Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хоровое творчество отечественных композиторов конца XIX – начала XX века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обширную область творчества Танеева составляют хоровые сочинения. Им создано 37 хоров без сопровождения, около десяти вокальных ансамблей, три кантаты и др. Одним из наиболее популярных произведений хоровой музыки является цикл Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов ор. 27 на слова Я.П. Полонского. В нем ярко и многообразно раскрылось хоровое мастерство и новаторство Танеева, впервые создавшею крупную композицию с динамичным развитием масштабных образов в русской музыке a cappella. Кантата «Иоанн Дамаскин» была создана в 1884 г. и помечена композитором opus 1. Это первая философская кантата в русской музыке и одновременно первая «православная кантата», по замыслу автора. В основу сочинения положен текст одноименной поэмы А.К. Толстого, в которой нашла отражение канонизированная биография великого праведника, византийского гимнографа св. Иоанна из Дамаска и, в частности изложен сочиненный им тропарь1. Танеев, видя в тексте поэмы поэтический перевод этих первоисточников, воплотил в музыке начальную строфу тропаря. «Иду в незнаемый я путь...» (у композитора - «неведомый»). Главная философско-религиозная мысль поэмы, символизирующая евангельскую надежду на спасение после смерти, передана в музыке с помощью древнерусского напева «Со святыми упокой» (в сокращенном варианте). Впервые излагаемый в оркестровом вступлении, этот напев становится источником монотематического развития трех частей сочинения. (Рапацкая ноты с.291) Глубина воплощения вечной проблемы борения жизни и смерти достигается композитором с помощью разработанных им принципов «русской полифонии». Художественные достоинства кантаты позволили назвать ее «русским реквиемом». Кантата«По прочтении псалма» завершает творческий путь композитора. Она была написана на основе текста поэта А.С. Хомякова. Композитор выбрал для своего сочинения стихотворение, содержащее обобщенную философскую мысль: единственной ценностью в жизни людей являются нравственные законы правды и любви друг к другу. Десять поэтических строф воплотились в монументальном сочинении, которое длится около полутора часов. Три большие части кантаты отличаются сложными и стройными полифоническими формами и тематическим единством.
Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). Его творчество глубоко индивидуально. Эмоционально-приподнятая музыка Рахманинова опирается на глубинные русские духовные традиции, В ней запечатлелся многообразный спектр образов, выросших из корней православного сознания, «русской идеи», «русской правды», «законов Собора». Это и ожидание русского Апокалипсиса, и поиски высшего смысла жизни, и щемящее чувство скорби по утраченным духовным идеалам. В сочинениях Рахманинова с обнаженной непосредственностью выразились издревле присущие русскому человеку представления о двуединой основе мира, где столкнулись Божье и антихристово, Свет и тьма. Присущая композитору образная многозначность и обостренное восприятие дисгармонии «мира сего» в его бинарных началах придают творениям мастера глубоко индивидуальный облик, обусловленный прикосновением к извечной тайне Бытия. Значительную часть творческого наследия Рахманинова составляет духовная хоровая музыка. Впервые к крупной форме церковного искусства композитор обратился в 1910 г. Тогда им была создана «Литургия св. Иоанна Златоуста». На протяжении веков бессмертный текст литургического действа имел сотни «музыкальных прочтений». Рядовые древнерусские распевщики и крупные музыканты-профессионалы пытались передать сокровенный смысл божественных строк. Литургические песнопения создавали Н.П. Дилецкий, Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, А.Н. Верстовский. Известным романтическим воплощением литургического цикла является сочинение П.И. Чайковского, положившетр на музыку не только песнопения, но и отдельные текстовые эпизоды. В эпоху «серебряного века» к литургии неоднократно обращались представители Нового направления в духовной музыке - А.Т. Гречанинов, П.Г. и А.Г. Чесноковы, Н.Н. Черепнин, которые стремились вернуть жанру первоначальный богослужебный смысл. В этом ряду «Литургия св. Иоанна Златоуста» Рахманинова - явление неординарное. Древнерусское певческое искусство, ожившее в музыке школы Синодального училища, оказал на композитора огромное влияние. Для своего а сарреП'ного хорового цикла Рахманинов отобрал тексты двенадцати песнопений, каждое из которых отличается одухотворенным своеобразием. Сочинение, несмотря на отсутствие подлинных древнерусских распевов, сохраняет основы национальной церковной традиции, несет отпечаток мощной композиторской индивидуальности. Опираясь на антифонное клиросное пение, Рахманинов создал глубоко оригинальный музыкальный вариант литургии. Его музыка выделяется полнозвучной красотой хоровой фактуры и лирической выразительностью чисто рахманиновской мелодики. Сильное впечатление оставляют эпизоды мощного слияния двух хоров в кульминационных точках композиции. С.В. Рахманинов. «Литургия св. Иоанна Златоуста» (Рапацкая с.341) Премьера «Литургии св. Иоанна Златоуста» состоялась в концерте хора Синодального училища под управлением знаменитого регента Н.М. Данилина. Успех премьера побудил композитора написать другой крупный цикл духовной музыки-«Всенощное бдение» (1915). Всенощное бдение в русской православной церкви испокон веков предваряет торжественные церковные праздники. В его состав входят такие молитвы, как «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся», «Хвалите имя Господне», «Величит душа моя Господа», «Слава в вышних Богу» и др. Выработанное веками философско-этическое содержание этой службы всегда привлекало музыкантов, хотя объединить высокодуховные тексты в единую композицию -задача крайне сложная, доступная немногим. До Рахманинова к жанру Всенощного бдения обращались П.И. Чайковский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков. Однако сочинение Рахманинова не имеет равных по философской глубине и выразительной силе. «Всенощное бдение» Рахманинова можно сравнить с грандиозным симфоническим произведением, созданным для хора a cappella. В сочинении пятнадцать частей, воплощающих целостную музыкально-драматическую концепцию. Части объединены общностью молитвенного текста и чисто музыкальными средствами - древнерусскими распевами и гласами, лежащими в основе песнопений. Архаичные мелодии из Обихода в произведении Рахманинова обрели новый облик, а сочиненные самим композитором сохранили строгость и высшую простоту подлинных церковных песнопений. Круг образов «Всенощной» довольно широк: это и неспешное эпическое повествование, и взывающая к действию колокольность и прозрачная лирика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.007 с.) |