Все эти 3 условия должны соблюдаться одновременно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все эти 3 условия должны соблюдаться одновременно.



 

Проявления И.:

1. Реакция следования (пр: утята следуют за уткой).

Это не единственное проявление И.

Степень импринтирования определяется усилиями, которые молодое Ж. прикладывает при следовании за объектом.

 

Чувствительные периоды для запечатлевания.

Всегда есть фиксированный период времени для И., зависит от внутренних факторов Ж.:

- физиологического состояния.

- внутринатального периода.

- постнатального периода.

 

Период, когда может произойти импринтирование сильно меняется под влиянием опыта Ж.

 

Первоначальная реакция после вылупления характеризуется приближением к привлекательному объекту.

Через определенное время начинает преобладать реакция удаления. Проявляется в том, что птицы сторонятся незнакомых объектов.

 

1 период импринтирования: осуществляется ориентация в среде (определяются опасные и безопасные объекты: сперва определяются безопасные, все остальное – опасные).

 

Хесс.

Максимальный процент страха соответствует окончанию И.

Скорость передвижения цыплят увеличивается по мере наступления чувствительного периода.

 

Виды И.

 

Долговременный И.

Виды:

1. Сыновий И. – формирует привязанность родителей и детей, и разрушается с наступлением половой зрелости Ж.

Определяет особенности социальных контактов Ж. в будущем.

(для птиц И. – условие выживания.

У более высших Ж. – условие дальнейшего существования в среде, социального поведения).

Собаки и птицы способны воспринимать людей как социальных партнеров. И возникает сильная привязанность, если был соответствующий срок для запечатлевания.

 

2. Половой И. – наибольшую роль имеет для птиц. Основан на сыновьем И.

Видал. Опыты по изучению чувствительных периодов сыновьего и полового И.

Проводил опыты на петухах.

 

3 возрастные группы:

а) 0 – 15 сут.

б) 16-30 сут.

в) 31-45 сут.

Движущаяся модель курицы.

Сыновье поведение: 0-30 сут.

Половой И.: после 31 сут.

Сыновье поведение после 31 дня не проявляется.

 

Вывод: сыновий И. – основа для полового И. и имеет свои периоды для запечатлевания.

 

Опыты взаимозаменяемых родителей.

Уорринер.

1. Отбирал птиц, которые имеют характерный окрас:

- чайки, и т.д.

 

Белый лебедь – черные дети;

Черный лебедь – белые дети.

Сыновий И. – нормальный.

Половой И. – белые дети, выращенные у черных родителей выбирают исключительно черных партнеров, и т.п.

Следовательно, сыновий И. – основа полового И.

 

2. Близкородственные виды.

Родители – крачки; дети – чайки.

Родители – чайки; дети – крачки.

Сыновий И. в неком отношении выполняет биологически абсурдную роль.

(Чайка возврящается в свою стаю, благополучно там размножается, пока не увидит крачков. В этом случае все внимание переключается на нее).

 

Импринтинг и научение.

Лоренс.

Считал, что И. – это не научение.

Но дальнейшие исследования показали, что И. – форма перцептиного научения, основа восприятия.

Сложно определить до какой степени Ж. научается организовывать свой перцептивный опыт и насколько восприятие внешних стимулов является врожденным.

 

Гибсон.

Классические эксперименты по И.

(на крысятах)

Крысята рождаются в клетке с геометрическими фигурами.

Оценивалась скорость и способность приближаться к фигурам при пищевом подкреплении.

Когда они вырастали им давали задачи с этими фигурами. Они всегда решали задачи с этими фигурами быстрее.

 

Восприятие знакомых и незнакомых стилей.

Во время И. максимальное запечатлевание стимулов, которые в последствии перестают быть незнакомыми.

По мере знакомства Ж. с объектом возникает способность очень быстро отличать различные стимулы, исходящие от объекта или от среды.


Билет 13.

Смещенная активность (СА).

 

Обнаружили у Ж. в ситуации, когда отсутствует соответствующий стимул для данного вида поведения; поведение не выполняет никакую функцию; не соответствует обстановке, в которой реализуется.

 

Задача этологов: объяснить цель эволюционного значения такого поведения.

 

Э.Армстронг. 1947 г. – причины поведения.

Тимберген – дал определение.

Смещенная активность – это тип поведения, которое проявляется в случае активации специфического драйва (мотива), но такой тип поведения не может получить разрядки в виде соответствующих двигательных актов.

 

СА проявляется в ситуации, когда существует избыточная мотивация, а нормальные пути для ее удовлетворения заблокированы.

 

Чаще всего СА возникает в ситуации, когда на Ж. действует одновременно 2 противоположных по направленности мотива или источника энергии.

* Пр: СА = своеобразный выход для взаимоконфликтующих мотивов атаки и бегства, которые не могут реализоваться одновременно в силу того, что моторные компоненты у них противоположные.

 

СА зависит от баланса мотивов, мотивационных тенденций.

 

Существует 3 группы ситуаций, в которых возникает и проявляется СА:

1. При физическом сдерживании подготовительного поведения или поисковой фазы инстинктов.

2. Когда сдерживается завершающее поведение в результате удаления объекта или цели.

3. Когда активируются одновременно 2 несовместимых тенденции или двигательных акта.

Общее: нет возможности для проявления соответствующего поведения (независимо от ситуации).

 

СА действует для облегчения напряжения и выхода нервной энергии.

 

Критика: недоказательность. Нет экспериментальных доказательств. (б/я критике возникла теория растормаживания).

 

т.растормаживания.

Достижение равновесия между 2 конфликтующими тенденциями и энергиями действия, смещает их действие на 3-ий энергетический очаг/тенденцию, которая и получает возможность проявиться в форме открытого поведения.

 

Роуэл.

Считает, что кроме конфликта мотивов и длительности этого конфликта, СА вызывается наличием адекватного для ситуации раздражителя.

 

Мак-Фарленд.

Показал, что наличие мотивационного конфликта не обязательно должно являться причиной СА.

 

Причины:

Неоднозначность стимулов.

Функциональные аспекты СА.

Изначально считалось, что СА функционально неадекватна, в силу того, что это поведение не имеет очевидной цели.

 

Чаще всего СА возникает в ситуации полового поведения или оборонительно агрессивного.

 

В силу того, что СА находится в точке равновесия конфликтующих мотивов, то очевидно, она передает/несет информацию для другого участника ситуации.

 

Значение СА в передаче информации.

Следовательно СА является целесообразным поведением и является одной из форм ритуализации.


Билет 15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.01 с.)