличие палубного груза, что приводит к повышенному расположению центра тяжести по сравнению с другими грузовыми судами и требует особого внимания к обеспечению остойчивости судна при различных вариантах загрузки. Для решения этой задачи часто предусматривается не только большое количество балластных цистерн и, соответственно, довольно сложная балластная система, но и наличие отдельной противокреновой системы, способной обеспечить оперативное спрямление крена, т.к. именно поперечная остойчивость имеет решающее значение для надводных судов. Большинство балластных цистерн располагаются в двойном дне с целью приёма балласта не только для обеспечения требуемой посадки судна в балластном переходе, но и в грузу для понижения центра тяжести и увеличения метацентрической высоты".

Пример краткой характеристики особенностей для навалочного судна:

"Особенностью навалочных судов является пониженное расположение центра тяжести по сравнению с другими грузовыми судами при перевозке грузов большой плотности. Вызванная этим избыточная остойчивость приводит к слишком порывистой качке, что отрицательно влияет на обитаемость судна. В связи с этим на навалочных судах предусматриваются не только междудонные цистерны для размещения балласта, обеспечивающего требуемую посадку судна в балластном переходе, но и отдельные подпалубные цистерны, в которых размещается балласт для повышения центра тяжести судна в грузу и уменьшения метацентрической высоты. Кроме того, относительно большое количество балласта требует значительной подачи балластных насосов".

Пример краткой характеристики особенностей для танкера:

"Особенностью танкеров является малое количество осушаемых помещений - в связи с тем, что большая часть судна занята танками с жидким грузом. При этом основной осушительной системой фактически обслуживается только машинное отделение, поскольку грузовое насосное отделение (при его наличии) в соответствии с Правилами РМРС требует автономного осушения, а помещения форпика осушаются автономно традиционно в силу совокупности общих для всех судов причин. Кроме того, относительно большое количество балласта при ограничении времени погрузочно-разгрузочных (а соответственно, и выполняемых одновременно балластных) операций требует значительной подачи балластных насосов".

 

1.2. Анализ требований нормативных документов к проектируемым системам.

В данном подразделе следует привести нормативные документы, формулирующие требования и рекомендации к проектированию трюмно-балластных систем, и кратко охарактеризовать эти требования (обязательность выполнения, область распространения).

Основным источником требований, обязательных для выполнения при проектировании судов, являются «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства [14]. Требования к трюмно-балластным системам в основном содержатся в части VIII “Системы и трубопроводы» (разделы 1, 2, 4, 5, 7 и 8).

Раздел 2 «Металлические трубопроводы» формулирует требования к трубопроводам трюмно-балластных систем: материалы, минимальные толщины стенок, типы соединений, максимально допустимые скорости течения воды в трубопроводах.

Раздел 4 «Арматура» формулирует требования к расположению и маркировке арматуры, в том числе донной и бортовой, и отверстиям в наружной обшивке судов.

Раздел 5 «Прокладка трубопроводов» формулирует требования к прокладке трубопроводов через различные помещения, переборки и цистерны.

Раздел 7 «Осушительная система» и раздел 8 «Балластная, креновая и дифферентная системы» формулируют ряд требований конкретно к трюмно-балластным системам: количество и минимальная подача осушительных и балластных насосов, минимальные диаметры трубопроводов, требования к осушению помещений различного назначения, к применяемой арматуре.

Выдвигаемые требования, несмотря на их многообразие, направлены прежде всего на обеспечение безопасности и надёжности (предотвращение гибели судна и нанесения вреда здоровью экипажа и окружающей среде при повреждении какого-либо элемента систем, защита элементов систем от повреждений, коррозии и эрозии), а так же на обеспечение удобства обслуживания и ремонта систем.

Часть VIII Правил хотя и является основной по части требований к трюмно-балластным системам, но не единственной. Современные суда как правило имеют высокий уровень автоматизации, а в части XV«Автоматизация» Правил РМРС содержатся требования к автоматизированным осушительным системам машинных отделений.

Ряд правил и рекомендаций к проектированию трюмно-баластных систем, а так же примерные схемы компоновки приводятся в РД5.5270-85 "Системы трюмные и балластные судовые. Правила проектирования" [19]. Во многом они пересекаются с требованиями Правил Российского морского регистра судоходства, но в отличие от являющихся строго обязательными Правил Регистра, РД содержит ряд положений, имеющих рекомендательный характер.

Серьёзные требования предъявляются к трюмно-балластным системам современных судов международными конвенциями в части предотвращения загрязнения морской среды.

Так, приложение I Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ) формулирует правила по предотвращению загрязнения нефтью с судов. Согласно этим правилам, вода из машинного отделения, в которой могут содержаться нефтепродукты, не может сливаться напрямую за борт. Для хранения таких нефтесодержащих (льяльных) вод на судне должна быть предусмотрена сборная цистерна соответствующей ёмкости и трубопровод выдачи вод из этой цистерны на берег, обслуживаемые отдельным насосом. Для возможности сброса за борт в разрешённых районах нефтесодержащие воды должны пройти очистку в сепараторе льяльных вод, соответствующем резолюции ИМО МЕРС.107(49) и обеспечивающем очистку до нефтесодержания не более 15 частей на млн. Требуемая производительность сепаратора зависит от водоизмещения судна.

Экологические требования предъявляются на сегодняшний день и к балластным системам. Проблема состоит в том, что попавшие в цистерны вместе с балластом водные организмы и возбудители опасных болезней при сбросе балласта в другом районе Мирового океана попадают в местную экосистему, где они являются чужеродными. Способные к адаптации организмы начинают борьбу за выживание, что может привести к нарушению баланса экосистемы и к трансграничному биологическому загрязнению [8].

Согласно Международной конвенции о контроле балластных вод и осадков и управлению ими (2004), все новые суда и суда, находящиеся в эксплуатации, должны оснащаться системами управления балластными водами (СУБВ), обеспечивающими полное уничтожение вредных морских микроорганизмов и контроль качества обработки балластных вод [23]. Такая система была разработана в России ФГУП «Крыловский государственный научный центр» совместно с ЗАО «ЦНИИ СМ», «ООО «НПО ЭНТ» и Российским государственным гидрометеорологическим университетом [8, 20]. Модуль СУБВ-250 с номинальной производительностью 250 м3/ч состоит из блока СУБВ-Ф-250, обеспечивающего обезвреживание балластных вод методом фильтрации (задерживая организмы и взвешенные частицы размером 50 мкм и крупнее) и блока СУБВ-УФ-250, обеспечивающего обезвреживание балластных вод воздействием ультрафиолетового излучения (уничтожает организмы размером менее 50 мкм — планктон, бактерии и вирусы), а также приборов контроля. При заполнении балластных цистерн вода проходит последовательно через блоки СУБВ-Ф-250 и СУБВ-УФ-250, а при откачке балласта – только через блок СУБВ-УФ-250.


 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНОВКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В разделе "Заключение" курсовой работы производится обобщение и анализ результатов проектирования систем. Даётся краткая характеристика каждой системы (принцип компоновки, оценка выполнения требований нормативных документов при проектировании, количество насосов и их марка, вывод о работоспособности системы по результатам проверки условий работы насоса в системе, главные характеристики систем — расход, напор, время балластных операций с оценкой его соответствия заданному). Следует упомянуть возникшие при проектировании трудности и применённые методы их устранения, а также оригинальные конструктивные решения с их обоснованием (при их наличии, разумеется).


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Пояснительная записка содержит 60-70 листов печатного текста (вместе с Приложениями), аккуратно выполненного на одной стороне стандартных листов бумаги формата А4. Содержание пояснительной записки: титульный лист, лист задания, содержание, введение, назначение трюмно-балластных систем и анализ предъявляемых к ним требований, проектирование компоновки трюмно-балластных систем и их расчёт, заключение, список использованных источников, а так же Приложения - комплект разработанных проектно-конструкторских документов, являющихся основным результатом работы.

2. Нумерация таблиц и рисунков сквозная.

3. Ссылки на источники оформляются следующим образом: [1, стр.131]. Ссылка делается на номер источника в перечне использованной литературы.

4. Источники в перечне использованной литературы пишутся в алфавитном порядке.

5. Все листы пояснительной записки нумеруются, начиная с титульного листа. Номера листов проставляются на всех листах, кроме титульного и листа задания. Таким образом, лист 2 – это задание на курсовую работу, лист 3 – содержание.

6. Оформление пояснительной записки (кроме Приложений) должно соответствовать всем требованиям стандарта СТО САФУ 89-03.05-2013 «Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся» [21].

Товарищи студенты, помните, что аккуратность и грамотность оформления проектно-конструкторских документов является важным фактором, влияющим на итоговую оценку за курсовую работу!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александров А.В. Судовые системы. – Л.: Судпромгиз, 1966, 2012.

2. ГОСТ 2.701-2008 ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению.

3. ГОСТ 7958–78. Насосы центробежные судовых систем. Типы и основные параметры.

4. ГОСТ 8732–78. Трубы стальные бесшовные горячедеформированные.

5. ГОСТ 8734–75. Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные.

6. Двойченко Ю.А. Основы проектирования общесудовых систем. Часть 1. - Н.Новгород, 2012.

7. Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. – М.: Машиностроение, 1992.

8. Дроздов В.В. Трансграничное загрязнение морских экосистем балластными водами крупнотоннажных судов и технологии его предотвращения // Экология и промышленность России, октябрь 2014. – С. 38 – 43.

9. ЕШИВ.360000.038 Справочник по судовой арматуре.

10. КО 07.01.02.02-04 Насосы. Том 2.

11. Лопастные насосы: справочник. - Л.: Машиностроение, 1981.

12. Михрин Л.М. Судовое оборудование: справочник. СПб.: МОРСАР, 2010.

13. ОСТ5Р.5613-2001 Обозначения условные графические в схемах судовых систем и систем энергетических установок.

14. Правила классификации и постройки морских судов. – СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2015.

15. Правила о грузовой марке морских судов. – СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2015.

16. Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях РФ. – СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2015.

17. РД5.0328-88. Правила выполнения спецификаций для морских самоходных судов.

18. РД5.76.038–84. Методика гидравлических расчетов судовых разветвленных трубопроводов.

19. РД 5.5270–85. Системы трюмные и балластные судовые. Правила и нормы проектирования.

20. Ривкин С.Л., Александров А.А. Термодинамические свойства воды и водяного пара. - М.: Энергоатомиздат, 1984.

21. СТО САФУ 89-03.05-2013 Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся.

22. Судовые машины, установки, устройства и системы/под ред. В.М. Харина. - М.: Транспорт, 2010.

23. Хорошев В.Г., Погодин Н.П., Гатин Р.И., Шалларь А.В., Герасимов А.В., Дроздов В.В. Разработка технологии и создание опытного образца отечественной системы управления балластными водами морских судов и судов класса «река-море» // Судостроение. 2015. – № 4. – С. 35 – 40.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ I

Сортамент труб

Таблица 3. Сортамент труб

Трубы стальные, бесшовные горячедеформированные для механизмов аппаратов и судовых систем (ГОСТ 8732-78) из углеродистых сталей марок 10, 20 (ГОСТ 8731-82) применяют следующих размеров
Наружный диаметр, мм Толщина стенки, мм Наружный диаметр, мм Толщина стенки, мм
  3;4;5;6 3;4;5;6;8 4;5;6;8;10   4;5;6;8;10 4;5;6;8 5;6;7;8;12; 6;9
Трубы стальные, бесшовные холоднодеформированные общего назначения (ГОСТ 8734-66) для систем бытового водоснабжения, отопления, нефтесодержащих вод и пр. из углеродистых сталей марок 10, 20 применяют следующих размеров
Наружный диаметр, мм Толщина стенки, мм Наружный диаметр, мм Толщина стенки, мм
  2;3;4 2;3;4 2;2.5, 3;4,5 2;2.5, 3;4,5   2;2.5, 3;4,5 1.6 1.6,3

 

Таблица 4. Соответствие D y и наружных диаметров труб

D y, мм                            
D нар                            
min S стенки (Морские суда) 3.5* 4.0* 4.0* 4.0* 5.0* 5.0* 5.0* 5.0* 5.0 6.0 7.0 7.0 7.0 7.0

* при применении оцинковки толщина стенки может быть уменьшена на 1 мм.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ II

Таблица 6.Эжекторы

Наименование параметра ВЭЖ 6.3 ВЭЖ 10 ВЭЖ 16 ВЭЖ 25 ВЭЖ 40 ВЭЖ 65 ВЭЖ 100 ВЭЖ 250 ВЭЖ 400
Производительность, м3 6,3                
Давление рабочей воды, кПа                  
Расход рабочей воды, м3 6,1 9,7 15,4   38,5   91,5    
Высота всасывания, м. вод. ст.                  
Высота нагнетания, м. вод.ст.                  
Усл. проход на входе, мм                  
Усл. проход на выходе, мм                  
Усл. проход рабочей воды, мм                  

 


Характеристики центробежных насосов, применяемых в трюмных системах

Рис. 11. Характеристики насосов малой производительности

 

Рис. 12. Характеристики насосов средней производительности

Рис. 13. Характеристики насосов высокой производительности

 

 


 

 

 

Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз)

 

 

Кафедра океанотехники и энергетических установок

 

А.М. Воронин

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.057 с.)