Тема 2. 6. Русская народная песня и ее жанровые разновидности. Р. Н. П. В обработке композиторов-классиков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 6. Русская народная песня и ее жанровые разновидности. Р. Н. П. В обработке композиторов-классиков.



В 60-70-е гг. XVIII в. в России начинается подлинный «фольк­лорный бум». Правда, отдельные записи народных напевов встре­чались и в первой половине века, однако массовый интерес к фоль­клорным изысканиям пришелся на екатерининскую эпоху.

Отношение к песне как к ценному памятнику народной истории и культуры в то время еще не созрело. Никто из собирателей и не стремился бережно донести до потомков «шероховатости» мелодий и текстов в первозданном и неизменном виде. Скорее наоборот, ав­торы песенных сборников старались отредактировать песню, сделать ее удобной для любительского пения под аккомпанемент музы­кальных инструментов. Рассматривалась народная песня как жанр литературный, а не музыкальный. Поэтому первые собрания музы­кального фольклора содержали лишь тексты песен без нот.

В 18 веке впервые стали записывать и изучать р.н.п. - появляются первые научные труды о музыкальном творчестве русского народа.

Изучением народного творчества занялись ранее всего литера­торы-просветители. В 18 веке появились первые сборники р.н.п. с напевами и текстом. Первый текстовый сборник Михаила Дмитриевича Чулкова «Собрание разных песен» в 4 книжках с 1770-1774 год имел большую популярность. Здесь крестьянские, казачьи, солдатские, городские песни.

Популярность сборника была столь велика, что в 1780-1781 гг. Н.И. Новиков переиздал его, добавив еще две части. К концу 18 века более углубленно изучается народная песня.

В 70-е годы к собиранию и записи обращаются не только любители, но и профессиональные композиторы. Трутовского следует считать первым музыкантом-фольклорис­том. В его труд вошло много и поныне популярных песен: «Чуть пониже было города Саратова», «Вниз по матушке по Волге» и др. Трутовский чувствовал природу народной музыки. В сборник не были включены песни «книжного» жанра, за исключением тех на­певов, которые успели стать народными (например, «Как на дубчике два голубчика», «Ивушка, ивушка, зеленая моя». В конце 18 века выходят первые печатные сборники нот р.н.п. – В. Трутовский «Собрания русских простых песен с нотами» - состоит из четырех частей, песни в двухголосном изложении записывались на двух строчках, есть связь со стилем канта в особенностях мелодичности и подвижности нижнего голоса.

Самый заметный след в истории отечественной музыкальной фольклористики оставило «Собрание народных русских песен с их голосами», изданное в 1790 г. известным русским просветителем Николаем Александровичем Львовым (1751-1803) в содружестве с обрусевшим чешским композитором Иваном Прячем (подлинное имя Ян Богумир). Сборник явился плодом многолетней увлечен­ности фольклором в литературно-музыкальном кружке Н.А. Львова. Этот кружок, по словам одного из современников, сплотил людей, у которых были «согласныя склонности» и «одинокия упражнения».

Появление сборника - выдающееся событие в русской музыке. В предисловии к нему, названном «О русском народном пении», Львов писал, что в песеннике сохранено «все свойство народного российского пения», дабы собрание имело «достоинство подлин­ника». Подчеркнем, что привычное теперь словосочетание «народ­ная песня» Львов употребил первым. Да и вообще многое в этой рабо­те было сделано впервые: впервые автор попытался выявить истоки народной песни, впервые указал на ее многоголосный склад, впер­вые выделил протяжные песни как «самыя лучшия». Уже из пере­численного видно, что Львову удалось создать своего рода един­ственный в XVIII в. научный труд по музыкальной фольклористике, сделать подлинное культурное открытие.

В сборник вошли 100 песен, многие из которых распространены и поныне: «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде». Большинство напевов, со вкусом отобранных Львовым, вошли в историю русской музыки как классические об­разцы фольклора.

Вместе с тем, наряду с крестьянскими песнями, в сборник попали песни-романсы, популярные в городском быту («Чем тебя я огор­чила», «Помнишь ли меня, мой свет» и др.).

Процесс соединения двух различных музыкальных «материй» - русского фольклора и европейского профессионального музыкаль­ного языка - был очень сложным. Музыканты XVIII в. еще не владе­ли приемами обработок народных песен, адекватными их самобыт­ности, они не сумели постичь особенности народной полифонии. Европеизация народных напевов выразилась в несколько искусст­венном их подчинении нормам музыкального классицизма. Трутовский и Прач применяли в своих обработках правила классической гармонии и фактуры (гармонический минор, квадратность структур, симметричную ритмику и метрику, гармонические фигурации и др.).

И. Прач и Н. Львов «Собрание народных русских песен с их голосами» - песни для голоса с фортепиано разных жанров наиболее популярные в народе, фортепианный аккомпанемент в обработке Прача в клавирном переложении. Эти сборники активно использовались композиторами в их творчестве – опера Соколовского «Мельник», Фомин «Ямщики на подставе».

Несколько необычным для своего времени представляется «Сборник Кирши Данилова», составленный весьма рано, в се­редине XVIII в.

«Сборник Кирши Данилова» 18 век в Западной Сибири – в основном исторические песни, былины – напев записан без подтекстовки в один голос. Автор сохранил былинно-эпические традиции, что было необычно для того времени.

Широкое отражение народная песня нашла в профессиональной музыке, и прежде всего в жанре комической оперы конца 18 века.

Со второй половины 19 века стараются записывать песни с голоса народа, меняется характер издаваемых сборников – в основном крестьянские старинные песни вместо городских. Появляется ряд теоретических трудов В. Одоевского, а. Серова «Музыка южнорусских песен», «Русская народная песня, как предмет науки». В 60-е годы выходят сборники Балакирева «40 песен», Р.-К. «100 р.н.п.».

Исследованию народного многоголосия посвятил свою деятельность в первые Ю. Мельгунов – его сборники в 2 частях со вступительной статьей – песни изложены в виде фортепианного переложения с текстом и отдельных подголосков без текста.

В 1888 году сборник Н. Пальчикова с разными жанровыми песнями, здесь же отдельные подголоски песен без единой партитуры в виде вариантов.

Е. Линева записывала песни с помощью фонографа, выпустила сборник «Великорусские песни в народной гармонизации» в 1904 году, второй выпуск в 1909. Здесь несколько вариантов песен, партитура расписана построчно.

А. Листопадов выпустил в советские времена пятитомник с песнями донских казаков для различных составов хора.

М. Пятницкий выпустил сборник «Концерты М. Пятницкого с крестьянами» на основе репертуара хора, где точно отражено хоровое многоголосие.

Работа собирателей оказала большое влияние и помощь для дальнейшего изучения народно-песенного склада и ее музыкальных особенностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.005 с.)