Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики.



 

Представители: Ж., которые вышли на сушу или переходящая форма. Кишечнополостные, высшие, низшие черви. Брюхоногие, моллюски, иглоногие.

 

Развитие НС.

Появляется у первых беспозвоночных, но проводимость возбуждения невысока – 0,5 м/с.

Эволюция НС связана с 2-мя изменениями:

1. Опускание нервных путей в центр тела.

2. В переднем конце уплотняются и формируются передние ганглии (прообраз ГМ).

- сетчатая НС (гидры);

- кольцевая НС (медуза);

- радиальная НС (морская звезда);

- билатеральная НС – симметрична справа и слева (черви).

 

Выделяют:

- рецепторы (чувствительные кл.)

- проводящие пути.

Двойная передача -> элементарный двигательный ответ.

 

Сетевидная НС – предпосылка РФ у более высших животных и Ч.

РФ – (у Ч.) в мозге, обеспечивает тонус (восходящие и нисходящие пути).

 

С развитием органов возникает чувствительность не только к контактным, но и к дистантным раздражителям.

 

Возникает способность к дозированному возбуждению в зависимости от силы раздражителя.

 

Недостатки НС:

1. Не обеспечивает программирование и контроль деятельности.

Сложные программы дифференциации раздражителей не имеет.

 

2. Отсутствует ведущий головной конец. Он возникает только в месте непосредственного возбуждения.

Бец (опыты с морской звездой). Радиальная НС (по лучам). Один луч – ведущий. Отрезал ведущий луч, тогда ведущим становился другой.

Ж. может адаптироваться, но сложные программы (возбуждение) проводить не может.

 

У Ж., которое переходит к наземному образу жизни, появляются новые требования к организму:

- активный поиск пищи;

- ориентировка в ОС;

- активное восприятие сигналов об опасности или пище.

 

У них формируется прообраз ЦНС:

- возникает передний ганглий (скопление нервный клеток в головном конце). В них поступают сигналы от раздражителей (рецепторов) -> двигательный мышцы.

- трансформация светочувствительных рецепторов в светочувствительную полость (даже с хрусталиком и сетчаткой).

- дифференциация нервных клеток по типу раздражителей.

- возникает первая возможность для хранения ассоциативных связей.

 

Передний ганглий позволяет:

1. Перерабатывать информацию.

2. Создавать программу приспособления к среде (более индивидуализированную).

 

При удалении ПГ Ж. может жить дальше, поведение особо не меняется.

 

Для психической деятельности не важно строение НС, важен характер взаимодействия со средой.

Развитие НС является только предпосылкой для развития психической деятельности.

 

Развитие органов чувств и сенсорных способностей.

т. Все органы чувств развились из основы, обладающей всеми видами чувствительности – плюромодальные органы. Но этого нет у Ж.

 

Все органы чувств многоклеточных развились из осязания.

Наибольшее значение имеет развитие зрения.

 

Догель.

- эволюция фоторецепторов.

Развитие некоего органа чувств происходит из-за повышения его значимости в жизни Ж.

 

Догель выделил 2 процесса, которые приводят к одному результату:

1. Превращение чувствительных рецепторов в глаза.

2. Исчезновение рецепторов и появление в новой форме.

 

Гидра – фототаксис. Медузы – светочувствительные органы.

 

Глаз, как орган чувств в эволюции проходит 3 стадии:

1. Глазные пятна, расположенные в кожном эпителии.

2. Глазная ямка, в которой располагаются светочувствительные клетки (предпосылки для фокусировки).

3. Глазной пузырь.

Отсутствуют глазодвигательные мышцы, поэтому для того, чтобы посмотреть в сторону, надо повернуться всем телом.

Нет системы фокусировки.

 

Только хищные кольчатые черви способны к изменению кривизны хрусталика.

Дождевые черви – светочувствительных рецепторов нет, но есть отрицательный светотаксис (реагируют на яркий свет).

 

Особенности движения.

Активный и пассивный образ жизни. Многообразие и сложность.

 

У червей хорошо развита мускулатура, кожно-мышечный мешок, основной тип передвижения в пространстве – ритмичное сокращение.

 

У кольчатых червей – прообраз органов передвижения (парные конечности).

Активно взаимодействуют со средой.

 

Таксисы.

Б/я наличию конечностей появляется несколько видов таксисов.

Кюн А. – выделил виды таксисов.

 

Виды:

1. Тропотаксис – движение по линии при выравнивании возбуждения в симметричных органах.

2. Телотаксис – фиксируется источник цели (раздражитель); и направление движения к нему (свет).

3. Менотаксис – происходит несимметричное раздражение -> Ж. совершает движение под углом к источнику раздражения (пр: полет птиц).

Выполняет ведущую роль в пространственной ориентации и встречается у Ж. более высоких стадий развития психики. Основной при миграции птиц.

4. Мнемотаксис – запоминание индивидуальных ориентиров и поведение, связанное с собственной территорией.

 

Формы поведения.

Встречаются зачатки высших форм поведения.

1. Конструкторские действия (пр: черви + вода = домик – трубки из песка).

2. Брачное поведение – брачные танцы, но ритуала еще нет (пр: виноградные улитки – садятся друг напротив друга и обстреливаются известняком).

3. Проявление агрессии – нападение на соперников (связано с брачным поведением), нападение на домик другого Ж.

 

Пластичное поведение.

(у гидр и актиний – минимальное; у более развитых Ж. – разные формы)

 

Господствует – врожденная программа поведения.

Индивидуальный опыт – играет очень малую роль.

Результат научения сохраняется недолго.

Самая простая форма научения – привыкание.

Привыкание – единственная модификация видотипичного поведения.

 

У Ж. этой стадии есть психическое отражение.

(опыт: с кусочками бумаги, обмазанными в еде – способен отличать съедобное от несъедобного)

 

Физические качества объекта являются основой ощущений и становятся теми сигналами, которыми Ж. руководствуется в своем поведении.

 

Научение – методом проб и ошибок.

При таком научении формируются новые двигательные реакции (опыт: червя + наждачная бумага + трясли).

 

Йеркс.

- исследования по пластичности поведения у червей и улиток.

Научение: (Т-образный лабиринт)

120-180 – червь (15-16 дней память)

60 – улитка (до мес.).

Переучивание: значительно меньше опытов.

 

После удаления передних ганглиев научение сохраняется.

 

Процесс цефализации не достиг такого высокого развития, чтобы оказывать значительное влияние на все поведение Ж. (цефал = мозг).

 

Коупленд.

- переделка навыков.

Яркое освещение -> червь уползает (инстинктивно).

Опыт: освещение + прикармливание.

Выползает через: нач. 30 сек.; кон. 3,5 сек.

 

Общий итог.

- развито только ощущение (ориентируется по отдельным свойствам предметов или сочетаниям свойств).

- перцепция/восприятия – нет (но у некоторых видов можно обнаружить зачаточные перцепции).

- доминирующая реакция – ОТ раздражителя (убегание).

- НО существует положительная (самостоятельное поисковое поведение).

- за счет кинезов и таксисов – ориентация и поиск ресурсов.

- появление зачатков высших форм поведения.

 


Билет 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.13.254 (0.017 с.)