Общесудовые системы и устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общесудовые системы и устройства.



Проектирование трюмно-балластных систем

Методические указания к выполнению курсовой работы.

 

Северодвинск

2015

 

 

Общесудовые системы и устройства. Проектирование трюмно-балластных систем. Методические указания к выполнению курсовой работы/Сост. А.М. Воронин – Северодвинск: САФУ, 2015.- 47 с.

 

Пособие предназначено для студентов направления 26.03.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры", профиля «Судовые энергетические установки» (всех форм обучения) и содержит указания к проектированию трюмно-балластных систем морских транспортных судов, порядок разработки схем и выполнения расчётов систем и требования к оформлению курсовой работы. Приведен список справочной литературы и нормативной документации, необходимой при выполнении курсовой работы.

 

САФУ, 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Назначение трюмно-балластных систем и анализ предъявляемых к ним требований. 5

2. Проектирование компоновки трюмно-балластных систем и их расчёт. 9

3. Заключение. 37

4. Требования к оформлению курсовых работ. 38

5. Список литературы. 39

Приложение I. Сортамент труб. 41

Приложение II. Характеристики некоторых насосов. 42


ВВЕДЕНИЕ

 

Трюмно-балластные системы, являющиеся объектом проектирования в данной курсовой работе, имеют важное общесудовое значение. Они обеспечивают живучесть и основные мореходные качества судна, такие как плавучесть и остойчивость. При их проектировании необходимо решать вопросы охраны окружающей среды. Проектирование этих систем включает в себя большую часть общеинженерных задач, встречающихся при проектировании других общесудовых систем.

При проектировании общесудовых систем существует следующий порядок приоритетов [6]:

1. Соответствие техническому заданию на проектирование судна (учёт особенностей судна, определяющих общую архитектуру систем);

2. Выполнение требований судостроительных нормативных документов (Правила РМРС, международные конвенции, руководящие документы и отраслевые стандарты);

3. Обеспечение работоспособности систем в условиях эксплуатации, подтверждаемое соответствующим расчётом;

4. Минимизация материальных и энергетических затрат.

При выполнении данной курсовой работы должны быть безусловно выполнены первые три приоритета. Строгое подтверждение четвёртого расчётами не требуется, однако студент должен учитывать это требование при выборе конструктивных решений в процессе проектирования систем и уметь аргументировать свои решения с этой точки зрения.

Таким образом, курсовая работа направлена на развитие умения самостоятельной разработки схем систем с учётом требований нормативных документов и особенностей судна, получение навыков самостоятельного выполнения расчётов систем и выбора оборудования, навыков оформления конструкторской документации.

Исходным материалом для выполнения курсовой работы, кроме задания, является план общего расположения судна, на котором показано расположение всех непроницаемых переборок, балластных цистерн, топливных и масляных цистерн, оборудования в машинном отделении, нанесена шкала практических шпангоутов.

В соответствии с вышесказанным, во Введении к курсовой работе студентом должны быть раскрыты следующие вопросы: место трюмно-балластных систем в обеспечении живучести и мореходных качеств судна, постановка цели и задач курсовой работы в соответствии с порядком приоритетов при проектировании.


НАЗНАЧЕНИЕ ТРЮМНО-БАЛЛАСТНЫХ СИСТЕМ И АНАЛИЗ ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫХ К НИМ ТРЕБОВАНИЙ

 

1.1. Назначение проектируемых систем.

В данном подразделе следует конкретизировать, какие системы входят в группу трюмно-балластных систем для данного судна, и охарактеризовать их назначение.

 

1.2. Анализ особенностей судна, влияющих на общую архитектуру систем.

В данном подразделе следует дать общую характеристику судна, для которого проектируются системы (назначение, архитектурно-конструктивный тип, количество трюмов, тип грузового устройства, технические характеристики), а так же обозначить те особенности судна, которые влияют на технический облик проектируемых систем.

Пример построения общей характеристики судна (контейнеровоз):

"Архитектурно-конструктивный тип данного судна характерен для всех современных контейнеровозов. Судно имеет избыточный надводный борт и большое раскрытие палубы, исключающее операцию горизонтального перемещения груза в трюмах. Судно имеет двойное дно и двойные борта, простирающиеся на всём протяжении грузовой зоны.

Для размещения контейнеров предусмотрены семь грузовых трюмов, из них шесть расположены перед машинным отделением и один в кормовой части. Трюма имеют ячеистую структуру и оборудованы вертикальными направляющими угольниками. Грузовое устройство на судне не предусмотрено, все погрузочно-разгрузочные работы выполняются береговыми средствами. Крышки люков — понтонного типа, снимаемые и устанавливаемые также береговыми средствами."

Технические характеристики (длина, ширина, высота борта, осадка, дедвейт, водоизмещение в грузу, водоизмещение порожнем, контейнеровместимость, скорость хода, тип главного двигателя, тип и количество движителей, численность экипажа) можно оформлять в виде таблицы.

Различные типы судов имеют свои особенности, так или иначе влияющие на технический облик трюмно-балластных систем. В качестве примеров приводятся характеристики особенностей для наиболее распространённых типов морских транспортных судов - контейнеровозов, навалочных судов и танкеров.

Пример краткой характеристики особенностей для контейнеровоза:

"Особенностью судов-контейнеровозов является высокий борт и наличие палубного груза, что приводит к повышенному расположению центра тяжести по сравнению с другими грузовыми судами и требует особого внимания к обеспечению остойчивости судна при различных вариантах загрузки. Для решения этой задачи часто предусматривается не только большое количество балластных цистерн и, соответственно, довольно сложная балластная система, но и наличие отдельной противокреновой системы, способной обеспечить оперативное спрямление крена, т.к. именно поперечная остойчивость имеет решающее значение для надводных судов. Большинство балластных цистерн располагаются в двойном дне с целью приёма балласта не только для обеспечения требуемой посадки судна в балластном переходе, но и в грузу для понижения центра тяжести и увеличения метацентрической высоты".

Пример краткой характеристики особенностей для навалочного судна:

"Особенностью навалочных судов является пониженное расположение центра тяжести по сравнению с другими грузовыми судами при перевозке грузов большой плотности. Вызванная этим избыточная остойчивость приводит к слишком порывистой качке, что отрицательно влияет на обитаемость судна. В связи с этим на навалочных судах предусматриваются не только междудонные цистерны для размещения балласта, обеспечивающего требуемую посадку судна в балластном переходе, но и отдельные подпалубные цистерны, в которых размещается балласт для повышения центра тяжести судна в грузу и уменьшения метацентрической высоты. Кроме того, относительно большое количество балласта требует значительной подачи балластных насосов".

Пример краткой характеристики особенностей для танкера:

"Особенностью танкеров является малое количество осушаемых помещений - в связи с тем, что большая часть судна занята танками с жидким грузом. При этом основной осушительной системой фактически обслуживается только машинное отделение, поскольку грузовое насосное отделение (при его наличии) в соответствии с Правилами РМРС требует автономного осушения, а помещения форпика осушаются автономно традиционно в силу совокупности общих для всех судов причин. Кроме того, относительно большое количество балласта при ограничении времени погрузочно-разгрузочных (а соответственно, и выполняемых одновременно балластных) операций требует значительной подачи балластных насосов".

 

1.2. Анализ требований нормативных документов к проектируемым системам.

В данном подразделе следует привести нормативные документы, формулирующие требования и рекомендации к проектированию трюмно-балластных систем, и кратко охарактеризовать эти требования (обязательность выполнения, область распространения).

Основным источником требований, обязательных для выполнения при проектировании судов, являются «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства [14]. Требования к трюмно-балластным системам в основном содержатся в части VIII “Системы и трубопроводы» (разделы 1, 2, 4, 5, 7 и 8).

Раздел 2 «Металлические трубопроводы» формулирует требования к трубопроводам трюмно-балластных систем: материалы, минимальные толщины стенок, типы соединений, максимально допустимые скорости течения воды в трубопроводах.

Раздел 4 «Арматура» формулирует требования к расположению и маркировке арматуры, в том числе донной и бортовой, и отверстиям в наружной обшивке судов.

Раздел 5 «Прокладка трубопроводов» формулирует требования к прокладке трубопроводов через различные помещения, переборки и цистерны.

Раздел 7 «Осушительная система» и раздел 8 «Балластная, креновая и дифферентная системы» формулируют ряд требований конкретно к трюмно-балластным системам: количество и минимальная подача осушительных и балластных насосов, минимальные диаметры трубопроводов, требования к осушению помещений различного назначения, к применяемой арматуре.

Выдвигаемые требования, несмотря на их многообразие, направлены прежде всего на обеспечение безопасности и надёжности (предотвращение гибели судна и нанесения вреда здоровью экипажа и окружающей среде при повреждении какого-либо элемента систем, защита элементов систем от повреждений, коррозии и эрозии), а так же на обеспечение удобства обслуживания и ремонта систем.

Часть VIII Правил хотя и является основной по части требований к трюмно-балластным системам, но не единственной. Современные суда как правило имеют высокий уровень автоматизации, а в части XV«Автоматизация» Правил РМРС содержатся требования к автоматизированным осушительным системам машинных отделений.

Ряд правил и рекомендаций к проектированию трюмно-баластных систем, а так же примерные схемы компоновки приводятся в РД5.5270-85 "Системы трюмные и балластные судовые. Правила проектирования" [19]. Во многом они пересекаются с требованиями Правил Российского морского регистра судоходства, но в отличие от являющихся строго обязательными Правил Регистра, РД содержит ряд положений, имеющих рекомендательный характер.

Серьёзные требования предъявляются к трюмно-балластным системам современных судов международными конвенциями в части предотвращения загрязнения морской среды.

Так, приложение I Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ) формулирует правила по предотвращению загрязнения нефтью с судов. Согласно этим правилам, вода из машинного отделения, в которой могут содержаться нефтепродукты, не может сливаться напрямую за борт. Для хранения таких нефтесодержащих (льяльных) вод на судне должна быть предусмотрена сборная цистерна соответствующей ёмкости и трубопровод выдачи вод из этой цистерны на берег, обслуживаемые отдельным насосом. Для возможности сброса за борт в разрешённых районах нефтесодержащие воды должны пройти очистку в сепараторе льяльных вод, соответствующем резолюции ИМО МЕРС.107(49) и обеспечивающем очистку до нефтесодержания не более 15 частей на млн. Требуемая производительность сепаратора зависит от водоизмещения судна.

Экологические требования предъявляются на сегодняшний день и к балластным системам. Проблема состоит в том, что попавшие в цистерны вместе с балластом водные организмы и возбудители опасных болезней при сбросе балласта в другом районе Мирового океана попадают в местную экосистему, где они являются чужеродными. Способные к адаптации организмы начинают борьбу за выживание, что может привести к нарушению баланса экосистемы и к трансграничному биологическому загрязнению [8].

Согласно Международной конвенции о контроле балластных вод и осадков и управлению ими (2004), все новые суда и суда, находящиеся в эксплуатации, должны оснащаться системами управления балластными водами (СУБВ), обеспечивающими полное уничтожение вредных морских микроорганизмов и контроль качества обработки балластных вод [23]. Такая система была разработана в России ФГУП «Крыловский государственный научный центр» совместно с ЗАО «ЦНИИ СМ», «ООО «НПО ЭНТ» и Российским государственным гидрометеорологическим университетом [8, 20]. Модуль СУБВ-250 с номинальной производительностью 250 м3/ч состоит из блока СУБВ-Ф-250, обеспечивающего обезвреживание балластных вод методом фильтрации (задерживая организмы и взвешенные частицы размером 50 мкм и крупнее) и блока СУБВ-УФ-250, обеспечивающего обезвреживание балластных вод воздействием ультрафиолетового излучения (уничтожает организмы размером менее 50 мкм — планктон, бактерии и вирусы), а также приборов контроля. При заполнении балластных цистерн вода проходит последовательно через блоки СУБВ-Ф-250 и СУБВ-УФ-250, а при откачке балласта – только через блок СУБВ-УФ-250.


 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНОВКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.011 с.)