Структура инстинктивного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура инстинктивного поведения.



 

Инициатива Ж. и избирательное отношение к среде будет проявляться в том, что Ж. самостоятельно ищет раздражители, наиболее эффективные для удовлетворения потребности.

 

Крейг У.

Впервые показал, что инстинктивный акт состоит из нескольких фаз: 1) поисковая или подготовительная; 2) завершающая.

 

Поисковая/подготовительная фаза.

Ж. ищет те ключевые раздражители или их комбинации, которые приводят к завершающей фазе.

 

Завершающая фаза.

Воплощение биологического значения инстинктивного действия, т.е. только в завершающей фазе происходит потребление Ж. жизненно необходимых элементов среды.

 

Этапы поисковой фазы не строго фиксированы, они связаны с теми конкретными действиями, которые осуществляет Ж.

 

Завершающая фаза состоит из нескольких немногих строго выполняемых движений.

 

Пищевое поведение:

Хищник – охота. Он не знает что будет добычей и где он ее найдет, т.е. движения характеризуются ненаправленным поиском. В определенный момент хищник попадает в сферу действия стимула, который исходит от жертвы – это первый ключевой раздражитель.

Далее идет направленная ориентировка по дополнительным раздражителям и уточнение местонахождения Ж. жертвы. Затем преследование -> подкрадывание -> набрасывание -> овладение добычей -> борьба.

Далее начинается завершающая фаза – умерщвление; разделка туши; поедание.

 

Аналогично с поиском мест отдыха, покоя и сна.

 

Различия между поисковой и завершающей фазой:

В поисковой проявляется ориентировочная исследовательская деятельность, реализуется взаимосвязь между врожденными и приобретенными компонентами поведения. Пластичность поведения и все модификации инстинктивного поведения.

Завершающая (ригидная) фаза не пластична. Связана со стереотипностью движений. Движения строго последовательны. Движения связаны со строением Ж.

Приобретенные компоненты играют малую роль или вообще отсутствуют. Индивидуальные особенности реагирования связаны с генетикой.

 

Инстинктивное движение и таксисы.

Общая ориентация инстинктивного движения осуществляется таксисами.

И таксисы, и инстинктивные движения – врожденные генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды.

 

Инстинктивное движение возникает в ответ на пусковые раздражители, а таксисы отвечают на ключевые раздражители и обуславливают не начало и конец инстинктивного акта, а характер его протекания.

Таксисы обеспечивают пространственную ориентацию двигательной активности Ж. по отношению к условиям среды.

 

Пластичность завершающей фазы связана сочетанием таксисов и инстинктивного движения.

 

Психический компонент инстинктивного поведения.

Психическое отражение нужно изучать на последних этапах поисковой стадии + завершающая фаза.

Но это не совсем верно, т.к. они различны:

На поисковой фазе:

- Ж. получает самые различные образы;

- психическое отражение носит активный характер в поисках ключевых раздражителей;

- ориентировка в ОС;

- постоянное соотнесение собственного поведения со средой.

На завершающей фазе:

психическое отражение иное:

- Ж. получает только общую или несущественную информацию о внешних признаках среды;

- Ж. не способно к гибкому отражению среды.


Билет 40.

Навык, роль познавательных процессов в навыке.

 

Навык.

 

Навык является центральной и наиболее важной формой факультативного научения.

 

По А.Н.Леонтьеву навык – это не любые связи, возникшие в индивидуальном опыте, а связи, которые сформировались в специфических условиях среды (условно-рефлекторные, ассоциативные связи).

 

Выработка навыка свойственна не всем Ж., и даже на высших ступенях филогенеза есть видовые различия.

 

В результате формирования навыков врожденная двигательная координация или обычное поведение начинает применяться в новых условиях (ситуации), и возникает новая двигательная координация, которая является приобретенной.

 

Решающее значение в формировании навыков будет играть успешность выполнения действия и подкрепление положительным результатом.

Особую значимость имеет то, как получена информация в научении (от др. Ж., через подражание или обучение).

 

Для закрепления навыка нужна тренировка и совершенствование.

 

Скиннер. Опыты по прохождению крысой лабиринта. Он установил, что нет такого лабиринта, в котором ба не ориентировалась крыса.

Запоминание пути – простейший навык. Первоначально Ж. не знает о положительном подкреплении и проявляет только исследовательское поведение.

 

Скиннер предложил понятие оперантное научение. В нем нет навязывания способа действий и Ж. самостоятельно принимает решение в отношении значимых компонентов среды.

 

Классическое обуславливание по Павлову связано с формированием условного рефлекса, т.е. с формированием связи между раздражителем и действием. Ответ следует сразу после предъявления стимула.

 

Оперантное научение отличается тем, что сначала Ж. осуществляет двигательный ответ, какие-то действия, а потом следует подкрепление.

 

Критика Скиннера: его оперантное научение обусл. описывает упрощенный поведенческий акт, нет учета ориентировочной реакции Ж.

 

У Павлова ориентировочной реакции уделяется очень много времени.

 

Скинноровский и Павловский подходы являются адекватными, научно ценными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.017 с.)