Конспектирование программно-методической литературы.
Содержание книги
- Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
- Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.
- Факторы, усиливающие Заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).
- Организация специального охранительного режима для заикающихся
- В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
- Навыки релаксации и плавной речи, реализуемой в процессе аутогенной тренировки, закрепляются специальными функциональными тренингами в реальной ситуации (подробнее см. 3.3.).
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.
- Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.
- В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.
- Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
- Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.
- Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.
- Шает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.
- В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используются ряд модулей программы “Видимая речь”.
- Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.
- В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е. Ю. Pay, 1992 и др. ).
- Психолого-педагогическая реабилитация проводится на протяжении всего курса реабилитации. При невротическом заикании интенсивность психологического воздействия должна быть выше, Чем логопедического.
- Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- Н.А. Чевелева (1976) при работе с заикающимися дошкольниками включает 5 периодов развития связной речи.
- Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- Диагностический этап (10-15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося нЕвропатологом,
- Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи.
- Ния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.
- Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,
- Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
- I. Оздоровление нервной системы
- Конспектирование программно-методической литературы.
- Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?
- Раскройте основные положения системы психолого-педагогнческой реабилитации, разработанной В.М. Шкловским.
- Упражнение № 7. Хорошее настроение (для детей 5-6 лет)
- Делаете это обычно и рассказать об этом, а затем изобразить, как бы вам хотелось, чтобы это происходило. Обязательно поделитесь с тем, кто вам приятен и убедитесь, что вас правильно поняли”.
- Занятия заканчиваются двигательными упражнениями, которые позволяют осуществить постепенный переход к нормальному мышечному тонусу.
- Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации.
- На этом этапе вводятся индивидуальные самовнушения, направленные на преодоление болезненного отношения к речевому дефекту, к собеседнику или к аудитории, которое характерно для данного индивида.
- В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
- С каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: “плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
- В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.
- Сочетание темпа музыки с темпом движений
- Дети становятся в два круга. Внутренний круг двигается в темпе марша вправо, а внешний одновременно в темпе бега — влево: по сигналу роли кругов меняются.
- Второй. Мальчик-с-палъчик усмехнулся — дядю степу он догнал.
- Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или в левую сторону.
- Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.
- Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.
- Массаж для расслабления круговой мышцы глаза
- Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (бат).
- На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.
10. Составить на основе протокола обследования развернутую психолого-педагогичсскую характеристику заикающегося ребенка с логопедическим наблюдением и перспективным планом коррекционного воздействия.
11. Составить таблицу “Этапы логопедической работы по коррекции заикания у учащихся общеобразовательной школы” с отражением в ней основных задач, моделей общения и речевого поведения учащихся на различных этапах коррекционного воздействия.
Составить таблицу “Система логопедической работы по исправлению заикания у школьников в процессе обучения” с отражением в ней задач и краткого содержания периодов коррекционного обучения.
13. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику обследованного учащегося с логопедическим заключением и перспективным планом коррекционного воздействия.
14. Составить план-конспект просмотренного логопедического занятия с заикающимися школьниками с подробным его анализом.
Составить таблицу “Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками”.
Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику заикающегося подростка.
17. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися подростками с подробньш его анализом.
Составить таблицу “Этапы комплексной лечебно-педагогической работы по устранению заикания у взрослых”.
19. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися взрослыми с подробным его анализом.
Составить таблицу “Организация логопедической помощи заикающимся”.
Подготовить текст беседы с родителями и воспитателями “О заикании у детей”.
4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”
Каково строение периферического речевого аппарата?
В чем состоит различие между непроизвольными и произвольными движениями? К какому типу движений относится речевая артикуляция?
Назовите основные параметры акустических характеристик устной речи.
Дайте определение плавности речи.
Какие положения П.К. Анохина составляют основу представлений о функциональной системе речедвигательного акта?
Как можно применить положения о функциональной системе П.К. Анохина к пониманию патогенетических механизмов заикания?
Какими параметрами характеризуется крик здорового ребенка? Какую основную функцию он несет?
В каком возрасте появляются у ребенка гуление и лепет и чем они различаются?
Как соотносятся фазы моторного развития ребенка с фазами речевого развития? До какого возраста прослеживается их сопряженность?
Назовите основные этапы развития речи ребенка.
Почему возраст от 1 до 6 лет является сензитивным периодом в развитии речи?
Что такое физиологические итерации? В какой период развития речи они возникают?
Дайте определение заикания.
Назовите основные клинические признаки заикания.
Дайте характеристику основных признаков судорожной активности мышц периферического речевого аппарата.
Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.
Назовите симптомы логофобии. В каком возрасте заикающихся она проявляется?
Охарактеризуйте типы течения заикания.
Объясните какова роль генетических механизмов в развитии заикающихся.
Опишите роль биологических и социальных факторов в развитии заикания.
Какова роль индивидуальных особенностей речевого онтогенеза в возникновении заикания?
Назовите факторы риска, которые могут способствовать возникновению невротических и неврозоподобных форм речевой патологии.
Дайте определение невротической и неврозоподобной форм заикания.
Перечислите факторы риска возникновения невротической формы заикания у детей.
Дайте психолого-педагогическую характеристику детей, с невротической формой заикания.
|