Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии, прикладное значение зоопсихологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии, прикладное значение зоопсихологии.



Билет 1.

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии, прикладное значение зоопсихологии.

 

Задачи зоопсихологии:

1. происхождение, изучение и периодизация развития психического отражения.

2. изучение/рассмотрение врожденного и приобретенного у Ж. (научение, изменение поведения в процессе развития).

3. выявление закономерностей возрастного развития и поведения у различных групп Ж.

4. рассмотрение в сравнении психологических особенностей приматов и человека (особенностей ребенка).

 

Значение зоопсихологии:

  1. позволяет выяснить биологическое основание психики человека и сознания в целом.
  2. анималтерапия (Ж. используются в работе с людьми с психическими отклонениями).
  3. изучение нарушений психической деятельности Ж. позволяет находить решение для лечения Ч.
  4. помощь с/х, рыболовству.

 

Предмет психологии и зоопсихологии.

Психология возникла в 1879 г.

В.Вундт – основатель.

Основал первую психологическую лабораторию в Лейциге (Германия).

Появился метод изучения – наука стала официальной.

 

Предмет психологии – психика (идеальный, но имеет материальную основу).

 

Психо-физиологическая проблема – соотношение между психикой и мозгом.

 

Теории связи между психикой и мозгом.

1. Идеалистические или религиозные представления.

т. психо-физиологического параллелизма.

Мозг и психика параллельны, не связанны друг с другом.

 

2. т. психо-физического тождества.

Психические явления = явления ГМ.

Дельгадо (центры страдания/наслаждения; агрессии/спокойствия).

 

3. т. многозначной связи между психикой и мозгом.

Несколько психических явлений связаны с одним центром, одно психическое явление управляется несколькими центрами, и т.д.

Много-многозначные связи.

 

Основной механизм психики – отражение.

Отражаем образы.

Образы – идеальные, субъективные, активные (Ч. может их изменять), приблизительно верные, (критерием адекватности/верности образов является деятельность).


Билет 2.

История развития методов зоопсихологии и основные направления исследований (Павлов, Торндайк, Кёлер, бихевиоризм и необихевиоризм).

 

И.П. Павлов.

- изучал условные и безусловные рефлексы;

- инстинктивное поведение у Ж.

- возрастное развитие поведения.

 

Э.Торндайк.

- создатель метода «проб и ошибок» (животное постоянно пробует и ошибается).

- метод «проблемного ящика» или «проблемной клетки».

Метод «ПРОБ и ОШИБОК».

После множества проб и ошибок Ж., в конце концов, совершает нужное действие. Но не размышлением, а действием/упражнением находится нужное решение. (Действие на основании эмоции).

- провел множество опытов и описал различия между позвоночными и беспозвоночными в скорости обучения.

- описал процесс формирования навыков у млекопитающих.

Сделал ошибочный вывод: раз все млекопитающие обучаются одинаково, то нет смысла брать различные виды животных. Можно взять только крыс и голубей.

 

Идеи Торндайка поддержаны бихевиористами.

 

Бихевиористы.

(Дж.Уотсан, Б.Скиннер).

- открыли мыслительные процессы у Ж. Описали операции мышления – обобщение и абстрагирование.

Обобщение – выделение общих признаков.

Абстрагирование – выделение какой либо стороны или аспекта явления. Вычленение.

 

Необихевиоризм.

Э.Толмен.

- Между стимулом и реакцией есть некий элемент. Ж. научается выявлять связи между предметами по принципу «что к чему ведет». Естественная память и смысловая память.

Доказательство: мышь запускают в коробку. Она бежит по диагонали, там ее пугают. Новый путь – в обход.

 

Хантер.

- создал метод «отсроченных реакций». Б/я этому методу можно определить в состоянии ли Ж. реагировать на воспоминание о стимуле при отсутствии этого стимула.

 

И.С. Беритов.

- считал, что у Ж. формируются мысленные представления, которыми Ж. руководствуется в своих действиях.

 

Исследование инсайта.

Инсайт – внезапное (мысленное) озарение.

Отличие в том, что мы думаем о проблеме.

 

В.Кёлер.

- создал серию задач на изучение инсайта.

В результате его опытов было установлено, что Ж. тоже способно к инсайту. Но инсайт Ж. отличается тем, что Ж. должно видеть все предметы перед собой.

 

Р.Йеркс.

- предлагал задачки Кёлера обезьянкам, которые стоят выше и ниже шимпанзе.

Результат показал, что и те, и другие могут справляться с этими задачами.

 

 


Билет 3.

Билет 4.

Движения простейших.

За счет ресничек и жгутиков + примитивные мышечные волокна (миофибриллы).

Б/я им осуществляют простые и сложные сократительные движения, которые ориентируют их в пространстве.

Все передвижение при помощи сокращения.

Различают только по типу движений/сокращений.

 

(Есть прообразы внутренних органов = органеллы).

 

Типы движений:

1. Локомоторные – движения, которые ориентируют в пространстве.

Эти движения называются – КИНЕЗЫ.

Кинез – элементарное инстинктивное движение.

Выделяют:

- ортокинез – движение, при котором изменяется скорость.

- клинокинез – изменение направления движения (не целеустремленное. Основано на пробах и ошибках).

Скорость и направление зависят от интенсивности действующих раздражителей.

 

2. Таксисы – не пространственные движения; генетически фиксированные механизмы двигательной активности Ж. в благоприятные условия среды.

Различают:

- положительный таксис – «К».

- отрицательный таксис – «ОТ».

 

Разделяют по типам, в зависимости от типа раздражителя:

- фототаксис (на свет) – зависит от уровня развития фоторецепторов, глазков.

- хемотаксис (на химические вещества).

- гальванотаксис (на ток).

 

Пластичность поведения.

Обеспечивается за счет диффузной НС.

Очень небольшая и регулируется генетически/генотипом.

 

Опыты: колбы – сперва двигаются хаотично, затем по периметру (квадрат/треугольник). Пересаживают в круглые – сперва двигаются по квадрату/треугольнику.

 

У простейших есть элементарная форма научения – привыкание.

Ж. привыкает к воздействию отдельных свойств или качеств ОС.

 

Ассоциативное научение – научение, б/я которому образуются связи между биологически значимым и нейтральным раздражителем.

Часть капли нагревают (светлую), на границе с тенью – ток. Инфузории замирают на границе. Происходит выбор между биологически значимым и незначимым.

 

Поведение достаточно разнообразно, но психическая активность примитивна.

 

Есть психическая активность, т.к. способны реагировать на биологически незначимые раздражители, но которые сигнализируют на появление жизненно важных элементов среды.

 

Существует и допсихическая форма отражения – раздражимость.

На допсихические формы отражения указывает:

1. Кёлер. Разрезал «туфельки» на 2 части и смотрел реакцию на температуру. Каждая часть реагировала одинаково.

2. Есть тип питания по типу растения (аутотрофное питание).

 

В целом, психическая активность находится под знаком минус (когда надо убежать от стимула). В основном выполняет сторожевую функцию (т.е. реакция на абиотические факторы).

 

Высшие представители простейших могут проявлять сложные формы поведения, даже сложнее, чем многоклеточные беспозвоночные.


Билет 5.

Развитие НС.

Появляется у первых беспозвоночных, но проводимость возбуждения невысока – 0,5 м/с.

Эволюция НС связана с 2-мя изменениями:

1. Опускание нервных путей в центр тела.

2. В переднем конце уплотняются и формируются передние ганглии (прообраз ГМ).

- сетчатая НС (гидры);

- кольцевая НС (медуза);

- радиальная НС (морская звезда);

- билатеральная НС – симметрична справа и слева (черви).

 

Выделяют:

- рецепторы (чувствительные кл.)

- проводящие пути.

Двойная передача -> элементарный двигательный ответ.

 

Сетевидная НС – предпосылка РФ у более высших животных и Ч.

РФ – (у Ч.) в мозге, обеспечивает тонус (восходящие и нисходящие пути).

 

С развитием органов возникает чувствительность не только к контактным, но и к дистантным раздражителям.

 

Возникает способность к дозированному возбуждению в зависимости от силы раздражителя.

 

Недостатки НС:

1. Не обеспечивает программирование и контроль деятельности.

Сложные программы дифференциации раздражителей не имеет.

 

2. Отсутствует ведущий головной конец. Он возникает только в месте непосредственного возбуждения.

Бец (опыты с морской звездой). Радиальная НС (по лучам). Один луч – ведущий. Отрезал ведущий луч, тогда ведущим становился другой.

Ж. может адаптироваться, но сложные программы (возбуждение) проводить не может.

 

У Ж., которое переходит к наземному образу жизни, появляются новые требования к организму:

- активный поиск пищи;

- ориентировка в ОС;

- активное восприятие сигналов об опасности или пище.

 

У них формируется прообраз ЦНС:

- возникает передний ганглий (скопление нервный клеток в головном конце). В них поступают сигналы от раздражителей (рецепторов) -> двигательный мышцы.

- трансформация светочувствительных рецепторов в светочувствительную полость (даже с хрусталиком и сетчаткой).

- дифференциация нервных клеток по типу раздражителей.

- возникает первая возможность для хранения ассоциативных связей.

 

Передний ганглий позволяет:

1. Перерабатывать информацию.

2. Создавать программу приспособления к среде (более индивидуализированную).

 

При удалении ПГ Ж. может жить дальше, поведение особо не меняется.

 

Для психической деятельности не важно строение НС, важен характер взаимодействия со средой.

Развитие НС является только предпосылкой для развития психической деятельности.

 

Особенности движения.

Активный и пассивный образ жизни. Многообразие и сложность.

 

У червей хорошо развита мускулатура, кожно-мышечный мешок, основной тип передвижения в пространстве – ритмичное сокращение.

 

У кольчатых червей – прообраз органов передвижения (парные конечности).

Активно взаимодействуют со средой.

 

Таксисы.

Б/я наличию конечностей появляется несколько видов таксисов.

Кюн А. – выделил виды таксисов.

 

Виды:

1. Тропотаксис – движение по линии при выравнивании возбуждения в симметричных органах.

2. Телотаксис – фиксируется источник цели (раздражитель); и направление движения к нему (свет).

3. Менотаксис – происходит несимметричное раздражение -> Ж. совершает движение под углом к источнику раздражения (пр: полет птиц).

Выполняет ведущую роль в пространственной ориентации и встречается у Ж. более высоких стадий развития психики. Основной при миграции птиц.

4. Мнемотаксис – запоминание индивидуальных ориентиров и поведение, связанное с собственной территорией.

 

Формы поведения.

Встречаются зачатки высших форм поведения.

1. Конструкторские действия (пр: черви + вода = домик – трубки из песка).

2. Брачное поведение – брачные танцы, но ритуала еще нет (пр: виноградные улитки – садятся друг напротив друга и обстреливаются известняком).

3. Проявление агрессии – нападение на соперников (связано с брачным поведением), нападение на домик другого Ж.

 

Пластичное поведение.

(у гидр и актиний – минимальное; у более развитых Ж. – разные формы)

 

Господствует – врожденная программа поведения.

Индивидуальный опыт – играет очень малую роль.

Результат научения сохраняется недолго.

Самая простая форма научения – привыкание.

Привыкание – единственная модификация видотипичного поведения.

 

У Ж. этой стадии есть психическое отражение.

(опыт: с кусочками бумаги, обмазанными в еде – способен отличать съедобное от несъедобного)

 

Физические качества объекта являются основой ощущений и становятся теми сигналами, которыми Ж. руководствуется в своем поведении.

 

Научение – методом проб и ошибок.

При таком научении формируются новые двигательные реакции (опыт: червя + наждачная бумага + трясли).

 

Йеркс.

- исследования по пластичности поведения у червей и улиток.

Научение: (Т-образный лабиринт)

120-180 – червь (15-16 дней память)

60 – улитка (до мес.).

Переучивание: значительно меньше опытов.

 

После удаления передних ганглиев научение сохраняется.

 

Процесс цефализации не достиг такого высокого развития, чтобы оказывать значительное влияние на все поведение Ж. (цефал = мозг).

 

Коупленд.

- переделка навыков.

Яркое освещение -> червь уползает (инстинктивно).

Опыт: освещение + прикармливание.

Выползает через: нач. 30 сек.; кон. 3,5 сек.

 

Общий итог.

- развито только ощущение (ориентируется по отдельным свойствам предметов или сочетаниям свойств).

- перцепция/восприятия – нет (но у некоторых видов можно обнаружить зачаточные перцепции).

- доминирующая реакция – ОТ раздражителя (убегание).

- НО существует положительная (самостоятельное поисковое поведение).

- за счет кинезов и таксисов – ориентация и поиск ресурсов.

- появление зачатков высших форм поведения.

 


Билет 6.

Движение.

Занятие экологических ниш оказывает существенное влияние на анатомическое строение и поведение Ж.

 

Членистоногие – первые вышли на землю.

Переход на сушу требует развития органов передвижения.

Представители различных видов способны передвигаться по любым видам поверхности.

Активная мышечная деятельность -> специфика мышечной организации.

У некоторых представителей появляются крылья (скорость передвижения – до 120 км/ч).

Стереотипичность в движении.

 

Строение ЦНС.

В основе НС – ганглии, которые связаны межсегментными стволами -> образуют нервную цепочку.

 

Ярко выраженная цефализация (развитие ГМ). От 3-х отделов мозга.

 

Особое развитие в ГМ получают ассоциативные и координационные центры.

+ зрительные доли. Зрительный нерв очень сильно развит – утолщен, хорошая проводимость.

 

Меняется соотношение массы тела и массы мозга (мозг занимает больше, чем до этого).

 

Билет 7.

Ритуализация (Р).

Одним из первых описывал Дарвин. Работы посвящены, в основном, роли эмоций и мимических движений в передаче информации.

 

Факторы, обеспечивающие Р.:

1. Принцип антитезы/противоположности.

Принцип идет от Дарвина и был подтвержден позже.

- эмоции, противоположные по знаку, передаются с помощью движений и поз, имеющих в своей основе противоположную мышечную основу.

(пр: радость – гнев = одни мышцы, но: расслабляются - напрягаются).

 

2. Принцип движения намерения.

- это незавершенный комплекс действий, который несет потенциальную информацию о том, что Ж. собирается совершить определенные действия.

(пр: птица, пытаясь взлететь, сперва приседает и поднимает хвост).

Девис – изучал на примерах голубей.

Если голубь делает эти движения, то за ним никто не ринется. Птицы понимают эти сигналы (внезапный взлет – сигнал угрозы).

 

Конфликт – один из важных примеров коммуникации и ритуализации.

Причины конфликта: конфликт мотивации.

 

3 типа: (но практическое значение имеет только 1 тип)

1. приближение-приближение.

Возникает, когда 2 мотивационные тенденции возникают одновременно, эти мотивы направлены на различные цели.

Равновесие этих мотивационных тенденций – редкое явление.

Следовательно состояние неустойчиво -> какая-то цель возобладает. Причина, которая будет способствовать усилению мотива – приближение к цели. (Ситуация не опасная).

 

2. избегание-избегание.

Мотив ухода от объекта или 2-х объектов.

Тенденция избегания будет усиливаться по мере близости к объекту.

Ж. будет стремиться к состоянию равновесия 2-х мотивов избегания. Чем дальше от объекта, тем меньше становятся эти мотивы.

 

3. приближение-избегание.

2 противоположно направленных тенденции по отношению к одному объекту.

Это стабильная ситуация (относительно).

Проявление этого конфликта = смещенная активность.

Какая-то из тенденций в результате будет преобладать и приведет к соответствующему поведению.

 

Любой конфликт сопровождается соответствующими позами, соответствующими действиями Ж.

Смена поз показывает преобладание той или иной тенденции.

Сочетание той или иной тенденции отражается в поведении.

 

Пр: чайка должна атаковать, но боится (агрессия и страх).

Проявление: поза угрозы содержит элементы и страха, и агрессивности.

Страх – прижатые перья, вытянутая шея, поворот боком к противнику.

Агрессивность – направленный вниз клюв и частичное поднятие крыльев.

 

Необходимо рассматривать 3 группы поз, соответствующие 3-м основным мотивам.

1. Половое поведение.

2. Агрессия/атака.

3. Стремление к избеганию.

 

Тимберген и Хинд – схема анализа конфликта по 4 пунктам.

1. Ситуация, в которой находится Ж. – разные ситуации обеспечивают разные мотивы.

2. Поведение Ж. во время демонстрации (двигательное, изменение окраски, как смена мотивации).

3. Поведение, которое предшествует демонстрации или следует за ней (критиковали, т.к. это поведение необязательно анализировать).

4. Природа демонстрационной позы (за счет каких движений обеспечивается определенная демонстрация).

 

Брачное поведение.

Связано со строгой последовательностью сигнальных поз и телодвижений.

Эволюционно сложившиеся, консервативные в своем сигнальном значении.

 

На основе ритуализированных поз и телодвижений зарождается язык и поз и телодвижений.

 

Семейное сообщество.

Исследовалось в основном на насекомых (пчелы, муравьи) и семействах млекопитающих.

У насекомых очень четко дифференцированы роли и способы коммуникации между членами семьи.

 

Длительно СС рассматривали с точки зрения антропоморфизма -> появилось название «общественное насекомое».

Однако общественное насекомое – скорее название, чем реально существующая система.

 

Билет 8.

Общая характеристика.

1. Разнообразие локомоций (способностей к передвижению).

2. Развитие манипулирования и разделение функций в манипулировании.

3. Комфортное поведение.

4. Способность к зрительному обобщению, восприятию и узнаванию форм.

5. Обобщение + индивидуальные компоненты в общении.

 

Строение НС.

Состоит из нервной трубки (хорды) и ГМ.

 

У примитивных позвоночных выделяют от 5 отделов ГМ.

Идет дифференциация функций СМ и ГМ.

 

Приспосабливаются к изменениям поведения.

Возникает адаптивная роль психики.

 

Особенности движения.

1. Мышечная система – симметрично расположенные сегменты.

2. Конечности представлены парными и непарными (у рыб) образованиями.

3. Идет разделение конечностей по функциям (пр: птицы).

4. Основной функцией конечностей становится только передвижение.

 

Всем формам передвижения присуще ритмичность – выполнение движений в определенной последовательности, многократно и стереотипно.

Высокая способность произвольной регуляции усилий, движений, собственных действий.

Постоянное соотношение собственных действий со средой.

 

В целом, в движениях очень развит познавательный компонент (мгновенное изменение движений в ОС, во время движения).


 

Существует отдельный вид двигательной активности – манипулирование.

Манипулирование – форма двигательной активности при помощи конечностей или эффекторов (пр: хобот, хвост).

Б/я этому становится возможной орудийная деятельность.

 

Особенность манипулирятивной деятельности:

Функции манипуляции разделяются между собственно конечностями и ротовым аппаратом (т.е. часть функций передано ротовому аппарату).

Пр: лисы -> 45 ф. у ротового аппарата.

Барсук -> 50 ф.

Енот -> 80 ф.

Макака -> 150 ф.

 

Разделение функций – лучше приспособление к среде.

Развитие конечностей позволяет лучше отслеживать предмет, оперировать с ним.

 

ОБЩЕЕ прогрессивное развитие передних конечностей – один из важнейших факторов для развития психики.

 

Комфортное поведение (КП).

Начинает проявляться у насекомых (членистоногих).

Осуществляется КП в самых различных форм: отряхивание, почесывание, потряхивание, катание, купание.

 

КП видоспецифическое и строго фиксировано участками тела, орган и способность к очищению.

КП очень разнообразно. Может различаться даже внутри видов.

 

Зрение.

Наилучшее развитие у птиц и приматов.

Способны ориентироваться по поляризации небосвода и по астрономическому ориентиру.

У птиц хорошо развита ориентация в пространстве, менотаксис. У млекопитающих – зрение и обоняние.

 

Зрительное обобщение и представление.

В целом, предметное восприятие основывается и осуществляется б/я высокоразвитым операциям мышления, анализа и обобщения.

 

Все позвоночные способны воспринимать фигуры, но отсутствует гибкость восприятия, а есть обощение.

У птиц есть разделение по видам:

Пр: курица не узнает перевернутый треугольник, но если нарисовать 3 точки, то узнает.

 

Птицы, рыбы, млекопитающие способны к распознаванию величины предмета, узнаванию предмета в сильно измененном виде, так же, как и Ч., ошибаются в зрительных иллюзиях.

 

На основе восприятия у Ж. формируется система представлений, в которой закрепляется индивидуальный опыт, который облегчает ориентировку в среде при отсутствии жизненно важных раздражителей.

Пр: представления – экстраполяционный рефлекс.

 

Опыт: Бонтендайк, Вайтонис и Беритов – метод отсроченных реакций.

На виду у Ж. прячется корм, который надо потом отыскать.

Доказали, что предварительно сформированные представления определяют последующую деятельность. Несоответствие представления и результата деятельности вызывает эмоции неудовлетворения.

 

Кошкаров.

Кошка + мышка из норки.

Формируется представление, но оно фригидное – не гибкое.

 

Поведение.

В целом, поведение инстинктивное, но высоко развиты формы научения.

- имитационное научение – птицы наблюдают за старшими. Цель деятельности не всегда соответствует действиям. Прогресс инстинктивного поведения связан с развитием индивидуальной изменчивости поведения. Высока пластичность поведения. Ассоциативные связи вырабатываются после 1-2 повторов, особенно у птиц. Запоминание действия долгое.

 

- игра – появляется у птиц. Имитация охоты. Использование предметов в игре.

 

- исследовательское поведение – мало отличимо от игры. Возможность орудийной деятельности. Индивидуальный опыт обогащается за счет наблюдения.

 

Психика приобретает решающее значение именно из-за того, что позволяет осуществлять научение. Инстинкты служат для ориентировки и осуществления жизненно важных поведенческих актов.


Билет 9.

Особенности научения.

Особенностью научения является то, что формируются реакции на сигналы среды, но эти сигналы первоначально являются незначимыми, и только потом со временем приобретают индивидуальное значение для Ж.

 

Отличие индивидуальных сигналов среды от раздражителей в том, что ключевой раздражитель является для всех одинаковым, а новый сигнал – индивидуальным.

Только в процессе жизни новый сигнал среды приобретает индивидуальную значимость.

 

Научение не сводится к формированию только условных рефлексов, т.к. в процессе научения Ж. самостоятельно осуществляет активное и избирательное отношение к элементам ОС.

 

Билет 10.

Декарт.

Живое существо является механизмом и именно механическими закономерностями объясняется поведение.

 

Другие ученые.

Под влиянием генотипа и среды выявляется поведение Ж.

 

Соотношение факторов генотипа и среды.

Возможность обучения Ж. в течение жизни не отрицается.

Декарт – основная роль отдается генетическим факторам.

 

20-30 гг. Бихевиоризм. Когхилл, Пуо, Боровский.

Ж. учится абсолютно всему.

Генетический фактор определяет лишь строение, физиологию организма.

 

Крушинский.

Выдвигает тезис об «унитарных реакциях (УР)».

УР – акты поведения, имеющие разные пути осуществления и определенный шаблон конечного результата.

В УР соотношение условных и безусловных компонентов может быть разным (не фиксировано).

УР направлены на осуществление к-либо одного приспособительного действия.

В процессе развития УР интегрируются в многоактное поведение (МП).

МП – связано с обеспечением основных биологических потребностей.

Особенность МП – это не просто сумма к-то реакций, а сложный процесс взаимодействия УР, в целом обеспечивающих приспособление к самым различным условиям жизни.

 

Любое поведение Ж. требует прижизненной доводки.

Для того, чтобы доводка осуществлялась лучше, необходимы сенситивные периоды (СП).

 

СП – это период особой чувствительности к определенным средовым влияниям, во время которого к-либо функция получает максимальное развитие.

(пр: Ч. – речь – 1,5-5 лет; худ.способности – 4-5 лет.

Ж. – выдры – плавание – учаться только в сенситивный период).

Смертельный укус (кошачий) – последний укус, которым убивает Ж. (тоже нужна доводка: кошка-мать лупит котят – обучает оборонительному поведению).

 

Билет 11.

История изучения.

 

Фома Аквински – 17 век.

Первый человек, заинтересовавшийся инстинктами.

Инстинкт – естественная природа биологически важных мотивов.

Рассудочная деятельность Ж. не произвольна, а заложена природой.

 

Рене Декарт.

«Страсть души».

Ж. – это механические автоматы, а поведение Ч. находится под влиянием механического тела и рационального разума.

 

Ассоцианизм – философское учение (об инстинктах).

Представители – Д.Юн и Дж.Локк.

В основе поведения – знания о последствиях своих действий и желание с помощью этих действий достичь своих целей. В основе лежат ассоциативные связи.

Инстинкт – источник мотивации.

Инстинкты вызывают действия до того, как будет сделан прогноз этих действий.

 

Рационализм – философская теория.

Представители – Рейд, Гамельтон, Джеймс.

Человеческая природа – это некая комбинация слепого инстинкта и рациональной мысли.

 

т.Фрейда.

В основе поведения – 2 инстинкта:

1. Инстинкт агрессии/стремления к смерти – самосохранения.

2. Сексуальный инстинкт/инстинкт продолжения рода.

 

т.МакДаугалла.

Все поведение Ч. подчиняется инстинктам, которые принимают социально приемлемые формы (пр: сталийный инстинкт = стремление принадлежать группе).

Связывает каждый инстинкт с определенной эмоцией (пр: самосохранение = страх).

 

Дарвин.

Предложил определение инстинкта, которое основано на объективном анализе поведения Ж.

Инстинкт – это сложные рефлексы, сформированные из отдельных поведенческих элементов, которые наследуются, являются продуктами естественного отбора и подвержены эволюции вместе с другими аспектами жизни Ж.

Определение Дарвина легло в основу представлений об инстинктах в этологии.

 

Билет 12.

Виды И.

 

Долговременный И.

Виды:

1. Сыновий И. – формирует привязанность родителей и детей, и разрушается с наступлением половой зрелости Ж.

Определяет особенности социальных контактов Ж. в будущем.

(для птиц И. – условие выживания.

У более высших Ж. – условие дальнейшего существования в среде, социального поведения).

Собаки и птицы способны воспринимать людей как социальных партнеров. И возникает сильная привязанность, если был соответствующий срок для запечатлевания.

 

2. Половой И. – наибольшую роль имеет для птиц. Основан на сыновьем И.

Видал. Опыты по изучению чувствительных периодов сыновьего и полового И.

Проводил опыты на петухах.

 

3 возрастные группы:

а) 0 – 15 сут.

б) 16-30 сут.

в) 31-45 сут.

Движущаяся модель курицы.

Сыновье поведение: 0-30 сут.

Половой И.: после 31 сут.

Сыновье поведение после 31 дня не проявляется.

 

Вывод: сыновий И. – основа для полового И. и имеет свои периоды для запечатлевания.

 

Импринтинг и научение.

Лоренс.

Считал, что И. – это не научение.

Но дальнейшие исследования показали, что И. – форма перцептиного научения, основа восприятия.

Сложно определить до какой степени Ж. научается организовывать свой перцептивный опыт и насколько восприятие внешних стимулов является врожденным.

 

Гибсон.

Классические эксперименты по И.

(на крысятах)

Крысята рождаются в клетке с геометрическими фигурами.

Оценивалась скорость и способность приближаться к фигурам при пищевом подкреплении.

Когда они вырастали им давали задачи с этими фигурами. Они всегда решали задачи с этими фигурами быстрее.

 

Восприятие знакомых и незнакомых стилей.

Во время И. максимальное запечатлевание стимулов, которые в последствии перестают быть незнакомыми.

По мере знакомства Ж. с объектом возникает способность очень быстро отличать различные стимулы, исходящие от объекта или от среды.


Билет 13.

Смещенная активность (СА).

 

Обнаружили у Ж. в ситуации, когда отсутствует соответствующий стимул для данного вида поведения; поведение не выполняет никакую функцию; не соответствует обстановке, в которой реализуется.

 

Задача этологов: объяснить цель эволюционного значения такого поведения.

 

Э.Армстронг. 1947 г. – причины поведения.

Тимберген – дал определение.

Смещенная активность – это тип поведения, которое проявляется в случае активации специфического драйва (мотива), но такой тип поведения не может получить разрядки в виде соответствующих двигательных актов.

 

СА проявляется в ситуации, когда существует избыточная мотивация, а нормальные пути для ее удовлетворения заблокированы.

 

Чаще всего СА возникает в ситуации, когда на Ж. действует одновременно 2 противоположных по направленности мотива или источника энергии.

* Пр: СА = своеобразный выход для взаимоконфликтующих мотивов атаки и бегства, которые не могут реализоваться одновременно в силу того, что моторные компоненты у них противоположные.

 

СА зависит от баланса мотивов, мотивационных тенденций.

 

Существует 3 группы ситуаций, в которых возникает и проявляется СА:

1. При физическом сдерживании подготовительного поведения или поисковой фазы инстинктов.

2. Когда сдерживается завершающее поведение в результате удаления объекта или цели.

3. Когда активируются одновременно 2 несовместимых тенденции или двигательных акта.

Общее: нет возможности для проявления соответствующего поведения (независимо от ситуации).

 

СА действует для облегчения напряжения и выхода нервной энергии.

 

Критика: недоказательность. Нет экспериментальных доказательств. (б/я критике возникла теория растормаживания).

 

т.растормаживания.

Достижение равновесия между 2 конфликтующими тенденциями и энергиями действия, смещает их действие на 3-ий энергетический очаг/тенденцию, которая и получает возможность проявиться в форме открытого поведения.

 

Роуэл.

Считает, что кроме конфликта мотивов и длительности этого конфликта, СА вызывается наличием адекватного для ситуации раздражителя.

 

Мак-Фарленд.

Показал, что наличие мотивационного конфликта не обязательно должно являться причиной СА.

 

Причины:

Неоднозначность стимулов.

Функциональные аспекты СА.

Изначально считалось, что СА функционально неадекватна, в силу того, что это поведение не имеет очевидной цели.

 

Чаще всего СА возникает в ситуации полового поведения или оборонительно агрессивного.

 

В силу того, что СА находится в точке равновесия конфликтующих мотивов, то очевидно, она передает/несет информацию для другого участника ситуации.

 

Значение СА в передаче информации.

Следовательно СА является целесообразным поведением и является одной из форм ритуализации.


Билет 15.

Билет 16.

Билет 17.

Билет 18.

Билет 19.

Коммуникация насекомых.

 

Муравьи.

Преобладает способ химической коммуникации.

Способность к химической коммуникации присуща как взрослым, так и личинкам.

Согласованные действия муравьев в основе содержат передачу химических сигналов.

Радиус сигнала от одного муравья очень мал, но по мере нарастания стимулов, он увеличивается как у одной особи, так и у сообщества.

(у пчел тоже есть химическая коммуникация, но, в основном, она действует как вспомогательная).

 

Пчелы.

Танец пчел (описал К.Фон Фриш).

Смысл танца – передача информации о месте нахождения нектара.

2 типа танца:

1. Танец толчок – используется, когда нектар находится на расстоянии 2-5 метров от улья.

Состоит из беспорядочных движений по сотам и виляния брюшком.

2. Круговой – используется, когда нектар расположен на расстоянии до 100 м.

Пчела бежит по сотам по часовой стрелке или против



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.67.23 (0.344 с.)