Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?
Содержание книги
- Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
- Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.
- Факторы, усиливающие Заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).
- Организация специального охранительного режима для заикающихся
- В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
- Навыки релаксации и плавной речи, реализуемой в процессе аутогенной тренировки, закрепляются специальными функциональными тренингами в реальной ситуации (подробнее см. 3.3.).
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.
- Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.
- В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.
- Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
- Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.
- Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.
- Шает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.
- В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используются ряд модулей программы “Видимая речь”.
- Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.
- В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е. Ю. Pay, 1992 и др. ).
- Психолого-педагогическая реабилитация проводится на протяжении всего курса реабилитации. При невротическом заикании интенсивность психологического воздействия должна быть выше, Чем логопедического.
- Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- Н.А. Чевелева (1976) при работе с заикающимися дошкольниками включает 5 периодов развития связной речи.
- Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- Диагностический этап (10-15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося нЕвропатологом,
- Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи.
- Ния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.
- Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,
- Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
- I. Оздоровление нервной системы
- Конспектирование программно-методической литературы.
- Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?
- Раскройте основные положения системы психолого-педагогнческой реабилитации, разработанной В.М. Шкловским.
- Упражнение № 7. Хорошее настроение (для детей 5-6 лет)
- Делаете это обычно и рассказать об этом, а затем изобразить, как бы вам хотелось, чтобы это происходило. Обязательно поделитесь с тем, кто вам приятен и убедитесь, что вас правильно поняли”.
- Занятия заканчиваются двигательными упражнениями, которые позволяют осуществить постепенный переход к нормальному мышечному тонусу.
- Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации.
- На этом этапе вводятся индивидуальные самовнушения, направленные на преодоление болезненного отношения к речевому дефекту, к собеседнику или к аудитории, которое характерно для данного индивида.
- В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
- С каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: “плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
- В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.
- Сочетание темпа музыки с темпом движений
- Дети становятся в два круга. Внутренний круг двигается в темпе марша вправо, а внешний одновременно в темпе бега — влево: по сигналу роли кругов меняются.
- Второй. Мальчик-с-палъчик усмехнулся — дядю степу он догнал.
- Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или в левую сторону.
- Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.
- Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.
- Массаж для расслабления круговой мышцы глаза
- Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (бат).
- На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.
Какова динамика невротической формы заикания? Возможна ли “спонтанная” нормализация речи? Что способствует хронификации данной речевой патологии?
Каковы особенности поведения дошкольников, страдающих невротической формой заикания?
Расскажите, как влияет логофобия на поведение подростков и взрослых.
Каковы особенности поведения подростков, страдающих невротической формой заикания?
Перечислите факторы риска у детей с неврозоподобной формой заикания.
Каковы особенности раннего психомоторного и речевого развития детей с неврозоподобной формой заикания?
Опишите динамику неврозоподобной формы заикания.
Каковы особенности поведения дошкольников и детей подросткового возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания?
Каково своеобразие формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при невротическом заикании?
Расскажите, как проявляется сосуществование двух (нормальной и патологической) программ действия в речевой функциональной системе при невротическом заикании. Каковы условия их проявления?
Каковы отличия от нормы в формировании речедвигательной функциональной системы у детей с неврозоподобной формой заикания?
Обоснуйте принципы дифференцированного психолого-педагогического воздействия на заикающихся с разными клиническими формами заикания.
Какие меры необходимо предпринять при “остром” начале заикания у детей дошкольного возраста?
Какова организация логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, страдающими невротической формой заикания?
Раскройте значение психотерапии в системе реабилитации заикающихся с невротической формой заикания.
В чем состоит прием угашения страха речи у взрослых заикающихся?
Осветите систему функциональных тренировок и их роль в реабилитации заикающихся.
Каково значение логоритмики в системе коррекционных воздействий на заикающихся.
Раскройте основные принципы комплексной психолого-педагогической реабилитации заикания.
Каковы основные направления коррекционно-педагогического воздействия при неврозоподобной форме заикания?
Определите значение логоритмики в системе реабилитационных мероприятий при невротической и неврозоподобной формах заикания.
Каково значение индивидуальных логопедических занятий при неврозоподобной форме заикания?
Перечислите методические приемы формирования навыка плавной речи.
Обоснуйте необходимость применения методического приема торможения речедвигательных стереотипов.
Как организовать охранительный режим для заикающихся дошкольников, подростков, взрослых?
Какие существуют методы регуляции эмоционального состояния у заикающихся?
Назовите основные методические приемы формирования речевого дыхания у заикающихся.
Опишите основные приемы формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения у заикающихся.
Опишите основные методические приемы развития просодической стороны речи у заикающихся.
Назовите основные направления работы по развитию моторных функций организма у заикающихся.
57. Каковы основные этапы развития планирующей функции речи?
Каковы задачи воспитания личности заикающихся?
Опишите основные приемы воспитания личности дошкольников.
Назовите и дайте содержательную характеристику основных видов психотерапии, используемой при реабилитации заикающихся.
Раскройте основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, предложенной Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay.
Раскройте основные положения психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, разработанной В.И. Селиверстовым.
Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е. Левиной, используемые в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками и школьниками (методики Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой).
|