Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 6. Русская народная песня и ее жанровые разновидности. Р. Н. П. В обработке композиторов-классиков.
В 60-70-е гг. XVIII в. в России начинается подлинный «фольклорный бум». Правда, отдельные записи народных напевов встречались и в первой половине века, однако массовый интерес к фольклорным изысканиям пришелся на екатерининскую эпоху. Отношение к песне как к ценному памятнику народной истории и культуры в то время еще не созрело. Никто из собирателей и не стремился бережно донести до потомков «шероховатости» мелодий и текстов в первозданном и неизменном виде. Скорее наоборот, авторы песенных сборников старались отредактировать песню, сделать ее удобной для любительского пения под аккомпанемент музыкальных инструментов. Рассматривалась народная песня как жанр литературный, а не музыкальный. Поэтому первые собрания музыкального фольклора содержали лишь тексты песен без нот. В 18 веке впервые стали записывать и изучать р.н.п. - появляются первые научные труды о музыкальном творчестве русского народа. Изучением народного творчества занялись ранее всего литераторы-просветители. В 18 веке появились первые сборники р.н.п. с напевами и текстом. Первый текстовый сборник Михаила Дмитриевича Чулкова «Собрание разных песен» в 4 книжках с 1770-1774 год имел большую популярность. Здесь крестьянские, казачьи, солдатские, городские песни. Популярность сборника была столь велика, что в 1780-1781 гг. Н.И. Новиков переиздал его, добавив еще две части. К концу 18 века более углубленно изучается народная песня. В 70-е годы к собиранию и записи обращаются не только любители, но и профессиональные композиторы. Трутовского следует считать первым музыкантом-фольклористом. В его труд вошло много и поныне популярных песен: «Чуть пониже было города Саратова», «Вниз по матушке по Волге» и др. Трутовский чувствовал природу народной музыки. В сборник не были включены песни «книжного» жанра, за исключением тех напевов, которые успели стать народными (например, «Как на дубчике два голубчика», «Ивушка, ивушка, зеленая моя». В конце 18 века выходят первые печатные сборники нот р.н.п. – В. Трутовский «Собрания русских простых песен с нотами» - состоит из четырех частей, песни в двухголосном изложении записывались на двух строчках, есть связь со стилем канта в особенностях мелодичности и подвижности нижнего голоса.
Самый заметный след в истории отечественной музыкальной фольклористики оставило «Собрание народных русских песен с их голосами», изданное в 1790 г. известным русским просветителем Николаем Александровичем Львовым (1751-1803) в содружестве с обрусевшим чешским композитором Иваном Прячем (подлинное имя Ян Богумир). Сборник явился плодом многолетней увлеченности фольклором в литературно-музыкальном кружке Н.А. Львова. Этот кружок, по словам одного из современников, сплотил людей, у которых были «согласныя склонности» и «одинокия упражнения». Появление сборника - выдающееся событие в русской музыке. В предисловии к нему, названном «О русском народном пении», Львов писал, что в песеннике сохранено «все свойство народного российского пения», дабы собрание имело «достоинство подлинника». Подчеркнем, что привычное теперь словосочетание «народная песня» Львов употребил первым. Да и вообще многое в этой работе было сделано впервые: впервые автор попытался выявить истоки народной песни, впервые указал на ее многоголосный склад, впервые выделил протяжные песни как «самыя лучшия». Уже из перечисленного видно, что Львову удалось создать своего рода единственный в XVIII в. научный труд по музыкальной фольклористике, сделать подлинное культурное открытие. В сборник вошли 100 песен, многие из которых распространены и поныне: «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде». Большинство напевов, со вкусом отобранных Львовым, вошли в историю русской музыки как классические образцы фольклора. Вместе с тем, наряду с крестьянскими песнями, в сборник попали песни-романсы, популярные в городском быту («Чем тебя я огорчила», «Помнишь ли меня, мой свет» и др.). Процесс соединения двух различных музыкальных «материй» - русского фольклора и европейского профессионального музыкального языка - был очень сложным. Музыканты XVIII в. еще не владели приемами обработок народных песен, адекватными их самобытности, они не сумели постичь особенности народной полифонии. Европеизация народных напевов выразилась в несколько искусственном их подчинении нормам музыкального классицизма. Трутовский и Прач применяли в своих обработках правила классической гармонии и фактуры (гармонический минор, квадратность структур, симметричную ритмику и метрику, гармонические фигурации и др.).
И. Прач и Н. Львов «Собрание народных русских песен с их голосами» - песни для голоса с фортепиано разных жанров наиболее популярные в народе, фортепианный аккомпанемент в обработке Прача в клавирном переложении. Эти сборники активно использовались композиторами в их творчестве – опера Соколовского «Мельник», Фомин «Ямщики на подставе». Несколько необычным для своего времени представляется «Сборник Кирши Данилова», составленный весьма рано, в середине XVIII в. «Сборник Кирши Данилова» 18 век в Западной Сибири – в основном исторические песни, былины – напев записан без подтекстовки в один голос. Автор сохранил былинно-эпические традиции, что было необычно для того времени. Широкое отражение народная песня нашла в профессиональной музыке, и прежде всего в жанре комической оперы конца 18 века. Со второй половины 19 века стараются записывать песни с голоса народа, меняется характер издаваемых сборников – в основном крестьянские старинные песни вместо городских. Появляется ряд теоретических трудов В. Одоевского, а. Серова «Музыка южнорусских песен», «Русская народная песня, как предмет науки». В 60-е годы выходят сборники Балакирева «40 песен», Р.-К. «100 р.н.п.». Исследованию народного многоголосия посвятил свою деятельность в первые Ю. Мельгунов – его сборники в 2 частях со вступительной статьей – песни изложены в виде фортепианного переложения с текстом и отдельных подголосков без текста. В 1888 году сборник Н. Пальчикова с разными жанровыми песнями, здесь же отдельные подголоски песен без единой партитуры в виде вариантов. Е. Линева записывала песни с помощью фонографа, выпустила сборник «Великорусские песни в народной гармонизации» в 1904 году, второй выпуск в 1909. Здесь несколько вариантов песен, партитура расписана построчно. А. Листопадов выпустил в советские времена пятитомник с песнями донских казаков для различных составов хора. М. Пятницкий выпустил сборник «Концерты М. Пятницкого с крестьянами» на основе репертуара хора, где точно отражено хоровое многоголосие. Работа собирателей оказала большое влияние и помощь для дальнейшего изучения народно-песенного склада и ее музыкальных особенностей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.005 с.) |