Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игра и исследовательское поведение в онтогенезе высших позвоночных.
Игра конкретизирует и уточняет видовой опыт относительно конкретной особи. Во время игры Ж. получает информацию о качестве предметов и особенностях окружающего мира.
Лоренс. В ходе игры Ж. относится к каждому предмету как к потенциально биологически значимому. И ищет способ его применению.
Кёлер. Игра – постоянный поиск проб и ошибок, в результате этого Ж. научается жизненно важным действиям, навыкам.
Игра – высшая форма исследовательской деятельности, если в ней присутствуют биологически значимые объекты.
В играх, связанных с физической деятельносью, в наименьшей степени есть исследовательская деятельность.
Игра – латентное научение (скрытое), т.е. в процессе игры приобретается информация о качестве предметов среды и это все составляет личный багаж Ж., которое используется. Нет специального обучения.
Манипулирование с биологически нейтральным доставляет информацию об объекте и обеспечивает выживание вида.
Билет 21. Методы исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии.
Принципы методов в ЗОО. - принципы по которым необходимо строить эксперимент с Ж.
1. Постановка задачи перед Ж. Притом: задача должна быть понятна; все возможности ее решения должны быть представлены. 2. в ходе решения задачи необходимо детально проанализировать/изучить движения Ж. 3. По действиям Ж. должно быть понятно, какое психическое качество изучается. 4. Необходимо учитывать физиологическое состояние. 5. Учет внешних условий (пр: Павлов – боролись с ориентировочным рефлексом у Ж. (дверь), и т.д.).
Методы:
1. Метод лабиринта. Ж. ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой цели (приманка, убежище, др. благоприятные условия). При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание. Виды лабиринтов: - Т-образный коридор или трубка – самый простой. - более сложные – составляется из разных комбинаций Т-образных элементов и тупиков. - лабиринт над водой – палочки, составляющие лабиринт + Ж., которое боится воды + палочки – высоко. - лабиринт по кругу – круг разделен на сектора. Показатели: - скорость прохождения лабиринта;
- количество допущенных ошибок.
Позволяет изучить: - способность к научению; - выработку двигательных навыков; - кожно-мышечную увствительность; - память; - способность переноса двигательных навыков в новые условия; - способность к формированию чувственных обобщений, и т.д.
2. Метод обходного пути. Ж. должно обойти одну или несколько преград для достижения цели. Приманка в этом случае воспринимается Ж. уже в начале опыта.
Показатели: - скорость прохождения преграды; - траектория движений.
Позволяет изучить: - мыслительные способности Ж. при прохождении через преграду.
Основан на экстраполяционном рефлексе (экстраполяция = перенос). Пр: охота с собаками на зайцев; стеклянная перегородка + приманка.
3. Метод дифференцировочной дрессировки. Ж. предъявляют попарно 2 объекта, из которых нужно выбрать один. Правильный выбор подкрепляется. В отдельных случаях вместе с подкреплением правильного выбора используют наказание за неправильный выбор. Метод основан на уменьшении различий между объектами: по форме, по цвету, и т.д. (пр: аквариум + 3 кормушки разных цветов -> уменьшение различий).
Изучает: - способности к различению одновременно или последовательно предъявляемых стимулов или объектов; - зрение; - цветоощущение; - навыки, сформированные на различные сочетания раздражителей; - память; - мыслительные характеристики.
Разновидность этого метода: Выбор по образцу. Ж. необходимо сделать выбор между объектами так же, как сделал экспериментатор.
4. Метод проблемной клетки/проблемного ящика. Задача: выйти или проникнуть в клетку. Построено на методе проб и ошибок.
Варианты этого метода различаются по сложности устройств, которые надо открыть.
Этот метод особенно применим к Ж. с развитыми хватательными конечностями (еноты, крысы, обезьяны, и т.д.).
Позволяет изучить: - сложные формы научения; - моторные элементы интеллектуального поведения.
5. Метод свободного манипулирования. За Ж. проводят наблюдение в процессе действия с предметами. Сложность задания может зависеть от количества используемых предметов.
Позволяет изучить: - эффекторные способности; Эффектор – все хватательные конечности, которыми пользуется Ж. - игровое поведение; - ориентировочно-исследовательскую деятельность; - предысторию трудовой деятельности Ч.
Во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и киносъемка, звукозапись и др. средства фиксации поведения Ж.
Билет 24.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.007 с.) |