Влияние объединенной и обогащенной среды на ход онтогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние объединенной и обогащенной среды на ход онтогенеза.



Развитие психики и поведения у высших Ж.

Объединенная среда предполагает наличие минимума биологически значимых и нейтральных объектов.

 

Исследования: депривация с изоляцией. Намеренное объединение среды и наблюдение за ходом онтогенеза.

Чем меньше период онтогенеза, тем меньше число изменений.

Нарушения в функциональной сфере:

самец – половое поведение;

самка – нарушение строительства гнезда – у крыс.

 

Более серьезные нарушения у человекообразных обезьян: проблемы с манипуляциями предметами + в половой сфере.

Эти изменения не поддаются коррекции. Нет контакта для установления брачных отношений.

 

Лишение общения:

Малыши предпочитают объект хоть как-то напоминающий мал.

Когда возвращялись к другим – агрессивные реакции сохранялись. Рано умер.

Игра – способ выброса энергии.

 

Обогащение среды: производится за счет увеличения площади места проживания, обновления игрушек.

Хейдинг – держания на руках.

Джентинг – хейдинг, но относится к ювенильному периоду.

 

Последствия:

Ускорение роста и развития на физиологическом уровне.

Меньшая подверженность эмоциям.

Нет страха при новой ситуации.

Легче идет адаптация к стрессу.

Лучше обучаются.

 

Сравнение человека и обезьян.

Локомоторные движения у шимпанзе развиваются быстрее, в той же последовательности.

Общение с родителями и с сородичами очень важно.

Воспитание как передача социокультурного опыта и научение у Ж.

 

Эксперименты:

Келлог. Подражание жестов, совместная игра, очень хорошо выражаются эмоции, невербальные проявления (смех), в понимании слов обезьяна сначала опережала человека, но затем он догнал ее.

Можно было обучить одевать одежду, чистить зубы, сидеть на стуле.

 

Ладыгина-Котс. Четкое разделение на игру деструктивную и экспериментальную. Обобщение предметов по различным признакам, по отношению и внешнему виду. Копирование мимики.

 

Необходимость общения с другими.

Обучение сводится к выработке условных рефлексов и навыков.

 


Билет 19.

Общение и способы передачи информации у насекомых (танец пчел и т.п.)

+ см. билет 7.

Способы коммуникации и групповое поведение.

Общение связано со специальными сигнальными действиями (ССД).

Общение появляется тогда, когда контакты осуществляются с помощью ССД.

 

Коммуникация насекомых.

 

Муравьи.

Преобладает способ химической коммуникации.

Способность к химической коммуникации присуща как взрослым, так и личинкам.

Согласованные действия муравьев в основе содержат передачу химических сигналов.

Радиус сигнала от одного муравья очень мал, но по мере нарастания стимулов, он увеличивается как у одной особи, так и у сообщества.

(у пчел тоже есть химическая коммуникация, но, в основном, она действует как вспомогательная).

 

Пчелы.

Танец пчел (описал К.Фон Фриш).

Смысл танца – передача информации о месте нахождения нектара.

2 типа танца:

1. Танец толчок – используется, когда нектар находится на расстоянии 2-5 метров от улья.

Состоит из беспорядочных движений по сотам и виляния брюшком.

2. Круговой – используется, когда нектар расположен на расстоянии до 100 м.

Пчела бежит по сотам по часовой стрелке или против.

       
 
А
 
Б
 

 


3. Виляющий танец – если более 100 м. Похож на 2Б. Интенсивность виляния брюшком указывает дальность объекта.

 

Также передают направление.

Направление движения пчелы, направление движения танца, указывает расположение корма относительно солнца.

 

Осуществляют транспозицию, т.е. перенос из горизонтальной плоскости на вертикальную плоскость.

 

Брачное поведение.

Связано со строгой последовательностью сигнальных поз и телодвижений.

Эволюционно сложившиеся, консервативные в своем сигнальном значении.

 

На основе ритуализированных поз и телодвижений зарождается язык и поз и телодвижений.

 

Семейное сообщество (СС).

Исследовалось в основном на насекомых (пчелы, муравьи) и семействах млекопитающих.

 

У насекомых очень четко дифференцированы роли и способы коммуникации между членами семьи.

 

Длительно СС рассматривали с точки зрения антропоморфизма -> появилось название «общественное насекомое».

Однако общественное насекомое – скорее название, чем реально существующая система.

 

Трубецкая – проводила исследования пчелиных семей и обнаружила, что пчелиная семья – это объединение отдельных особей, поведение которых носит самостоятельный, но не независимый характер.

 

Самостоятельность проявляется в очень резко выраженных индивидуальных различиях в отношении отдельных видов ульевых работ и перехода от ульевой деятельности к летной.

 

Социальный рост: от пчелы-уборщицы к пчеле-разведчице.

У муравьев отличия зависят от того, чем кормили в детстве.

 

В сообществе одни особи могут активизировать деятельность других.

Пр: рабочие пчелы с повышенным уровнем деятельности передают возбуждение другим, менее активным пчелам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.007 с.)