Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка».1 действие. Сцена вече. Хор «Осудари псковичи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка».1 действие. Сцена вече. Хор «Осудари псковичи»



Б.В. Асафьев назвал «Псковитянку» оперой-летописью, подчерк­нув ее величавую эпичность, фресковость. Вместе с тем компози­тору вполне удалось воплотить лирико-драматическую линию сю­жета, раскрыть характер и индивидуальность главных героев. Так, партия псковитянки Ольги, раздираемой противоречивыми чувст­вами любви к Туче и тягой к царю Ивану (который оказывается ее отцом), отличается богатством выразительных мелодий народно-песенного склада. В облике Ивана Грозного подчеркивается вели­чавая уверенность в себе. Его лейтмотив интонационно близок ар­хаичным знаменным распевам.

«Майская ночь» была закончена в конце 1878 г. Либретто по повести Н.В. Гоголя Римский-Корсаков написал сам. Сюжет с его сме­шением сочных картин народной жизни и фантастических образов чрезвычайно увлек композитора. По жанру опера получилась лири­ческой, с развитыми сказочными и комедийными сценами. В ней композитор впервые нащупал свой излюбленный принцип «двое-мирия» - раздвоения реальности на бытовую действительность и поту­стороннюю «нежить». Эти миры встречаются в полную таинствен­ной мистической силы майскую ночь. В опере явственно сказалось влияние романтизма: Римский-Корсаков поэтизирует атмосферу сель­ского быта и народные образы. Но особенно сильны романтические краски в фантастических эпизодах и пейзажных зарисовках.

Среди действующих лиц «Майской ночи» можно выделить три раз­нохарактерные группы: лирические герои (среди них певец Левко, силою своего искусства пробудивший ночные волшебные образы), фантастические и комедийные персонажи. В будущем они станут традиционными для опер композитора Подлинным открытием Римского-Корсакова является образ русалки Панночки, истаивающей в свете наступающего утра. Ей противопоставлена героиня из реально­го мира - дочка сотника Ганна. Такая «парность» женских характеров также станет типичной для последующих сочинений композитора.

Оперу «Снегурочка» композитор считал едва ли не самым луч­шим своим сочинением. Основная часть музыки была написаны очень быстро, в течение летних месяцев 1880 г., в состоянии высокого творческого вдохновения. Композитор искренне влюбился в геро­ев сказки А.Н. Островского, близкой ему по народному духу и панте­истическому мировосприятию. Премьера оперы состоялась в январе 1882 г. и прошла с большим успехом.

Время создания «Снегурочки» было особо значимым не только для композитора, но и для всей русской художественной культуры. В этот период художник В.М. Васнецов заканчивает свои полотна на древнерусские и сказочные темы («Витязь на распутье», «Але­нушка»). Другие молодые живописцы (М.А. Врубель, М.В. Нестеров) также пытливо вглядываются в древнерусское наследие, стараясь вос­создать старинные элементы национального художественного мыш­ления. «Снегурочка» оказалась в русле этих исканий. Римский-Корсаков открыл неисчерпаемые возможности оперы-мифа, воплотившей древнее народное мировоззрение в новой художественной форме.

В основу оперы положена цельная, глубоко продуманная компози­тором философская концепция, отразившая идею первостепенной значимости и благотворности для человека естественных законов жиз­ни. Эпиграфом к «Снегурочке» могли бы стать слова мифического царя Берендея: «Полна чудес могучая природа!» Композитор про­славляет идеальную сказочную страну, где народ-земледелец испо­ведует высокую нравственность и живет в полной гармонии с окру­жающей естественной средой.

Художественный мир «Снегурочки» рождается через постижение красоты всего сущего на основе старинных языческих народных ве­рований. «Двоемирие» в опере (нерушимый уклад царства беренде­ев и фантастические образы вечной природы) - контрастные, но не враждебные сферы, олицетворяющие единство Мироздания. Многие образы оперы несут символический смысл Например, Весна, Мороз олицетворяют круговорот времен года, Ярило - творческое животво­рящее начало, пастух Лель - вдохновенное народное искусство, царь Берендей, хранитель устоев - мудрый образ правления.

Вместе с тем концепция оперы не ограничена древним мифоло­гическим мышлением. Хрупкий образ Снегурочки, гибнущей при столкновении с безначальными законами родового порядка, несет в себе индивидуальную неповторимость, характерную для культу­ры христианского времени.

По жанру «Снегурочку» можно отнести к сказочно-эпической и одновременно к лирической опере. В ее драматургии сплелось не­сколько линий. Главная из них отражает освященную обычаем жизнь берендеев. Многочисленные бытовые и обрядовые эпизоды образу­ют самостоятельное эпическое действие, незримыми нитями связан­ное с образом божества Ярилы-Солнца, властвующего над людьми. •Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Римский-Корсаков широко использует подлинные народные тексты и мелодии. Примером может служить сцена проводов Масленицы (пролог) -яркой и сочной картины веселого народного праздника. В ней звучат три календарные песни: «Кал еда-мал еда», «А мы Масленицу дожи-даем», «Даланынь, даланынь». Чередование красочных народно-пе­сенных эпизодов объединено многократно проведенным припевом «Ой, честная Масленица, ой!».

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Пролог. Проводы Масленицы

В свадебной сцене из I действия композитор воспроизводит вы­куп невесты. Основным музыкальным материалом сцены служат две подлинные свадебные песни - «Как за речкою да за быстрою» и «Как не пава свет по двору ходит».

В музыкальной характеристике берендеев большое развитие полу­чил древний славянский фольклор. Композитор использовал самые архаичные его пласты - календарно-обрядовые песни, былины, за-клички. В финале оперы воссоздан облик ритуального языческого гимна (одиннадцатидольный хор «Свет и сила, бог Ярило»). Сла­вянскую окрашенность музыке придают ладовая переменность, не­квадратная метроритмика, поступенность мелодики, использование диатонических ладов, архаичные квартовые гармонии.

Среди персонажей из среды берендеев выделяется пастух Лель. В его образе Римский-Корсаков прославляет неиссякаемые твор­ческие силы народа.', Одновременно Лель является воплощением солнечного Ярилина начала, дарящего людям силу любви. Этот ге­рой охарактеризован тремя прекрасными песнями - протяжной «Земляничка-ягодка» и хороводными «Как по лесу лес шумит» и «Туча со громом сговаривалась»; оркестровое сопровождение пе­сен имитирует тембры народных инструментов. '

Лирическое начало оперы связано прежде всего с историей люб­ви главной героини «весенней сказки» - Снегурочки. Экспозиция ее необычного образа дана в прологе. Полуреальный-полуфантас­тический персонаж, рожденный союзом тепла (Весны) и холода (Мороза), подобно героиням многих сказок, стремится стать чело­веком. Основой ее музыкальной характеристики служат две темы. Первая из них («С подружками по ягоду ходить»), рисует холодно­вато-грациозные черты прекрасного лесного существа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.004 с.)