Особенности чтения хоровых партитур различных типов и видов на индивидуальных занятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности чтения хоровых партитур различных типов и видов на индивидуальных занятиях



Методы работы над партитурами различных видов и типов хора. Особенности исполнения партитуры на рояле. Максимальная приближенность к звучанию хора.

Воспитание чувства ансамбля в совместном музицировании с преподавателем. Методы обучения учащихся навыков чтения хоровых партитур с листа. Методы транспонирования хоровых партитур (на увеличенную приму, интервальный, тональный, ключевой).

Характеристика методической литературы и хрестоматий по чтению хоровых партитур.

Ознакомление студентов с методами текущего и итогового контролей их содержание и проведение. Характеристика зачетно-экзаменационных требований критерий оценки.

Практические задания:

- составление индивидуального плана обучающегося по курсу чтения хоровых партитур в двух вариантах (для учащегося, хорошо владеющего фортепиано и для учащегося, слабо владеющего фортепиано);

- составление методической разработки по чтению хоровых партитур.

Виды работы

1-2 Хоровая партитура. Возникновение, общие сведения. Важнейшие обозначения. Различные виды ознакомления с партитурой. Чтение с листа. Транспонирование.

Исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр).

3-4 Чтение партитур с инструментальным сопровождением, способы исполнения. Чтение партитур с участием солистов.

Исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Сложные хоровые партитуры a capella с развитым мелодическим и ритмическим рисунком, элементами подголосочной полифонии, возможными divisi. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр).

5-6 Исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр). Чтение партитур в ключах «До».

В начале очередного семестра для каждого студента составляется индивидуальный план работы в зависимости от степени его владения инструментом и общего уровня подготовки.

I курс, 1-2-й семестры:

Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз.

В результате занятий студент должен уметь:

- выразительно исполнять хоровую партитуру на фортепиано, соблюдая агогические ударения в словах и цезуры, связанные с фразировкой поэтического и музыкального текста, показать навыки владения штрихом «legato»;

- сочетать пение одной из партий с одновременным исполнением партитуры на фортепиано как полностью, так и исключая партию, исполняемую голосом;

- петь аккорды по вертикали;

- подготовить аннотацию на изучаемую партитуру;

- читать с листа и транспонировать хоровые партитуры в тональности на секунду вверх и вниз.

Общее количество произведений за год – 16-20.

II курс, 3-4 семестры:

Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Предполагается, что сложные хоровые партитуры a capella также не останутся без внимания.

В результате занятий студент должен уметь:

- исполнить на фортепиано отдельно хоровую партитуру и отдельно - сопровождение;

- исполнять сопровождение при одновременном пении любой партии хора;

- исполнять сопровождение и и петь партии солистов или отдельные реплики, предшествующие вступлению хора в оперно-хоровых сценах, кантатах и ораториях;

- исполнять сопровождение при одновременном исполнении педагогом хоровой партитуры на втором инструменте (и наоборот);

- исполнять хоровую партитуру, заполняя паузы хора сопровождением;

- присоединять фортепианное сопровождение к хоровой партии;

- подготовить аннотацию на исполняемое сочинение;

- читать с листа и транспонировать лёгкие партитуры с сопровождением на секунду вверх и вниз.

Общее количество произведений за год - 14-16.

III курс, 5-6 семестры:

Основной вид работы – исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение партитур в ключах «До».

В результате занятий студент должен уметь:

- отчётливо представлять логику полифонического развития голосов;

- уметь исполнить каждый из голосов партитуры в отдельности, либо чередуя разные сочетания голосов; полное исполнение полифонической хоровой партитуры должно стать результатом тщательной проработки каждого голоса в отдельности; при этом кантилена в исполнении полифонии должна стать новым этапом в овладении штрихом «legato»;

- уметь чувствовать и передать стилевые особенности музыки разных эпох – Возрождения, Барокко, классицизма, романтизма, музыки русских композиторов 19 и 20 веков, народных песен;

- исполнять хоровые партитуры, написанные в вокальных ключах «До»;

- читать с листа и транспонировать несложные хоровые партитуры в тональности на секунду и терцию вверх и вниз;

- подготовить аннотацию на исполняемое сочинение.

Общее количество произведений за год – 8-10.

1.4. Содержание дисциплины

На протяжении всего курса обучения, в процессе индивидуальных (практических) занятий с преподавателем студент, помимо работы над исполнением хоровых партитур, также получает теоретические знания, касающиеся предмета обучения (основные темы указаны в разделе 1.3.2).

Теоретическая часть дисциплины

Хоровая партитура

Общие сведения о хоровой партитуре. Возникновение хоровой партитуры. Строение хоровой партитуры. Ключевые обозначения хоровых партий. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Различные виды записи хоровых партитур. Особые партитурные обозначения.

Работа над партитурой

Различные виды ознакомления с хоровой партитурой. Специфика исполнения на фортепиано хоровых партитур. «Legato» как основной способ звуковедения в хоре. Роль правильной аппликатуры при исполнении хоровых партитур на фортепиано. Различные аппликатурные приёмы. Распределение голосов партитуры между правой и левой руками. Способы упрощения партитур при исполнении на фортепиано. Педализация. Вокально-хоровой анализ.

Чтение партитуры с листа

Чтение с листа – важнейший навык в курсе чтения хоровых партитур. Основная задача чтения с листа – ознакомление с неизвестным сочинением. Для успешного овладения этим навыком необходимо уметь видеть нотный текст немного впереди фактического звучания партитуры, одновременно читать её по горизонтали и вертикали. Необходимость систематических занятий по чтению партитур с листа с самого начала изучения курса.

Транспонирование хоровых партитур

Транспонирование как возможность выбора необходимых условий в репетиционном процессе.

Важнейшие приёмы транспонирования:

- путём замены ключевых знаков;

- интервальный способ транспонирования;

-тональный способ транспонирования;

- комбинированный способ транспонирования путём замены ключей.

Чтение партитур с инструментальным сопровождением

Способы исполнения партитуры при объединении хоровой и инструментальной партий:

- при полном или частичном дублировании хоровой партии инструментальным сопровождением;

- в зависимости от того, в какой партии – хоровой или инструментальной – звучит основной тематический материал.

Возможные упрощения фактуры при исполнении хоровой партитуры с сопровождением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.014 с.)