Игра и исследовательское поведение в онтогенезе высших позвоночных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра и исследовательское поведение в онтогенезе высших позвоночных.



 

Игра конкретизирует и уточняет видовой опыт относительно конкретной особи. Во время игры Ж. получает информацию о качестве предметов и особенностях окружающего мира.

 

Лоренс. В ходе игры Ж. относится к каждому предмету как к потенциально биологически значимому. И ищет способ его применению.

 

Кёлер. Игра – постоянный поиск проб и ошибок, в результате этого Ж. научается жизненно важным действиям, навыкам.

 

Игра – высшая форма исследовательской деятельности, если в ней присутствуют биологически значимые объекты.

 

В играх, связанных с физической деятельносью, в наименьшей степени есть исследовательская деятельность.

 

Игра – латентное научение (скрытое), т.е. в процессе игры приобретается информация о качестве предметов среды и это все составляет личный багаж Ж., которое используется. Нет специального обучения.

 

Манипулирование с биологически нейтральным доставляет информацию об объекте и обеспечивает выживание вида.

 

 


Билет 21.

Методы исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии.

 

Принципы методов в ЗОО.

- принципы по которым необходимо строить эксперимент с Ж.

 

1. Постановка задачи перед Ж. Притом: задача должна быть понятна; все возможности ее решения должны быть представлены.

2. в ходе решения задачи необходимо детально проанализировать/изучить движения Ж.

3. По действиям Ж. должно быть понятно, какое психическое качество изучается.

4. Необходимо учитывать физиологическое состояние.

5. Учет внешних условий (пр: Павлов – боролись с ориентировочным рефлексом у Ж. (дверь), и т.д.).

 

Методы:

 

1. Метод лабиринта.

Ж. ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой цели (приманка, убежище, др. благоприятные условия). При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание.

Виды лабиринтов:

- Т-образный коридор или трубка – самый простой.

- более сложные – составляется из разных комбинаций Т-образных элементов и тупиков.

- лабиринт над водой – палочки, составляющие лабиринт + Ж., которое боится воды + палочки – высоко.

- лабиринт по кругу – круг разделен на сектора.

Показатели:

- скорость прохождения лабиринта;

- количество допущенных ошибок.

 

Позволяет изучить:

- способность к научению;

- выработку двигательных навыков;

- кожно-мышечную увствительность;

- память;

- способность переноса двигательных навыков в новые условия;

- способность к формированию чувственных обобщений, и т.д.

 

2. Метод обходного пути.

Ж. должно обойти одну или несколько преград для достижения цели. Приманка в этом случае воспринимается Ж. уже в начале опыта.

 

Показатели:

- скорость прохождения преграды;

- траектория движений.

 

Позволяет изучить:

- мыслительные способности Ж. при прохождении через преграду.

 

Основан на экстраполяционном рефлексе (экстраполяция = перенос).

Пр: охота с собаками на зайцев; стеклянная перегородка + приманка.

 

3. Метод дифференцировочной дрессировки.

Ж. предъявляют попарно 2 объекта, из которых нужно выбрать один. Правильный выбор подкрепляется. В отдельных случаях вместе с подкреплением правильного выбора используют наказание за неправильный выбор.

Метод основан на уменьшении различий между объектами: по форме, по цвету, и т.д.

(пр: аквариум + 3 кормушки разных цветов -> уменьшение различий).

 

Изучает:

- способности к различению одновременно или последовательно предъявляемых стимулов или объектов;

- зрение;

- цветоощущение;

- навыки, сформированные на различные сочетания раздражителей;

- память;

- мыслительные характеристики.

 

Разновидность этого метода: Выбор по образцу.

Ж. необходимо сделать выбор между объектами так же, как сделал экспериментатор.

 

4. Метод проблемной клетки/проблемного ящика.

Задача: выйти или проникнуть в клетку. Построено на методе проб и ошибок.

 

Варианты этого метода различаются по сложности устройств, которые надо открыть.

 

Этот метод особенно применим к Ж. с развитыми хватательными конечностями (еноты, крысы, обезьяны, и т.д.).

 

Позволяет изучить:

- сложные формы научения;

- моторные элементы интеллектуального поведения.

 

5. Метод свободного манипулирования.

За Ж. проводят наблюдение в процессе действия с предметами. Сложность задания может зависеть от количества используемых предметов.

 

Позволяет изучить:

- эффекторные способности;

Эффектор – все хватательные конечности, которыми пользуется Ж.

- игровое поведение;

- ориентировочно-исследовательскую деятельность;

- предысторию трудовой деятельности Ч.

 

Во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и киносъемка, звукозапись и др. средства фиксации поведения Ж.

 


Билет 24.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.007 с.)