Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации.



Например. Предлагаемая ситуация — посещение магазина. Ведущий обращается к заикающимся: “Ваша задача — пройти по отделам, посмотреть, что есть на прилавке. Вы подходите к одному отделу, затем к другому... Выбираете, что вам нужно купить, и подходите к кассе... Занимаете очередь... Впереди вас два человека. Вы — третий. Очередь продвигается... Вы слышите голос кассира. Она говорит громко, нетерпеливо... Это волнует вас... Вы чувствуете (дается описание состояния волнения). Почувствовав привычное для этой ситуации волнение, вы успокаиваете себя, обращаясь к формуле спокойствия”.

Как только в самоотчетах появляются записи об успешном преодолении волнения, перед заикающимися ставится задача повышенной сложности: представить ситуацию и себя в роли АКТИВНОГО собеседника.

Например. Ситуация та же. Задача: “Воспользовавшись формулами самовнушения (“спокоен”, “совершенно спокоен” и пр.) обратиться к кассиру, назвав необходимую сумму.

Представления новых форм эмоционального и речевого реагирования вначале закрепляются на логопедических занятиях, а затем актуализируются на функциональных речевых тренировках и в обычных жизненных ситуациях. Таким образом используется ступенчатая система контроля и подкрепления (представления — логопедические занятия — функциональные тренировки в реальных условиях — представления).0на позволяет добиться постепенного угашения невротических и вазовегетативных реакций, характерных для данной личности, и разрушения патологических условных связей между эмоциональными, речевыми реакциями и патогенными ситуациями.

Для преодоления судорожности речедвигательного аппарата заикающиеся используют приемы локальной релаксации. Их цель — обеспечить возможность самостоятельной регуляции тонуса мышц артикуляционного и вокального аппаратов.

При этом тренирующимся предлагают следующие самовнушения:

Мышцы глотки расслабляются,

Язык расслабляется,

Нижняя челюсть расслабляется,

Чувствую легкое приятное тепло в задней стенке глотки и в корне языка.

В речевом плане это этап напряженных речевых тренировок различной сложности.

Новым является то, что речевой материал готовится к логопедическим занятиям на AT, представления направлены на выработку новых речевых стереотипов, преодоление логофобии.

Во время тренировок заикающиеся постепенно переходят от легкого дремотного состояния к клиническому “бодрствованию”, от мысленного проговаривания — к активной речевой деятельности.

Речевые тренировки второго этапа проходят по следующей схеме:

Выработка новых речевых стереотипов (переход от мысленного проговаривания к сопряженно-отраженной и шепотной речи).

Закрепление речевых навыков, выработанных на первом занятии AT и на логопедических занятиях (коллективное чтение текстов, шепотная речь, переходящая в громкую).

Подготовка к логопедическим занятиям, одновременная работа всех членов группы (речь громкая).

Индивидуальные выступления (речь громкая).

Речевой материал постепенно усложняется. Заикающиеся выступают с чтением текстов, отрабатываемых ими для логопедических занятий, участвуют в импровизации по предложенной теме. В конце занятий, в ходе гетерогенных внушений, ведущий обязательно обращает внимание заикающихся на свободу речевого акта.

Для автоматизации навыков саморегуляции на данном этапе вводятся физкультминутки — небольшой комплекс физических упражнений, вызывающий повышение общего мышечного напряжения, изменение ритма дыхания и сердечной деятельности.

После зарядки с помощью формул самовнушения тренирующиеся самостоятельно нормализуют свое состояние, обеспечивая возможность речевого общения. Для проведения внушений и самовнушений они вновь погружаются в состояние релаксации.

На третьем этапе в ходе аутогенных тренировок заикающиеся овладевают сокращенными формулами самовнушения, приемами активной регуляции мышечного тонуса и активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Расширенная формула спокойствия заменяется короткими формулировками: “Спокоен, собран, сосредоточен”. Формулы, направленные на расслабление отдельных мышечных групп заменяются короткими самовнушениями: “Живот, грудь, горло, челюсть, губы, язык расслаблены”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.006 с.)