Тема 5. Международный рынок услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Международный рынок услуг



1. Характеристика и классификация услуг.

2. Международные транспортные услуги.

3. Международный туризм.

4. Международный рынок технологий.

Важную и все более возрастающую часть в международной торговле занимает торговля услугами. Стоимость мировой торговли коммерческими услугами составляет около четверти стоимостного объема торговли товарами.

Услуги – это тоже товары, но часто услуги неосязаемы, поэтому их называют в МЭО «невидимым» экспортом и импортом. Полезный эффект услуги экспортируется посредством передачи материального носителя (документ, обзор, обученный специалист), непосредственно услуги (транспорт, связь и т.п.) или временным перемещением производителя или потребителя данной услуги.

Услуги – продукт многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.

В рамках Уругвайского раунда многосторонних переговоров (ныне ВТО) действует классификатор услуг, который включает 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 разделов.

 

Международные транспортные услуги – это услуги всех видов транспорта морской, наземный, воздушный, трубопроводный, речной…), оказываемый резидентами одной стороны резидентам другой страны.

Транспортные издержки составляют примерно 5% мирового экспорта.

Влияние транспортных издержек на международную торговлю:

• уменьшают экспорт;

• препятствуют выравниванию цен товаров, услуг, факторов;

• влияют на специализацию;

• распределяются между экспортером и импортером в зависимости от эластичности спроса и предложения.

Международный туризм – это предоставление туристических услуг и товаров туристического спроса.

В 60–70 гг. приобрел всемирный характер с повышением уровня жизни.

Рынок технологий – это обмен технологиями в коммерческой и некоммерческой форме, относится к прочим услугам по классификации ВТО.

Понятие «передача технологии» может рассматриваться в широком и узком смыслах слова.

В узком смысле слова международный трансфер технологий – это передача конструкторских решений, систематических знаний и производственного опыта для производства изделия, применения процесса или оказания услуг, включая управленческую деятельность и маркетинг, т.е. передача собственно технологи в «чистом» виде.

В широком смысле передача технологии подразумевает собой передачу технологии как в «чистом» виде (неовеществленном), так и в материальном виде (овеществленном). Соответственно в этом случае под передачей технологии понимается в том числе и экспорт некоторых видов промышленной продукции, например, машин и оборудования, созданных на основе новых технических решений, а также поставка комплексных предприятий, реализующих новые технологические процессы, системы организации производства.

Международный обмен технологией отличается от традиционного товарообмена тем, что это – не единовременный акт купли-продажи. В процессе внедрения и освоения технологии между участвующими сторонами устанавливаются длительные хозяйственные отношения. В то же время характерной чертой передачи технологии, в отличие от миграции научной информации, является не только перемещение научно-технических знаний, но и обязательность их использования в какой-либо деятельности.

Обычно процесс передачи технологии включает в себя:

- отбор и приобретение технологии;

- адаптацию и освоение приобретенной технологии;

- развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики.

Причины быстрого развития международного обмена технологией:

- усиление неравномерности экономического развития отдельных государств;

- технология – средство преодоления технической отсталости и создания собственной промышленности;

- монополизация НТП крупнейшими фирмами;

- развитие конкурентной борьбы на мировом рынке.

Международная передача технологии – это комплексный процесс, осуществляемый в различных формах и по многочисленным каналам.

Каналы передачи технологии:

- внутрифирменный – заграничным филиалам ТНК;

- межфирменный – по лицензионным, кооперационным, управленческим и другим долгосрочным соглашениям с иностранными фирмами;

- внешнеторговый – вместе с экспортными поставками машин, оборудования и другой промышленной продукции.

Формы передачи технологии различаются как коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, имеются ли денежные расчеты между продавцом и покупателем технологии.

К некоммерческим формам передачи технологи относятся научно-технические публикации, обмен результатами исследований через личные контакты и визиты на научно-исследовательские предприятия, взаимное ознакомление с производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.

Основной формой передачи технологии в «чистом» виде являются лицензионные соглашения. Им принадлежит ведущая роль в технологическом обмене на коммерческой основе, поскольку она выступает как важная составная часть других форм технологического обмена. Лицензионные соглашения могут как сопутствовать контрактам на строительство комплектных предприятий или поставкам комплектного оборудования, так и не быть связанными с экспортом материальных носителей технологии.

Различают три основных вида лицензионных соглашений:

- соглашение исключительной лицензии;

- соглашение простой (неисключительной) лицензии;

- соглашение полной лицензии.

К числу новых форм передачи технологии, при которых ее основными носителями являются люди, относятся соглашения типа инжиниринг и франчайзинг, а также управленческие контракты.

Услуги типа инжиниринг как предмет коммерческой сделки – это различного рода инженерно-консультационные услуги покупателю, который стремится использовать их для оптимизации капиталовложений, связанных с каким-либо техническим проектом. Инжиниринговые компании разделяются в основном на две группы – инженерно-консультационные и инженерно-строительные.

Соглашение о франчайзинге предполагает предоставление крупной «родительской» фирмой права мелкой фирме вести в течение определенного времени свое дело под своеобразной опекой «родителя», выделяющего соответствующее оборудование, помогающего грамотно выбрать торговую зону, получить заем и т.д. При этом младший партнер получает право торговать своей продукцией под маркой «родителя», частично реализующего через него свои изделия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.005 с.)