Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е. Ю. Pay, 1992 и др. ).
Содержание книги
- Различные виды психотерапии, период молчания, адекватно применяемый у детей в начале коррекционного воздействия, позволяют снизить силу детерминанты в эмоциогенных структурах мозга.
- В отличие от “преходящих” судорожных запинок при “выходе” из алалии, афазии, дизартрии, при возникновении эволюционного заикания быстро формируется патологическая функциональная система речи.
- Чем более разветвлена и сильна патологическая система речи, тем больше нарушена интегративная функция мозга и дезорганизована ее деятельность в целом.
- Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися.
- Фамилия, имя, отчество обследуемого.
- Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
- Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
- Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.
- Факторы, усиливающие Заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).
- Организация специального охранительного режима для заикающихся
- В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
- Навыки релаксации и плавной речи, реализуемой в процессе аутогенной тренировки, закрепляются специальными функциональными тренингами в реальной ситуации (подробнее см. 3.3.).
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.
- Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.
- В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.
- Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
- Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.
- Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.
- Шает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.
- В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используются ряд модулей программы “Видимая речь”.
- Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.
- В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е. Ю. Pay, 1992 и др. ).
- Психолого-педагогическая реабилитация проводится на протяжении всего курса реабилитации. При невротическом заикании интенсивность психологического воздействия должна быть выше, Чем логопедического.
- Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- Н.А. Чевелева (1976) при работе с заикающимися дошкольниками включает 5 периодов развития связной речи.
- Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- Диагностический этап (10-15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося нЕвропатологом,
- Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи.
- Ния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.
- Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,
- Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
- I. Оздоровление нервной системы
- Конспектирование программно-методической литературы.
- Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?
- Раскройте основные положения системы психолого-педагогнческой реабилитации, разработанной В.М. Шкловским.
- Упражнение № 7. Хорошее настроение (для детей 5-6 лет)
- Делаете это обычно и рассказать об этом, а затем изобразить, как бы вам хотелось, чтобы это происходило. Обязательно поделитесь с тем, кто вам приятен и убедитесь, что вас правильно поняли”.
- Занятия заканчиваются двигательными упражнениями, которые позволяют осуществить постепенный переход к нормальному мышечному тонусу.
- Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации.
- На этом этапе вводятся индивидуальные самовнушения, направленные на преодоление болезненного отношения к речевому дефекту, к собеседнику или к аудитории, которое характерно для данного индивида.
- В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
- С каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: “плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
- В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.
- Сочетание темпа музыки с темпом движений
- Дети становятся в два круга. Внутренний круг двигается в темпе марша вправо, а внешний одновременно в темпе бега — влево: по сигналу роли кругов меняются.
- Второй. Мальчик-с-палъчик усмехнулся — дядю степу он догнал.
На первом этапе логопедической работы, когда осуществляется “щадящий речевой режим”, используются игры, направленные на развитие невербальных форм общения. На этом этапе могут допускаться односложные ответы (“Да”, “Нет”), а через некоторое время шепотная речь. Для реализации этих задач логопед словесно рисует занимательный игровой сюжет, в котором дети принимают участие, выполняя соответствующую сюжету роль с помощью движений, жестов и мимики.
Например:
Игра: “Зайцы и лиса”.
Логопед: Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно... и т.д.
Соответственно тексту и инструкциям логопеда или воспитателя дети выполняют соответствующие движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно, соответственно инструкции.
При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например: “Дедка и репка”, “Курочка ряба” и пр. В процессе игровой деятельности у детей с невротической формой заикания снимается эмоциональное напряжение, снижается фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся свободнее возможности невербального общения. Дети этой труппы с удовольствием имитируют особенности поведения разных животных и их общение между собой.
У детей с неврозоподобной формой заикания с помощью невербальных игр создаются условия для развитая выразительности жестикуляции и мимики. Постепенно у них формируются умения использовать эти навыки для общения.
Невербальные игры, проводимые на этом этапе, способствуют формированию коллективной деятельности детей, умению подчинять свое поведение общим целям коллектива.
При переходе на облегченные формы речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) воспитательная роль игры усложняется. С помощью игры воспитывается возможность произвольного поведения. Дети учатся выполнять требования, которые исходят не только от взрослого, но и от сверстника.
На этом этапе выбирается водящий в играх с помощью считалок (ритмизированная речь в сочетании с движением руки). В этот период приобретают актуальность игры-драматизации, настольный и кукольный театр и т.п., в которых используются облегченные формы речи.
При воспитании самостоятельной речи круг игровых ситуаций существенно расширяется. Выполнение ролей в сюжетно-ролевых играх воспитывает у детей способность организовать общение в конкретной жизненной ситуации (продавец и покупатель, больной и доктор, дочка и мама и т.п.).
Переход к творческой игре создает условия развития фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в наибольшей мере, чем другие игры, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т.е. развитию адекватного социального поведения.
Более подробно с методикой воспитательной работы, направленной на воспитание личности заикающегося ребенка, можно ознакомиться в работах Г.А. Волковой “Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников”, В.И. Селиверстова “Заикание у детей”, 1993;
И. Г. Выгодской и др. “Преодоление заикания у дошкольников в игровых ситуациях”, 1993.
Иная система воспитания и коррекции личности требуется при заикании у подростков. Наряду с необходимостью восстановления коммуникативной функции речи при заикании у подростков требуется реконструкция социальной значимости личности.
В первую очередь для восстановления социальной значимости личности необходима психолого-педагогическая реабилитация, т.е. адаптация подростка к тем социальным условиям, которые имеют для него особое значение (семья, школа, техникум и т.п.).
Психолого-педагогическая реабилитация включает в себя обучение подростка способам саморегуляции эмоционального состояния, овладение специализированной аутогенной тренировкой, способами самоконтроля, обучение навыкам поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
При невротическом заикании у подростков психологическая реабилитация предполагает проведение социальной и групповой психотерапии. Важно фиксировать внимание подростка на положительных качествах его личности;
Воспитывать у них навыки общения со сверстниками и взрослыми, адекватно строить свое общение и не избегать его, воспитывать умение учитывать интересы коллектива, в котором они учатся или работают, развивать уверенность в себе и в своих возможностях преодолеть заикание.
|