![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка».1 действие. Сцена вече. Хор «Осудари псковичи»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Б.В. Асафьев назвал «Псковитянку» оперой-летописью, подчеркнув ее величавую эпичность, фресковость. Вместе с тем композитору вполне удалось воплотить лирико-драматическую линию сюжета, раскрыть характер и индивидуальность главных героев. Так, партия псковитянки Ольги, раздираемой противоречивыми чувствами любви к Туче и тягой к царю Ивану (который оказывается ее отцом), отличается богатством выразительных мелодий народно-песенного склада. В облике Ивана Грозного подчеркивается величавая уверенность в себе. Его лейтмотив интонационно близок архаичным знаменным распевам. «Майская ночь» была закончена в конце 1878 г. Либретто по повести Н.В. Гоголя Римский-Корсаков написал сам. Сюжет с его смешением сочных картин народной жизни и фантастических образов чрезвычайно увлек композитора. По жанру опера получилась лирической, с развитыми сказочными и комедийными сценами. В ней композитор впервые нащупал свой излюбленный принцип «двое-мирия» - раздвоения реальности на бытовую действительность и потустороннюю «нежить». Эти миры встречаются в полную таинственной мистической силы майскую ночь. В опере явственно сказалось влияние романтизма: Римский-Корсаков поэтизирует атмосферу сельского быта и народные образы. Но особенно сильны романтические краски в фантастических эпизодах и пейзажных зарисовках. Среди действующих лиц «Майской ночи» можно выделить три разнохарактерные группы: лирические герои (среди них певец Левко, силою своего искусства пробудивший ночные волшебные образы), фантастические и комедийные персонажи. В будущем они станут традиционными для опер композитора Подлинным открытием Римского-Корсакова является образ русалки Панночки, истаивающей в свете наступающего утра. Ей противопоставлена героиня из реального мира - дочка сотника Ганна. Такая «парность» женских характеров также станет типичной для последующих сочинений композитора. Оперу «Снегурочка» композитор считал едва ли не самым лучшим своим сочинением. Основная часть музыки была написаны очень быстро, в течение летних месяцев 1880 г., в состоянии высокого творческого вдохновения. Композитор искренне влюбился в героев сказки А.Н. Островского, близкой ему по народному духу и пантеистическому мировосприятию. Премьера оперы состоялась в январе 1882 г. и прошла с большим успехом.
Время создания «Снегурочки» было особо значимым не только для композитора, но и для всей русской художественной культуры. В этот период художник В.М. Васнецов заканчивает свои полотна на древнерусские и сказочные темы («Витязь на распутье», «Аленушка»). Другие молодые живописцы (М.А. Врубель, М.В. Нестеров) также пытливо вглядываются в древнерусское наследие, стараясь воссоздать старинные элементы национального художественного мышления. «Снегурочка» оказалась в русле этих исканий. Римский-Корсаков открыл неисчерпаемые возможности оперы-мифа, воплотившей древнее народное мировоззрение в новой художественной форме. В основу оперы положена цельная, глубоко продуманная композитором философская концепция, отразившая идею первостепенной значимости и благотворности для человека естественных законов жизни. Эпиграфом к «Снегурочке» могли бы стать слова мифического царя Берендея: «Полна чудес могучая природа!» Композитор прославляет идеальную сказочную страну, где народ-земледелец исповедует высокую нравственность и живет в полной гармонии с окружающей естественной средой. Художественный мир «Снегурочки» рождается через постижение красоты всего сущего на основе старинных языческих народных верований. «Двоемирие» в опере (нерушимый уклад царства берендеев и фантастические образы вечной природы) - контрастные, но не враждебные сферы, олицетворяющие единство Мироздания. Многие образы оперы несут символический смысл Например, Весна, Мороз олицетворяют круговорот времен года, Ярило - творческое животворящее начало, пастух Лель - вдохновенное народное искусство, царь Берендей, хранитель устоев - мудрый образ правления. Вместе с тем концепция оперы не ограничена древним мифологическим мышлением. Хрупкий образ Снегурочки, гибнущей при столкновении с безначальными законами родового порядка, несет в себе индивидуальную неповторимость, характерную для культуры христианского времени. По жанру «Снегурочку» можно отнести к сказочно-эпической и одновременно к лирической опере. В ее драматургии сплелось несколько линий. Главная из них отражает освященную обычаем жизнь берендеев. Многочисленные бытовые и обрядовые эпизоды образуют самостоятельное эпическое действие, незримыми нитями связанное с образом божества Ярилы-Солнца, властвующего над людьми. •Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Римский-Корсаков широко использует подлинные народные тексты и мелодии. Примером может служить сцена проводов Масленицы (пролог) -яркой и сочной картины веселого народного праздника. В ней звучат три календарные песни: «Кал еда-мал еда», «А мы Масленицу дожи-даем», «Даланынь, даланынь». Чередование красочных народно-песенных эпизодов объединено многократно проведенным припевом «Ой, честная Масленица, ой!».
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Пролог. Проводы Масленицы В свадебной сцене из I действия композитор воспроизводит выкуп невесты. Основным музыкальным материалом сцены служат две подлинные свадебные песни - «Как за речкою да за быстрою» и «Как не пава свет по двору ходит». В музыкальной характеристике берендеев большое развитие получил древний славянский фольклор. Композитор использовал самые архаичные его пласты - календарно-обрядовые песни, былины, за-клички. В финале оперы воссоздан облик ритуального языческого гимна (одиннадцатидольный хор «Свет и сила, бог Ярило»). Славянскую окрашенность музыке придают ладовая переменность, неквадратная метроритмика, поступенность мелодики, использование диатонических ладов, архаичные квартовые гармонии. Среди персонажей из среды берендеев выделяется пастух Лель. В его образе Римский-Корсаков прославляет неиссякаемые творческие силы народа.', Одновременно Лель является воплощением солнечного Ярилина начала, дарящего людям силу любви. Этот герой охарактеризован тремя прекрасными песнями - протяжной «Земляничка-ягодка» и хороводными «Как по лесу лес шумит» и «Туча со громом сговаривалась»; оркестровое сопровождение песен имитирует тембры народных инструментов. ' Лирическое начало оперы связано прежде всего с историей любви главной героини «весенней сказки» - Снегурочки. Экспозиция ее необычного образа дана в прологе. Полуреальный-полуфантастический персонаж, рожденный союзом тепла (Весны) и холода (Мороза), подобно героиням многих сказок, стремится стать человеком. Основой ее музыкальной характеристики служат две темы. Первая из них («С подружками по ягоду ходить»), рисует холодновато-грациозные черты прекрасного лесного существа.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.247.133 (0.011 с.) |