Низший уровень стадии перцептивной психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Низший уровень стадии перцептивной психики.



 

Доминирующий процесс – восприятие.

 

Характеристики стадии по Леонтьеву:

1. Изменение строения деятельности.

Происходит выделение содержания деятельности и внешних условий.

è разделение: то, что делает; то, как отражается на окружающей среде.

Следовательно возможно формирование навыков и, в целом, обучение.

 

2. Предметные компоненты среды отражаются как целостные единицы, а не как сумма ощущений.

 

3. Появляется операция обобщения.

Начинает развиваться мышление. Формируется чувственное представление.

 

Основные представители: насекомые (осы, пчелы); головоногие (осьминоги, кальмары, каракатицы).

 

Движение.

Занятие экологических ниш оказывает существенное влияние на анатомическое строение и поведение Ж.

 

Членистоногие – первые вышли на землю.

Переход на сушу требует развития органов передвижения.

Представители различных видов способны передвигаться по любым видам поверхности.

Активная мышечная деятельность -> специфика мышечной организации.

У некоторых представителей появляются крылья (скорость передвижения – до 120 км/ч).

Стереотипичность в движении.

 

Строение ЦНС.

В основе НС – ганглии, которые связаны межсегментными стволами -> образуют нервную цепочку.

 

Ярко выраженная цефализация (развитие ГМ). От 3-х отделов мозга.

 

Особое развитие в ГМ получают ассоциативные и координационные центры.

+ зрительные доли. Зрительный нерв очень сильно развит – утолщен, хорошая проводимость.

 

Меняется соотношение массы тела и массы мозга (мозг занимает больше, чем до этого).

 

Развитие сенсорных способностей.

- зависит от среды обитания Ж.

Главный орган – глаз. Имеет очень сложное строение.

+ см. билет 37 и 38.

___________

Для всех представителей этой стадии характерно наличие разных видов коммуникации, осуществляющейся различными способами:

- визуальная;

- химическая;

- тактильная (пр: антеннами у муравьев);

 

Появляется:

- четкое предметное восприятие,

- реакция на различные внешние стимулы,

- накопление индивидуального опыта.

 

В целом, предметное восприятие подчинено общему поведению.

Консервативные формы поведения преобладают над гибкими и благоприобретенными.

Идет активный поиск положительных раздражителей (пр: любопытство у осьминогов).

Инстинктивное поведение доминирует, научение – подчиненное.

 

 


Билет 7.

Общение и групповое поведение Ж.

Ритуализация – это совокупность инстинктивных действий, которые направлены на передачу информации от одного Ж. другому. Особенности ритуальных действий связаны с выразительностью движений тела и отражаются в облике Ж. (пр: облик Ж. – окраска, бабочка с глазами на крыльях, и т.д.).

 

Понятие РЕЛИЗЕРА.

Появилось в 30-ые годы. Введено К.Лоренсом для обозначения тех характерных реакций, которые проявляет Ж., и которые активируют существующие пусковые механизмы у особей данного вида, вызывая определенную последовательность актов инстинктивного поведения.

 

Релизер является одновременно присущим одному Ж., но запускает реакции другого Ж.

 

Релизер – сигнальный раздражитель, который несет коммуникативную и информационную функцию.

 

Релизеры всегда простые и выразительные.

Социальный релизер (в социальных отношениях Ж.) – специфический для каждого биологического вида, естественно сформированный в процессе эволюции.

Длительное время считалось, что коммуникационная система Ж. должна развиваться таким образом, чтобы механизмы, которые посылают и воспринимают сигнал были постоянно настроены друг на друга.

 

Однако в дальнейшем это представление было опровергнуто; не считается абсолютно правильным.

 

Ритуализация (Р).

Одним из первых описывал Дарвин. Работы посвящены, в основном, роли эмоций и мимических движений в передаче информации.

 

Факторы, обеспечивающие Р.:

1. Принцип антитезы/противоположности.

Принцип идет от Дарвина и был подтвержден позже.

- эмоции, противоположные по знаку, передаются с помощью движений и поз, имеющих в своей основе противоположную мышечную основу.

(пр: радость – гнев = одни мышцы, но: расслабляются - напрягаются).

 

2. Принцип движения намерения.

- это незавершенный комплекс действий, который несет потенциальную информацию о том, что Ж. собирается совершить определенные действия.

(пр: птица, пытаясь взлететь, сперва приседает и поднимает хвост).

Девис – изучал на примерах голубей.

Если голубь делает эти движения, то за ним никто не ринется. Птицы понимают эти сигналы (внезапный взлет – сигнал угрозы).

 

Конфликт – один из важных примеров коммуникации и ритуализации.

Причины конфликта: конфликт мотивации.

 

3 типа: (но практическое значение имеет только 1 тип)

1. приближение-приближение.

Возникает, когда 2 мотивационные тенденции возникают одновременно, эти мотивы направлены на различные цели.

Равновесие этих мотивационных тенденций – редкое явление.

Следовательно состояние неустойчиво -> какая-то цель возобладает. Причина, которая будет способствовать усилению мотива – приближение к цели. (Ситуация не опасная).

 

2. избегание-избегание.

Мотив ухода от объекта или 2-х объектов.

Тенденция избегания будет усиливаться по мере близости к объекту.

Ж. будет стремиться к состоянию равновесия 2-х мотивов избегания. Чем дальше от объекта, тем меньше становятся эти мотивы.

 

3. приближение-избегание.

2 противоположно направленных тенденции по отношению к одному объекту.

Это стабильная ситуация (относительно).

Проявление этого конфликта = смещенная активность.

Какая-то из тенденций в результате будет преобладать и приведет к соответствующему поведению.

 

Любой конфликт сопровождается соответствующими позами, соответствующими действиями Ж.

Смена поз показывает преобладание той или иной тенденции.

Сочетание той или иной тенденции отражается в поведении.

 

Пр: чайка должна атаковать, но боится (агрессия и страх).

Проявление: поза угрозы содержит элементы и страха, и агрессивности.

Страх – прижатые перья, вытянутая шея, поворот боком к противнику.

Агрессивность – направленный вниз клюв и частичное поднятие крыльев.

 

Необходимо рассматривать 3 группы поз, соответствующие 3-м основным мотивам.

1. Половое поведение.

2. Агрессия/атака.

3. Стремление к избеганию.

 

Тимберген и Хинд – схема анализа конфликта по 4 пунктам.

1. Ситуация, в которой находится Ж. – разные ситуации обеспечивают разные мотивы.

2. Поведение Ж. во время демонстрации (двигательное, изменение окраски, как смена мотивации).

3. Поведение, которое предшествует демонстрации или следует за ней (критиковали, т.к. это поведение необязательно анализировать).

4. Природа демонстрационной позы (за счет каких движений обеспечивается определенная демонстрация).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.01 с.)